Файл: Вопросы налогообложения по осуществлению рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении рекламной деятельности, носит разноотраслевой характер (нормами частного и публичного права). Частноправовое регулирование указанных отношений осуществляется посредством договора, а публично-правовое - путем установления требований к содержанию и способам распространения рекламы. В настоящее время вопрос об установлении гармоничного сочетания публичных и частных интересов и закреплении их в праве все чаще поднимается в научной литературе [16.C.71].

Далее необходимо отметить, что реклама существует лишь на рынках, функционирующих в условиях конкуренции, и важной составляющей правового механизма рекламных отношений является государственный контроль в лице Федеральной антимонопольной службы России, которая вправе выносить предписания, способствующее недопущению либо прекращению нарушений рекламного законодательства и уплаты штрафов. [20.C.12]

Вместе с тем государственный контроль должен отстаивать права и законные интересы потребителя, ограничивая интенсивность рекламы на телевидении, так как реклама зачастую раздражает, утомляет своей навязчивостью и, что особенно следует подчеркнуть, в последнее время реклама нередко далека от деликатности. В связи с этим следует внести изменения в ч. 10 ст. 14 Закона с тем, чтобы сократить продолжительность рекламы, прерывающей телепередачи и художественные фильмы с 4 до 2 минут.

В часть 3 ст. 14 Закона «О рекламе» следует внести изменение о том, что общую продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (прерывания телепрограммы рекламой и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом наложения ее на кадр телепрограммы) сократить с 15% времени вещания в течение часа до 7-8%, ограничив трансляцию постоянно повторяющихся рекламных роликов.

Исходя из вышеизложенного следует, что рекламное право образует сложную комплексную иерархически соподчиненную систему, основанную на положениях разноотраслевых нормативных актов, в том числе международно-правовых стандартов, а также этических правил и норм . Естественно, формирование законодательства о рекламе предполагает органичное единство и непременный учет публичных и частных начал в правовом регулировании.

1.2. Налогообложение субъектов рекламных правоотношений


Рассмотрение вопросов налогообложения участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации возможно лишь при подробном изучении субъектного состава данных участников - их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения. Так, изготовление и распространение рекламной информации могут осуществлять специализированные организации, привлеченные по договору рекламных услуг. Сторонами данного договора как договора об оказании услуг выступают исполнитель и заказчик, тогда как круг субъектов, перечисленных в ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» [3], значительно шире и включает в себя следующих субъектов: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребители и спонсор.

Очевидно, что в процессе создания рекламы, осуществления активной деятельности участвуют не все указанные субъекты, а лишь т.н. «активные субъекты рекламной деятельности», к которым относятся рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель и спонсор. [3]

На стороне исполнителя выступают субъекты предпринимательской деятельности, следовательно, исполнитель является, как правило, либо коммерческой организацией, либо индивидуальным предпринимателем. В свою очередь коммерческие организации в сфере рекламы наиболее часто создаются в форме хозяйственных обществ - обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ. [13.C.35]

Налогообложение в сфере рекламных услуг осуществляется в общем порядке с некоторыми особенностями, присущими данной деятельности. В частности, с субъектов рекламной деятельности взимаются:

а) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.). Субъектами налогообложения здесь являются именно организации, независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;

б) налоги, взимаемые как с физических лиц, так и с организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Главный принцип их взимания — наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог). [15.C.26]

Особенности налогообложения рекламных организаций могут быть отмечены в процессе взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль организаций. Так, налоговая база при реализации рекламных услуг определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. [4]


В соответствии с подп. 25 п.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание), единицы которых не превышают 100 руб. [4]

Однако в Законе отсутствуют четкие и понятные определения понятий «единица товаров, работ, услуг», «передача в рекламных целях», что нередко приводит к разночтениям между налогоплательщиками и налоговыми органами, урегулировать которые возможно лишь в судебном порядке4. Кроме того, при налогообложении прибыли между налогоплательщиками и налоговыми органами нередко возникают споры по поводу того, какие рекламные расходы относятся к нормируемым, а какие к ненормируемым. Чтобы снизить риск возникновения подобных споров, налогоплательщику целесообразно вести раздельный учет нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу. [14.C.54]

