Файл: Менеджмент по отраслям. История развития менеджмента. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение


Изучение истории управленческой мысли помогает определить пути, формы и методы всего лучшего, накопленного в этой области практикой в целях ускоренного решения экономических, политических и социальных проблем, стоящих в настоящее время перед Россией.
Изучение истории развития менеджмента в настоящее время особенно актуально, т.к. изучая исторический опыт и пути развития, отслеживая эволюцию можно прийти к пониманию истинной сущности управления и осознанию того, как сделать его наиболее эффективным. 
Обычно историческую периодизацию связывают с определенным этапом цивилизации (цивилизационный подход); с определенным культурным периодом в жизни человечества или отдельных народов (культурологический подход); с какой-либо общественно-экономической формацией или переходным периодом между ними (формационный подход).

Первые два подхода не имеют четких объективных критериев периодизации, последний – имеет объективный критерий отношения к собственности на основные средства производства, но тоже не отражает в полной мере процессов менеджмента в различные этапы жизни людей. Неоднозначность и многоаспектность менеджмента невозможно уложить в жесткие формационные рамки, хотя в грубом приближении мы ими воспользуемся, особенно в досовременный период. ХХ век отличается широким разнообразием школ, идей, методов и подходов. 
В учебной литературе в частности: В.Т.Жигалов "Основы менеджмента и управленческой деятельности"; Менеджмент в организации. Учебное пособие под редакцией З.П.Румянцевой и Н.А.Соломатина периодизация истории менеджмента начинается с 1885 года и заимствована из книги М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури "Основы менеджмента".

В основу этой периодизации положены подходы к изучению и развитию теории и практики менеджмента. Oснованные на выделении различных школ. Свою работу мы будем строить в основном на изучения именно этой книги.

Теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. В самом общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон) классическую или административно-функциональную школу управления (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.). 

Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности. Таким образом, формируется "Пирамида теории менеджмента" в основании, которой лежит Школа научного управления. 
Фундамент современного менеджмента был заложен основателями Школы научного менеджмента Фредериком Тэйлором (1856—1915), супругами Фрэнком (1868–1924) и Лилиан (1878-1972) Гилбрет (Gilbreth), Гаррингтоном Эмерсоном (1853-1931); и Административно-функциональной школы управления: Анри Файолем (1841-1925), Максом Вебером (1864 - 1920) и другими. Ими были сформированы принципы рациональной организации производства, научного управления и функции управления. 


- Следующим важным этапом развития стала теория менеджмента «с человеческим лицом», представленная Школой человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет (1868-1933), Элтон Мейо (1880—1949), Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) и школой поведенческих наук: Джэкоб Л. Морено, Курт Левин (1890—1947), Абрахам Маслоу (Маслов, 1908 – 1970). 
Школа науки управления: Питер Друкер (1909-2005), Игорь Ансофф (1918), Рассел Акофф (1919), Д. Гвишиани, М. Мескон, С. Янг, характеризуется системным подходом, реинженеренгом бизнеса, развитием количественных методов в управлении, ситуационным подходом. 
История менеджмента, как и любая другая наука, способна научить лишь тех, кто хочет чему-либо научиться. Начало XXI века - время стремительных идей, процесс освоения мирового управленческого опыта новыми поколениями менеджеров. Характерными чертами этого процесса являются: изучение приоритета национальных ценностей и культур, ориентация не на идеологическую борьбу, а на плодотворное сотрудничество. В этом просматривается поворот к человеку, его интеллекту, развитию профессионализма, компетентности, освоению лучшего опыта, накопленного человечеством.

Целью написания данной работы является изучение истории развития менеджмента.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие менеджмента и условия его развития как науки
- Провести анализ школ управления
- Изучить основные подходы к управлению
 

Предметом исследования является история развития менеджмента как науки. Объектом исследования выступают различные подходы и школы управления.
При написании работы применялись такие методы как сбор, анализ информации и ее систематизация. Основным информационным источником послужила книга Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента, которую можно отнести к классике менеджмента, а также работы других авторов в данном направлении.

Глава 1

1.1. Понятие и сущность менеджмента

Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.

На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".


Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура.

Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях методах и принципах.

В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:
— как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;

— как область научного исследования. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.
— как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации.
Спецификой можно назвать наличие общих и специфических целей! Общие или стратегические цели, определяют концепцию развития организации в целом. Направлены на перспективу, а специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это достигается, совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей.

Условия эффективности менеджмента

Все стороны управленческой деятельности между собой объективно взаимосвязаны. Поэтому любые изменения в какой-то из подсистем вызывают соответствующие изменения во всех других подсистемах. Так например, отсутствие необходимых деловых качеств у персонала ведет к некачественному выполнению функций, использование неэффективных методов. Несоблюдению рациональных принципов управления!В результате цели оказываются в той или иной мере, нереализованными. Точно так же любой элемент системы менеджмента, функционирует в рамках общей системы.

Система менеджмента, это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления, тем или иным объектом. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента.


Исходя из методологии, это означает, что как вся система управления должна соответствовать целям организации. Каждый метод и элемент управления должны быть направлен на достижение главной цели организации. Любая система управления разрабатывается людьми, которые сами являются субъектами этого же управления. Эта система направлена на реализацию поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется, на законах и принципах. 

Основные задачи менеджмента

К основным общим целям менеджмента относятся:

 -прогнозирование

- планирование

-достижение намеченных результатов в деятельности предприятия.

- конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. 

Не менее важными целями менеджмента являются:

-управление производством

- совершенствование научно-технологической базы

- эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство которое опирается на лежащие, в его основе концепции, законы принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность, сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми чья работа, состоит в координации усилий всего персонала предприятия, для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента, лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла, ставилась не целесообразность, а цель! Для достижения которой часто допускались любые затраты.


Поскольку в настоящей работе, в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.

Главная цель менеджмента — это управление! Ориентированное на успешную деятельность присущее каждой организации и, отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций, успех может интерпретироваться по-разному, например: перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность, не всегда могут считаться критериями успеха.

Как правило любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей. Тогда и организация малого бизнеса, может считаться столь же успешной, как и крупная. Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.
Некоторые организации, прекращают свою деятельность после достижения целей!

Примером такой организации может служить любой правительственный орган создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим, существуют и такие организации, которые заинтересованы в том что бы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно поскольку любая организация ,имеет потенциал существовать бесконечно.

Цели обладают рядом характеристик:
-конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных.
Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации:
-взаимно поддерживающие цели, действия и решения необходимые для достижения цели, не должны мешать достижению других.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.
Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1. выявление и общих для организации целей; 2. построение иерархии целей; 3. установление индивидуальных целей.