Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие и сущность, цели и задачи коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, ИП Борисова А. П. в своей коммерческой деятельности практически не использует рекламу.

ИП Борисова А. П. в магазине «Продукты» постоянно поддерживает организационную культуру труда: в магазине имеются уголок потребителя, книга жалоб и предложений, а так же столы для покупателей. У продавцов имеется спец. одежда и обувь. Социально-бытовые условия работников магазина соответствуют санитарным нормам и требованиям. Помещение магазина оборудовано бытовыми комнатами для персонала, комнатой для приёма пищи, водопроводом, туалетом.

Далее проведём экономический анализ и дадим общую оценку специфики развития коммерческой деятельности ИП Борисовой А. П. по магазину ”Продукты”. Для этого воспользуемся данными бухгалтерской отчётности за 2015-2016 годы . Рассчитаем товарооборот в магазине ”Продукты” ИП Борисовой А. П. за 2015-2016 годы по формуле

Оборот розничной торговли на 1м2 площади торгового зала в 2016 году составил: 9125,2 тыс. руб./ 150 = 60,8 тыс.руб./м2.

Оборот розничной торговли на 1м2 площади торгового зала в 2015 году составил: 9282,4 тыс. руб./ 150 = 61,9 тыс.руб./м2.

Рассчитаем производительность труда на одного работника торгового зала по формуле

Производительность труда на одного работника торгового зала в 2016 году составила 9282,4 тыс. руб. /11= 843,9 тыс. руб./чел.

Производительность труда на одного работника торгового зала в 2015 году составила 9125,2 тыс. руб. /8= 1140,7 тыс. руб./чел.

Рассчитаем прибыль от продаж за анализируемый период по формуле

В 2016 году прибыль от продаж составила (4054,4 тыс. руб. – 3048,0 тыс. руб.) = 1006,4 тыс. руб.

В 2015 году прибыль от продаж составила (3380,2 тыс. руб. – 2352,0 тыс. руб.) = 1028,2 тыс. руб.

Рассчитаем рентабельность продаж по

В 2016 году рентабельность продаж составила

(1028,2 тыс. руб. / 9282,4 тыс. руб.) х 100% = 10.8%

В 2015 году рентабельность продаж составила

(1006,4 тыс. руб. / 9125,2 тыс. руб.) х 100% = 11.3%

Полученные аналитические расчёты представим в виде таблицы 2. на следующей странице.

За анализируемый период товарооборот ИП Борисовой в магазине ” Продукты” практически не изменился, не смотря на то, что в последний отчетный год спрос на товар ниже, и товародвижение сбрасывает темпы. Стараясь не снизить товарооборот ИП Борисова принимает различные меры: количество работников увеличилось на 3 чел. или на 37,%, соответственно заработная плата увеличилась на 360 тыс. руб. (37,5%).

Таблица 2. Анализ основных экономических показателей деятельности магазина ” Продукты” ИП Борисовой А. П. за 2015 – 2016 годы


Показатели

Ед. изм.

2015

2016

отклонение

темп изменения

1. Товарооборот

тыс. руб.

9125,2

9282,4

157,2

101,7

2. Торговая площадь магазина

м2

150,0

150,0

0,0

100,0

3. Товарооборот на 1 м2

тыс.руб./м2

60,8

61,9

1,1

101,7

4. Численность работников, всего

чел.

8,0

11,0

3,0

137,5

в.т.ч. Работников ТОП

чел.

5,0

6,0

1,0

120,0

5. Производительность труда одного работника

тыс.руб./чел

1140,7

843,9

-296,8

74,0

6.Производительность труда одного работника ТОП

тыс.руб./чел

1825,0

1547,1

-278,0

84,8

7.Валовый доход

– уровень к Т/О

тыс.руб. %

3380,2

37,04

4054,4

43,68

674,2

6,64

119,9

х

8.Издержки обращения

тыс.руб.

2352,0

3048,0

696,0

129,6

уровень к Т/О

%

25,8

32,8

7,0

х

в т.ч. Расходы на оплату труда

тыс.руб.

