Файл: Менеджмент по отраслям. История развития менеджмента. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Какие изменения могут произойти в управлении в XXI веке? Как видно, управленческая методология постоянно упирается во что-то новое, что как бы отри­цает достижения предыдущего шага. В связи с этим каждый раз возникает новая проблема, совершенно отличная от решаемой. В XXI веке наиболее актуальной будет идея дифференциации.

Если сейчас управленческая теория учит тому, как оценить, сравнить, сопоставить и адаптировать имеющиеся примеры эффективного управления организаций с целью улучшения собственной работы (так называе­мый бенчмаркинг), то управленческие теории XXI века будут учить тому, как не быть таким, как все остальные. Если до этого управление учило тому, как правильно работать и создавать правильные системы, то в XXI в. встанет вопрос: как уйти от стандартов, от принятых систем, как быть другим?

Представляет­ся, что управленческие концепции будут связаны с тем, как разрабо­тать методологию управления, используя которую, организации могли бы найти способ отличаться от других. Быть не похожим на других очень трудно. Но это будет основой управленческого успеха в XXI веке.

Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как «информационное общество». В последние годы информация стала одним из важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными.

 Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию.

В XXI веке огромный интерес представляет разработка и внедрение новых информа­ционных технологий обусловленных резким услож­нением управленческой деятельности, связанным, в пер­вую очередь, с постоянно возрастающим объемом информации, циркулирующей в организации. Обра­боткой информации занимается все большее число людей, а рост производительности их труда значи­тельно отстает от роста производительности труда в производстве. Это обусловило общественную потреб­ность в переходе к новым формам информационной деятельности, основанной на принципиально иной программно-технической и организационно-техноло­гической базе .


Каким же будет доминирующий или, точнее, основной продукт в XXI веке? Чем будут заниматься организации? Можно предположить, что в XXI веке основным продуктом станет здоровье человека, продление его жизни, устранение болезней, т.к. сохранение и поддержание здоровья является одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Производство будет очень сильно ориентировано на создание новых лекарственных пре­паратов, а также на создание всевозможных приборов и машин, ко­торые будут позволять людям делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной. То есть производ­ство будет подчинено интересам создания здорового человека. На это же будет нацелена и сфера услуг .

Мир в XXI веке стоит перед новыми проблемами глобального характера, но, пока не произошло осмысления их остроты, методы решения остаются прежними, во многом характерными для прошлых столетий. Корень этого противоречия – в отсталости культуры, в том числе управленческой, которая является органической частью общей культуры человечества.

В целях выживания человечества миру еще предстоит совершить ряд прогрессивных изменений в организации трудовой деятельности, производственных отношений, в утверждении принципов гражданского общества, самоуправления и т.д. Но эта модернизация цивилизации сегодня возможна только в условиях ускоренной смены образцов культуры, знаний, ценностей, способов освоения действительности. Культурное обновление должно предшествовать процессу модернизации общества, обеспечивать его, определять темпы и сроки. Только изменяя «параметры» культуры общества, его отдельных регионов, трудовых ассоциаций, личности, можно вывести общество на новую качественную ступень развития.

Необходимо отметить тот факт, что конец XX века был ознаменован устойчивой тенденцией к глобальному управлению бизнесом. Действительно, глобализация позволила перейти к новому этапу расширения влияния того или иного бизнеса – сначала через рынки, а затем и через производства. Перешагнув через континенты, глобализация столкнулась с серьезными препятствиями со стороны местной специфики, которую необходимо было понять и учесть при ведении бизнеса. Поэтому XXI век предъявляет особые требования к учету местных особенностей в процессе эффективной реализации глобального управления бизнесом. Важную роль в связи с этим приобретает изучение влияния национальной культуры на управление бизнесом и применение результатов этих исследований на практике.


Сейчас процесс глобализации продолжает свое мощное наступление. Однако при этом, хотя национальные границы и стираются, национальные культуры остаются. Бизнес становится интернациональным, но люди, в нем участвующие, продолжают сохранять в своем базовом поведении черты присущей им национальной культуры. Путь к глобализации лежит через местную специфику.

В чем же проявится глобализация в XXI веке? Очень большой акцент будет делаться на управлении разнообразием. Остро проявится потребность сохранения разнообразия и использования его преимуществ наилучшим образом .

 Впервые после 80х гг. ХХ века мир вступает в новую стадию развития рынка. В прежние годы его развитие определялось в основном конкурентной борьбой, и все теории и концепции менеджмента были так или иначе связаны именно с ней. Теперь рынок поворачивается в сторону формирования крупных альянсов, союзов и «географических» конгломератов. Компании начинают переходить к взаимодействию с конкурентами. Крупные компании еще больше укрупняются, идет процесс слияний и объединений.

