Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие и сущность, цели и задачи коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Кроме того, ИП Борисова А. П. в своей коммерческой деятельности практически не использует рекламу.
ИП Борисова А. П. в магазине «Продукты» постоянно поддерживает организационную культуру труда: в магазине имеются уголок потребителя, книга жалоб и предложений, а так же столы для покупателей. У продавцов имеется спец. одежда и обувь. Социально-бытовые условия работников магазина соответствуют санитарным нормам и требованиям. Помещение магазина оборудовано бытовыми комнатами для персонала, комнатой для приёма пищи, водопроводом, туалетом.
Далее проведём экономический анализ и дадим общую оценку специфики развития коммерческой деятельности ИП Борисовой А. П. по магазину ”Продукты”. Для этого воспользуемся данными бухгалтерской отчётности за 2015-2016 годы . Рассчитаем товарооборот в магазине ”Продукты” ИП Борисовой А. П. за 2015-2016 годы по формуле
Оборот розничной торговли на 1м2 площади торгового зала в 2016 году составил: 9125,2 тыс. руб./ 150 = 60,8 тыс.руб./м2.
Оборот розничной торговли на 1м2 площади торгового зала в 2015 году составил: 9282,4 тыс. руб./ 150 = 61,9 тыс.руб./м2.
Рассчитаем производительность труда на одного работника торгового зала по формуле
Производительность труда на одного работника торгового зала в 2016 году составила 9282,4 тыс. руб. /11= 843,9 тыс. руб./чел.
Производительность труда на одного работника торгового зала в 2015 году составила 9125,2 тыс. руб. /8= 1140,7 тыс. руб./чел.
Рассчитаем прибыль от продаж за анализируемый период по формуле
В 2016 году прибыль от продаж составила (4054,4 тыс. руб. – 3048,0 тыс. руб.) = 1006,4 тыс. руб.
В 2015 году прибыль от продаж составила (3380,2 тыс. руб. – 2352,0 тыс. руб.) = 1028,2 тыс. руб.
Рассчитаем рентабельность продаж по
В 2016 году рентабельность продаж составила
(1028,2 тыс. руб. / 9282,4 тыс. руб.) х 100% = 10.8%
В 2015 году рентабельность продаж составила
(1006,4 тыс. руб. / 9125,2 тыс. руб.) х 100% = 11.3%
Полученные аналитические расчёты представим в виде таблицы 2. на следующей странице.
За анализируемый период товарооборот ИП Борисовой в магазине ” Продукты” практически не изменился, не смотря на то, что в последний отчетный год спрос на товар ниже, и товародвижение сбрасывает темпы. Стараясь не снизить товарооборот ИП Борисова принимает различные меры: количество работников увеличилось на 3 чел. или на 37,%, соответственно заработная плата увеличилась на 360 тыс. руб. (37,5%).
Таблица 2. Анализ основных экономических показателей деятельности магазина ” Продукты” ИП Борисовой А. П. за 2015 – 2016 годы
Показатели |
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
отклонение |
темп изменения |
1. Товарооборот |
тыс. руб. |
9125,2 |
9282,4 |
157,2 |
101,7 |
2. Торговая площадь магазина |
м2 |
150,0 |
150,0 |
0,0 |
100,0 |
3. Товарооборот на 1 м2 |
тыс.руб./м2 |
60,8 |
61,9 |
1,1 |
101,7 |
4. Численность работников, всего |
чел. |
8,0 |
11,0 |
3,0 |
137,5 |
в.т.ч. Работников ТОП |
чел. |
5,0 |
6,0 |
1,0 |
120,0 |
5. Производительность труда одного работника |
тыс.руб./чел |
1140,7 |
843,9 |
-296,8 |
74,0 |
6.Производительность труда одного работника ТОП |
тыс.руб./чел |
1825,0 |
1547,1 |
-278,0 |
84,8 |
7.Валовый доход – уровень к Т/О |
тыс.руб. % |
3380,2 37,04 |
4054,4 43,68 |
674,2 6,64 |
119,9 х |
8.Издержки обращения |
тыс.руб. |
2352,0 |
3048,0 |
696,0 |
129,6 |
уровень к Т/О |
% |
25,8 |
32,8 |
7,0 |
х |
в т.ч. Расходы на оплату труда |
тыс.руб. |
960,0 |
1320,0 |
360,0 |
137,5 |
9. Среднемес. з/п 1 работника |
тыс.руб. |
10,0 |
10,0 |
0,0 |
100,0 |
10. Прибыль от продаж |
тыс.руб. |
1028,2 |
1006,4 |
-21,8 |
97,9 |
рентабельность продаж |
% |
11,3 |
10,8 |
-0,4 |
х |
Это повлияло на расходы по оплате труда, что значительно повысило издержки обращения в 2016 г. по сравнению с 2015 г. – на Увеличение количества рабочего персонала привело к тому плюсу, что весь рабочий процесс стал проходить слаженней. Компания вышла на более новый уровень, стала закупать те же товары у тех же поставщиков по более низким ценам чем конкуренты. В 2016 г. валовой доход ИП Борисовой А. П. составил 4054,4 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2015 г. (3380,2 тыс. руб.) на 674,2 тыс. руб.или 19,9%. Хоть и спрос на товары народного потребления в магазине стал меньше, а конкурентов больше, товарооборот не уменьшился.
