Файл: Менеджмент по отраслям. История развития менеджмента. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это служит основой принятия грамотных верных управленческих решений, направленный на повышение эффективности деятельности организации.
Все эти школы управления внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Но ни одна из них не является полностью идеальной и подходящей к практическим условиям управления.
Системный подход строится на том, что организация функционирует как система и все в ней взаимосвязано.

Суть ситуационного подхода заключается в том, что организация функционирует как открытая система и на нее оказывают влияние внешняя среда, что делает принятие управленческих решений в той или иной ситуации уникальными. Ситуационный подход стал продолжение и развитием системного подхода и показал важность учета конкретной ситуации для принятия того или иного управленческого решения. 

Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента как:

1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;

2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;

3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;

4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;

5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

В науке современного менеджмента выделяются следующие черты:

1) системный подход к управлению;

2) ситуационный принцип управления;

3) определяющая роль организационной культуры;

4) механизация и автоматизация управленческих процессов;

5) демократизация управления;

6) интернационализация менеджмента.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ менеджмента - “цели человек-эффективность”. Золотое правило менеджмента: “эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2000 - 300 стр.

2. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003 - 624 с.

3. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2002 - 560 стр.

4. Кредисов А.И. История учений менеджмента - Киев: ВИРА-Р, 2000 - 336 стр.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Даю, 2003

6. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с. 


7. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004. – 272 с.


8. Журавлев П.В., Седегов Р.С., Янчевский В.Г. Теория системного

менеджмента - М.: Экзамен, 2006. - 512 с.


9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. /Пер. с англ. под ред. О.Я. Третьяк,

Л.А. Волковой, Ю.Н. Контуревского. –СПб.: Питер, 2004.- 742 с.


10. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега, 2005.- 360 с.


11.Николайчук В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005.-608 с.


12.Одинцов А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». – М.: Колос, 2006.- 318 с.


13.Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: Изумруд, 2004. – 298 с.


14.Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2005.-304 с.


15.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К, 2005.- 556 с.


16.Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 304 с.


17.Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием. “Менеджмент в России и за рубежом”. 2005. №6. – 44 с.


18.Татарников Е.А. Управление предприятием: Конспект лекций. – М.: Феникс, 2005.-224 с. 


19.Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. – М: ИНФРА-М, 2005.-534 с.