960,0

1320,0

360,0

137,5

9. Среднемес. з/п 1 работника

тыс.руб.

10,0

10,0

0,0

100,0

10. Прибыль от продаж

тыс.руб.

1028,2

1006,4

-21,8

97,9

рентабельность продаж

%

11,3

10,8

-0,4

х

Это повлияло на расходы по оплате труда, что значительно повысило издержки обращения в 2016 г. по сравнению с 2015 г. – на Увеличение количества рабочего персонала привело к тому плюсу, что весь рабочий процесс стал проходить слаженней. Компания вышла на более новый уровень, стала закупать те же товары у тех же поставщиков по более низким ценам чем конкуренты. В 2016 г. валовой доход ИП Борисовой А. П. составил 4054,4 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2015 г. (3380,2 тыс. руб.) на 674,2 тыс. руб.или 19,9%. Хоть и спрос на товары народного потребления в магазине стал меньше, а конкурентов больше, товарооборот не уменьшился.

В 2016 г. прибыль от продаж ИП Борисовой А. П. составила 1006,4 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с 2015 г. (1028,2 тыс. руб.) на 21,8 тыс. руб. или на 2,1%. Соответственно понизилась рентабельность продаж с 11,3% в 2015 г. до 10,8% в 2016 г. Рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продаваемого товара магазином ”Продукты” ИП Борисовой А. П., так как говорит о начинающемся сокращении спроса на товар.


Оборот розничной торговли на 1м2 торговой площади составил 60,8 и 61,9 тыс. руб. соответственно в двух периодах анализа. А производительность труда работников торгово-оперативного персонала 1825 и 1547,1 тыс. руб. Динамика данных показателей свидетельствует о повышении эффективности применяемого метода реализации продукции.

Основные экономические показатели коммерческой деятельности ИП Борисовой А. А. представлены в виде диаграмм на рис. 3

101,70%

119,90%

129,60%

97,90%

Товарооборот

Валовая

прибыль

Издержки

обращения

прибыль

Рисунок 3- Экономические показатели по ИП Борисовой А. П. за 2016г.

Проведённый экономический анализ коммерческой деятельности ИП Борисовой за 2015-2016 г.г. подтверждает предположение о необходимости разработки специфики дальнейшего развития её коммерческой деятельности.

Для проведения более детального экономического анализа развития коммерческой деятельности ИП Борисовой А. П. с целью изучения и оценки действующей специфики проведём ряд аналитических исследований.

1. Для более полной характеристики розничного товарооборота ИП Борисовой А. П. проанализируем розничный товарооборот по структуре товара в действующих ценах. Для этого воспользуемся аналитическими данными таблиц 3, расположенной на следующей странице.

Из аналитических данных таблицы 4 можно сделать вывод как изменяется товарооборот по структуре: некоторые товары стали продаваться лучше, некоторые хуже.

Таблица 3

Анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах

Товарные группы

2015 год

2016 год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп изменения, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

1. Колбасные изделия

5990

65,6

5613

60,5

-377

93,7

2. Крупа и сыпучие продукты

775

8,50

939

10,1

164

121,2

3. Молочные продукты

1998,2

21,9

1951,4

21,0

- 46,8

97,7

4. Хлебобулочные изделия

365

4,00

779

8,40

414

213,4

Итого:

9125,20

100,00

9282,40

100,00


За анализируемый период наблюдается снижение розничного товарооборота по двум товарным группам – по колбасным изделиям на 377 тыс. руб. и по молочным продуктам – на 46,8 тыс. руб.

В 2016 году товарооборот круп и сыпучих продуктов составил 939 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2015 годом (775 тыс. руб.) на 164 тыс. руб. В 2016 году товарооборот хлебобулочных изделий составил 779 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2015 годом (365 тыс. руб.) на 414 тыс. руб. Предполагается, что можно повысить розничный товарооборот колбасных изделий и молочных продуктов за счёт определённых скидок и усиления рекламы на эти товарные группы.