В 2016 г. прибыль от продаж ИП Борисовой А. П. составила 1006,4 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с 2015 г. (1028,2 тыс. руб.) на 21,8 тыс. руб. или на 2,1%. Соответственно понизилась рентабельность продаж с 11,3% в 2015 г. до 10,8% в 2016 г. Рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продаваемого товара магазином ”Продукты” ИП Борисовой А. П., так как говорит о начинающемся сокращении спроса на товар.
Оборот розничной торговли на 1м2 торговой площади составил 60,8 и 61,9 тыс. руб. соответственно в двух периодах анализа. А производительность труда работников торгово-оперативного персонала 1825 и 1547,1 тыс. руб. Динамика данных показателей свидетельствует о повышении эффективности применяемого метода реализации продукции.
Основные экономические показатели коммерческой деятельности ИП Борисовой А. А. представлены в виде диаграмм на рис. 3
101,70%
119,90%
129,60%
97,90%
Товарооборот
Валовая
прибыль
Издержки
обращения
прибыль
Рисунок 3- Экономические показатели по ИП Борисовой А. П. за 2016г.
Проведённый экономический анализ коммерческой деятельности ИП Борисовой за 2015-2016 г.г. подтверждает предположение о необходимости разработки специфики дальнейшего развития её коммерческой деятельности.
Для проведения более детального экономического анализа развития коммерческой деятельности ИП Борисовой А. П. с целью изучения и оценки действующей специфики проведём ряд аналитических исследований.
1. Для более полной характеристики розничного товарооборота ИП Борисовой А. П. проанализируем розничный товарооборот по структуре товара в действующих ценах. Для этого воспользуемся аналитическими данными таблиц 3, расположенной на следующей странице.
Из аналитических данных таблицы 4 можно сделать вывод как изменяется товарооборот по структуре: некоторые товары стали продаваться лучше, некоторые хуже.
Таблица 3
Анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах
Товарные группы |
2015 год |
2016 год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп изменения, % |
||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
|||
1. Колбасные изделия |
5990 |
65,6 |
5613 |
60,5 |
-377 |
93,7 |
2. Крупа и сыпучие продукты |
775 |
8,50 |
939 |
10,1 |
164 |
121,2 |
3. Молочные продукты |
1998,2 |
21,9 |
1951,4 |
21,0 |
- 46,8 |
97,7 |
4. Хлебобулочные изделия |
365 |
4,00 |
779 |
8,40 |
414 |
213,4 |
Итого: |
9125,20 |
100,00 |
9282,40 |
100,00 |
За анализируемый период наблюдается снижение розничного товарооборота по двум товарным группам – по колбасным изделиям на 377 тыс. руб. и по молочным продуктам – на 46,8 тыс. руб.
В 2016 году товарооборот круп и сыпучих продуктов составил 939 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2015 годом (775 тыс. руб.) на 164 тыс. руб. В 2016 году товарооборот хлебобулочных изделий составил 779 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2015 годом (365 тыс. руб.) на 414 тыс. руб. Предполагается, что можно повысить розничный товарооборот колбасных изделий и молочных продуктов за счёт определённых скидок и усиления рекламы на эти товарные группы.