На стороне рекламодателя могут выступать и такие субъекты, как государственные и муниципальные учреждения, организации. Государство и муниципалитеты в данном случае выступают на стороне рекламодателя, осуществляя заказ рекламы услуг государственных образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры и т.д. [16.C.71]

С другой стороны, государство и муниципальные образования в процессе распоряжения принадлежащими им муниципальными землями (и иным имуществом) участвуют в предоставлении земельных участков для размещения наружной рекламы в виде рекламных щитов, конструкций и иных сооружений. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»[3], распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. [16.C.70]

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения схем размещения рекламных конструкций в соответствии с частью 5.8 ст. 19 ФЗ «О рекламе» [3] проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.


Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления. [17.C.90]

К «активным субъектам рекламной деятельности» относятся «спонсор» и «спонсорская реклама». Данные понятия предусмотрены в подп. 9 и 10 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» [3]. Так, спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Следовательно, спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Таким образом, по мнению Минфина России, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату. [17.C.92]

Таким образом, в рекламном процессе участвуют как субъекты коммерческой деятельности (в основном - хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), так и публично-правовые образования. При этом государство и муниципальные образования в лице своих органов могут участвовать в рекламных правоотношениях, выступая в качестве рекламодателя, т.е. заказчика рекламных услуг (работ), путем проведения торгов на соответствующем уровне. [17.C.93]

Возможность участия государства и муниципалитетов в качестве рекламопроизводителя и рекламораспространителя ограничено действующим законодательством. Наиболее часто государственные и муниципальные органы в процессе реализации прав на принадлежащее им имущество осуществляют предоставление места под рекламу, активно участвуя в рекламном процессе. [18.C.20]

1.3. Проблемы реализации принципа налогообложения в рекламной деятельности


В современном мире налоговое бремя, возлагаемое государством на своих граждан, уже не предполагает произвольного и безграничного вмешательства в отношения собственности, нарушения свободы предпринимательской деятельности. Не допускается безвозмездное изъятие в пользу государства объектов частной собственности, введен запрет на применение каких-либо налогов и сборов, не установленных напрямую законом. [21]

Совершенствование налоговой системы невозможно без правовых направлений, ориентиров, которые воплощены в принципах налогового права. При этом следует отметить, что в настоящее время в науке налогового права отсутствует разграничение принципов налогообложения, принципов налоговой системы и собственно принципов налогового права. [20.C.3]

Очевидно, что в налоговом праве находят свое применение общеправовые принципы - такие, как принцип справедливости, равноправия, единства прав обязанностей, гуманизма, сочетания убеждения и принуждения, принцип демократизма. Следует отметить, что формулировка п. 2 ст. 1 НК РФ[4] неоправданно расширяет понятие общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, отождествляя их, ввиду применения связки «в том числе», со всеми институтами Общей части НК РФ, начиная с видов налогов и сборов и заканчивая формами и методами налогового контроля. При этом остается очевидным, что в данной статье речь идет о принципах налогообложения и сборов именно в узком смысле - «принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов». Таким образом, непосредственно понятие «принципы налогового права» в Налоговом кодексе РФ не сформулировано. Принципы же налогообложения именуются основными началами законодательства о налогах и сборах и содержатся в ст. 3 Налогового Кодекса РФ. [4]

Помимо основополагающих принципов законности и справедливости, всеобщности и равенства налогообложения, которые пронизывают все из основных начал законодательства о налогах и сборах, важное значение имеет принцип, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Именно правовая определенность в вопросах о том, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке должен платить налогоплательщик, позволит ему в полной мере применять свои права и исполнять обязанности по уплате налогов, исключит возможность произвола при применении к нему мер налоговой, административной и уголовной ответственности. [23.C.12]