2. Анализ конкурентоспособности ИП Борисовой А. П.

Для оценки конкурентоспособности коммерческой деятельности ИП Борисовой по магазину ”Продукты” были выбраны несколько однотипных магазинов, расположенных в г. Димитровграде, занимающихся розничной торговлей продуктами питания. Оценивались условия конкурентоспособности магазина ”Продукты” ИП Борисовой А. П. по сравнению с выбранными магазинами конкурирующих фирм (таблица 4).

Методика исследования: оценка деятельности магазинов-конкурентов проводилась по семи параметрам по 5 – бальной шкале, где максимальные 5 баллов предприятие получало, если полностью соответствовало параметру. В таблице также представлено итоговое суммарное значение для каждого магазина.

Таблица 4

Оценка магазина «Продукты» ИП Борисовой по условиям конкурентоспособности с другими магазинами

Параметры

Магазины – конкуренты

«Продукты», ул. М. Тореза, 5

« Продуктовый», ул. Куйбышева, 328

«Торговый центр», пр. Ленина, 55

«Магнит», ул. Гагарина, 22

1

Ассортимент

5

4

4

4

2

Цены

4

3

4

3

3

Расположение

4

4

4

5

4

Режим работы

4

4

4

5

5

Парковка

4

3

3

3

6

Скорость и качество обслуживания

4

4

4

4

7

Метод продаж

по образцам

Итого:

25

22

23

24

Рассчитаем частный показатель уровня качества обслуживания покупателей в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П. – показатель устойчивости ассортимента товаров (Ку) по формуле.


В таблице 5 приведен расчет показателя устойчивости ассортимента магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.

Таблица 5

Анализ устойчивости ассортимента в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П.

Товарные группы

Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем

Фактическое количество разновидностей на момент проверок

Среднее количество разновидност.

Коэффициент устойчивости ассортимента по группам

22.12.2016 (пятница)

23.12.2016 (понедельник)

25.12.2016 (среда)

Колбасные изделия

250

250

235

245

243,3

0,97

Крупа и сыпучие продукты

21

17

14

17

16

0.76

Молочные продукты

30

30

27

30

117.7

0.8

Хлебобулочные изделия

23

20

14

21

18,3

0.9

Другие продукты

18

18

18

18

18

1,0

Итого:

342

335

308

331

324,6

0.95

Ку=(335/342+308/342+331/342) : 3 = (0,98+0,90+0,97)/3=0,95.

В целом в магазине «Продукты» ИП Борисовой А. П. достаточно устойчивый ассортимент. По отдельным товарным группам (крупа и сыпучие продукты) коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,76 – это означает, что товары этой группы необходимо закупать чаще, т.к. они достаточно быстро раскупаются. Колбасные изделия имеют коэффициент устойчивости ассортимента 0,97. Это говорит о планомерной закупке этих продуктов по мере их реализации. Коэффициент устойчивости ассортимента ниже единицы только потому, что анализ производился в течение шести дней:

в первый раз – в пятницу, когда магазин заполняется товарами по максимуму перед выходными, т.к. в выходные дни покупателей отовариваются намного больше, чем в обычные дни и соответственно увеличивается выручка;

во второй раз – в понедельник, когда товары раскупаются за выходные;

в третий раз – это середина недели, когда в основном производится крупный завоз товаров в магазин.

Широта ассортимента – это общая численность ассортиментных групп. Широта товарного ассортимента фирмы представлена в общем 4 ассортиментными группами: колбасные изделия, крупы и сыпучие продукты, молочная продукция и хлебобулочные изделия. С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент магазин ”Продукты” ИП Борисовой А. П. может двумя способами: наращиванием, увеличивая широту его или насыщением, увеличивая глубину. ИП Борисовой А. П. можно посоветовать обратить внимание на покупательские предпочтения, т.е. закупать продукты, пользующиеся большим спросом и исключить из ассортиментного перечня товары, плохо реализуемые и практически не пользующиеся покупательским спросом.