Файл: Менеджмент по отраслям. История развития менеджмента. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Это служит основой принятия грамотных верных управленческих решений, направленный на повышение эффективности деятельности организации.
Все эти школы управления внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Но ни одна из них не является полностью идеальной и подходящей к практическим условиям управления.
Системный подход строится на том, что организация функционирует как система и все в ней взаимосвязано.
Суть ситуационного подхода заключается в том, что организация функционирует как открытая система и на нее оказывают влияние внешняя среда, что делает принятие управленческих решений в той или иной ситуации уникальными. Ситуационный подход стал продолжение и развитием системного подхода и показал важность учета конкретной ситуации для принятия того или иного управленческого решения.
Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента как:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
В науке современного менеджмента выделяются следующие черты:
1) системный подход к управлению;
2) ситуационный принцип управления;
3) определяющая роль организационной культуры;
4) механизация и автоматизация управленческих процессов;
5) демократизация управления;
6) интернационализация менеджмента.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ менеджмента - “цели человек-эффективность”. Золотое правило менеджмента: “эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2000 - 300 стр.
2. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003 - 624 с.
3. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2002 - 560 стр.
4. Кредисов А.И. История учений менеджмента - Киев: ВИРА-Р, 2000 - 336 стр.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Даю, 2003
6. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с.
7. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004. – 272 с.
8. Журавлев П.В., Седегов Р.С., Янчевский В.Г. Теория системного
менеджмента - М.: Экзамен, 2006. - 512 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. /Пер. с англ. под ред. О.Я. Третьяк,
Л.А. Волковой, Ю.Н. Контуревского. –СПб.: Питер, 2004.- 742 с.
10. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега, 2005.- 360 с.
11.Николайчук В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005.-608 с.
12.Одинцов А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». – М.: Колос, 2006.- 318 с.
13.Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: Изумруд, 2004. – 298 с.
14.Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2005.-304 с.
15.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К, 2005.- 556 с.
16.Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 304 с.
17.Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием. “Менеджмент в России и за рубежом”. 2005. №6. – 44 с.
18.Татарников Е.А. Управление предприятием: Конспект лекций. – М.: Феникс, 2005.-224 с.
19.Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. – М: ИНФРА-М, 2005.-534 с.