2. Анализ конкурентоспособности ИП Борисовой А. П.
Для оценки конкурентоспособности коммерческой деятельности ИП Борисовой по магазину ”Продукты” были выбраны несколько однотипных магазинов, расположенных в г. Димитровграде, занимающихся розничной торговлей продуктами питания. Оценивались условия конкурентоспособности магазина ”Продукты” ИП Борисовой А. П. по сравнению с выбранными магазинами конкурирующих фирм (таблица 4).
Методика исследования: оценка деятельности магазинов-конкурентов проводилась по семи параметрам по 5 – бальной шкале, где максимальные 5 баллов предприятие получало, если полностью соответствовало параметру. В таблице также представлено итоговое суммарное значение для каждого магазина.
Таблица 4
Оценка магазина «Продукты» ИП Борисовой по условиям конкурентоспособности с другими магазинами
Параметры |
Магазины – конкуренты |
||||
«Продукты», ул. М. Тореза, 5 |
« Продуктовый», ул. Куйбышева, 328 |
«Торговый центр», пр. Ленина, 55 |
«Магнит», ул. Гагарина, 22 |
||
1 |
Ассортимент |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Цены |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Расположение |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Режим работы |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Парковка |
4 |
3 |
3 |
3 |
6 |
Скорость и качество обслуживания |
4 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Метод продаж |
по образцам |
|||
Итого: |
25 |
22 |
23 |
24 |
Рассчитаем частный показатель уровня качества обслуживания покупателей в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П. – показатель устойчивости ассортимента товаров (Ку) по формуле.
В таблице 5 приведен расчет показателя устойчивости ассортимента магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.
Таблица 5
Анализ устойчивости ассортимента в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.
Товарные группы |
Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем |
Фактическое количество разновидностей на момент проверок |
Среднее количество разновидност. |
Коэффициент устойчивости ассортимента по группам |
||
22.12.2016 (пятница) |
23.12.2016 (понедельник) |
25.12.2016 (среда) |
||||
Колбасные изделия |
250 |
250 |
235 |
245 |
243,3 |
0,97 |
Крупа и сыпучие продукты |
21 |
17 |
14 |
17 |
16 |
0.76 |
Молочные продукты |
30 |
30 |
27 |
30 |
117.7 |
0.8 |
Хлебобулочные изделия |
23 |
20 |
14 |
21 |
18,3 |
0.9 |
Другие продукты |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
1,0 |
Итого: |
342 |
335 |
308 |
331 |
324,6 |
0.95 |
Ку=(335/342+308/342+331/342) : 3 = (0,98+0,90+0,97)/3=0,95.
В целом в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П. достаточно устойчивый ассортимент. По отдельным товарным группам (крупа и сыпучие продукты) коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,76 – это означает, что товары этой группы необходимо закупать чаще, т.к. они достаточно быстро раскупаются. Колбасные изделия имеют коэффициент устойчивости ассортимента 0,97. Это говорит о планомерной закупке этих продуктов по мере их реализации. Коэффициент устойчивости ассортимента ниже единицы только потому, что анализ производился в течение шести дней:
в первый раз – в пятницу, когда магазин заполняется товарами по максимуму перед выходными, т.к. в выходные дни покупателей отовариваются намного больше, чем в обычные дни и соответственно увеличивается выручка;
во второй раз – в понедельник, когда товары раскупаются за выходные;
в третий раз – это середина недели, когда в основном производится крупный завоз товаров в магазин.
Широта ассортимента – это общая численность ассортиментных групп. Широта товарного ассортимента фирмы представлена в общем 4 ассортиментными группами: колбасные изделия, крупы и сыпучие продукты, молочная продукция и хлебобулочные изделия. С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент магазин ”Продукты” ИП Борисовой А. П. может двумя способами: наращиванием, увеличивая широту его или насыщением, увеличивая глубину. ИП Борисовой А. П. можно посоветовать обратить внимание на покупательские предпочтения, т.е. закупать продукты, пользующиеся большим спросом и исключить из ассортиментного перечня товары, плохо реализуемые и практически не пользующиеся покупательским спросом.