Это означает, что отдельные компании ориентируются уже не на борьбу, а на гармонизацию взаимоотношений с рыночной средой. Идут процессы глобализации. Ключевым стратегическим вопросом бизнеса теперь становится позиционирование компании не только на рынке, но и шире – в социальной среде. В случае с крупными компаниями это переносится на уровень общества в целом (социальная ответственность компании).

В XXI веке немаловажное значение будет иметь образование для будущего менеджмента. Изложенные выше подходы к теории и практике менеджмента могут быть интерпретированы в данном контексте как взаимоотношение между обучением менеджменту и применением полученных знаний в практике бизнеса. Признавая нежизнеспособность «абстрактного» менеджмента, авторы, однако, признают, что успех будущего управленца – это функция знаний (и методов их передачи) и опыта, т. е. применения их на практике. Менеджмент, ожидаемый нами из завтра, и мы в этом убеждены, будет, конечно же, другим, но его значение для успеха в бизнесе возрастет. Именно по этой причине рассуждения о менеджменте на университетском уровне будут по-прежнему являться естественной потребностью деловой практики. И чтобы менеджеры не становились невольными пленниками мнимого «инструментального» восприятия, другими должны стать и знания, и навыки, и методы обучения, и программы, а самое главное, другими будут отношения по данному поводу между бизнес-практикой и бизнес-образованием.


Если в ХХ веке бизнес шел в университеты, то в ХХI веке университеты пойдут в бизнес. Роль бизнес-образования будет в целом возрастать в связи с признанием каждодневных дилемм как в социальном и нравственном плане, так и в выстраивании эффективных отношений управления.

В третьем тысячелетии проблема экологической безопасности внесет существенные коррективы в деятельность современной организации.

Актуальна будет новая концепция управления производством и обществом – экологический менеджмент – тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства и экологической культуры жизнедеятельности человека.

Экологический менеджмент построен на социально-экономическом и социально-психологическом мотивировании гармонии взаимоотношений человека с природой. Концепция экологического менеджмента включает полный комплекс проблем управления, связанных с экологическими процессами как объектом управления.

Экологические проблемы уже сейчас занимают ведущее место в жизни современного человеческого общества. Экономический рост и экологическая безопасность тесно связаны между собой, и только их оптимальное сочетание способно обеспечить разумный баланс между деятельностью человека и природой. Производство и предпринимательство в XXI веке должны внести решающий вклад в стабильное развитие как отдельных стран, так и всего миррового сообщества. Стабильное развитие предполагает возможности роста объектов производства, повышение жизненного уровня людей при одновременном сохранении и качественном улучшении среды обитания.

Стабильное развитие нельзя свести только к решению отдельных экономических, социальных или технологических задач. Прежде всего, здесь необходимо формирование и развитие новой экологической культуры и культуры предпринимательства, где охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются среди высших приоритетов.

В развитых странах очевидные результаты в решении экологических проблем, в первую очередь на производственном уровне, связанных в последнее время с развитием таких негосударственных предпринимательских видов деятельности, как экологическое аудирование и менеджмент. В России правовая и нормативная база экологического менеджмента только начинает формироваться .

В заключении можно сделать вывод о том, что залогом успешной деятельности организаций в долгосрочной перспективе будет являться их способность меняться в соответствии с изменяющимися условиями, которая обеспечивается наличием новых подходов в управлении, связанных, прежде всего, с глобализацией, информатизацией и экологизацией управления.


Заключение

Цель курсовой работы достигнута.

В соответствии с целью курсовой работы можно сделать выводы:

1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, перед тем как превратился в самостоятельную науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

2.Большое значение имеет изучение опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе отечественных проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

3.Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента учитывает особенности русского менталитета. От него во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться по научным принципам.


Понятие менеджмент и управление тесно взаимосвязаны друг с другом. По своей сути это одно и тоже. Управление возникло еще в древности, когда люди стали объединяться для достижения тех или иных общих целей, когда стали возникать первые древние организации.
Признание управления как научной дисциплины пошло с 1910 года.
Основой развития менеджмента стало зарождение четыре различных школ управления. Сначала возникла школа научного управления, затем административная школа, затем школа человеческих отношений и количественная школа.

Развитие каждой школы было построено на убеждении, что был найден единственно правильный подход к построению эффективносй системы управления. Но применение на практике тех или иных методов различных школ показало несовершенство каждого их четырех подходов.

Подходы каждой школы имели свои достоинства и недостатки. Но каждая школа внесла свой значительный вклад в развитие менеджмента.
Научное управление основывается на анализе конкретных форм и методов работ и выделении наиболее эффективных методов для повышения эффективности управления в целом.
Основой классической школы управления стал административный подход. Его основоположником является А. Файоль. Он выделил такие главные признаки управления как планирование, организация, распоряжение и контроль.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.
Дальнейшее совершенствование подходов к управлению связано с достижениями в областях точных наук, с развитием таких наук как математика, статистика и пр. Они послужили формированию количественных методов анализа тех или иных ситуаций.
Количественный подход или научная школа управления применяют количественные методики для анализа и построения моделей.