Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации. Пути совершенствования финансовой политики Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.2 – Величина расходов консолидированного бюджета в странах в ОЭСР и в России по отношении к ВВП в 2011 году, в % к ВВП

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [17]

В 2016 г. в связи с ухудшением параметров исполнения бюджетов в отдельных регионах были приняты решения по оказанию дополнительной финансовой помощи. В июне текущего года на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений были одобрены подходы и распределение дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федераиии в общей сумме 20,9 млрд. руб. (распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 1447-р) [19].

Оказание поддержки со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов регионов будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования.

В непростых макроэкономических условиях, когда многие статьи расходов подлежат секвестру, общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, являющихся ключевым инструментом поддержки регионов, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. уменьшен не будет.

Глава 3 Направления развития финансовой политики Российской Федерации

Проблемы и факторы, определяющие финансовую политику Российской Федерации

Значительный риск для российской экономики сегодня по-прежнему несет усиление геополитической напряженности в мире, что может дополнительно затруднить доступ российских компаний к мировому рынку капитала, привести к ослаблению рубля и новому витку роста потребительских цен, снижению деловой и потребительской активности.

Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также реализации ограничений, направленных на снижение энергетической зависимости стран Европы от поставок из России. Данные факторы могут снизить ожидаемую динамику ВВП.

Большая неопределенность существует вокруг цены на нефть. Достаточно трудно оценить в среднесрочной перспективе соотношение спроса и предложения на рынке нефти. С одной стороны, развиваются новые технологии добычи, ряд стран увеличивает добычу нефти (растет предложение нефти).

С другой стороны, под влиянием снижения цен на нефть сокращаются инвестиционные планы компаний нефтяного сектора, что негативно влияет на предложение нефти в среднесрочной перспективе.


Считаем необходимым пояснить, как снижение цен на нефть влияет на финансовую стабильности отечественной экономики.

Так в последнее время у делового сообщества есть два обязательных ориентира – обменный курс и цена на нефть. Второй параметр «в эпоху высоких цен» заставляет обратить на себя большее внимание. Снижение стоимости нефть на 50-60% и негативные прогнозы на будущее вынуждают внимательно присматриваться к котировкам. Это внушительная сумма, от которой зависят и благополучие бюджета, и обменный курс, и ряд других важных параметров.

Прогнозы аналитиков относительно цен на нефть в 2017 году колеблются в широком диапазоне - от 20 до 70 долл. США за баррель нефти.

При дальнейшем падении цены на нефть ниже прогнозируемой может произойти ослабление курса рубля, ускорятся инфляция и отток капитала, произойдет ослабление инвестиционной активности, снизятся доходы населения, потребительский спрос.

Дешевеющий российский рубль не только снижает возможности Российской Федерации как импортера. Кроме того, падение российского рубля и нефтяных котировок снижают возможности Российской Федерации как кредитора.

Еще одним важным риском является инфляционный риск – недостижение запланированного уровня инфляции. Данный риск может реализоваться в связи с более низкими, чем ожидается, ценами на нефть и, как следствие, ослаблением курса рубля, а также по причине возможного неурожая в России и в мире, ростом цен в инфраструктурных секторах и рядом других факторов.

Кроме того, рисками для прогноза инфляции является сохранение высоких инфляционных ожиданий, чему может способствовать возможное повышение темпов роста тарифов естественных монополий, ускорение роста номинальных зарплат, рост коммунальных платежей.

В условиях высокой зависимости инфляции от обменного курса форсированные меры по подавлению инфляции могут потребовать дальнейшего роста процентных ставок и сокращения банковского кредита, что негативно повлияет на экономическую активность.

Таким образом, структурные проблемы в российской экономике, помноженные на подешевевшую нефть вкупе с санкциями Запада, привели к неблагоприятной ситуации в экономике Российской Федерации. Многие эксперты, даже при условии разрешения конфликта на Украине, прогнозируют рецессию в Российской Федерации в ближайшие два-три года.

Кроме того, на российскую экономику и бюджетную систему по-прежнему будет оказывать значительное влияние демографический фактор, который связан с сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, старением населения. Помимо роста нагрузки на бюджет в части расходов на социальную политику, сокращение численности экономически активного населения (не менее, чем на 200 тыс. человек ежегодно) негативно сказывается на рынке труда, возникает потребность в росте предложения труда, в том числе со стороны возрастных работников.


В складывающихся демографических условиях встает вопрос о низких возрастных требованиях к предоставлению права на страховую пенсию по старости.

При этом средняя ожидаемая продолжительность жизни с 1995 года выросла в Российской Федерации на 5,2 года - для женщин и на 7 лет - для мужчин. Средний статистический период получения мужчинами и женщинами пенсии после ее назначения также ежегодно увеличивается (пенсионный возраст в Российской Федерации не изменялся с 1932 года с момента его установления). Учитывая складывающиеся тенденции, адекватным ответом на старение населения может являться повышение пенсионного возраста.

Перечисленные риски могут требовать при их наступлении разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий и создания эффективной системы управления рисками.

3.2 Пути совершенствования финансовой политики Российской Федерации

Общими, на наш взгляд, рекомендациями стабилизации финансовой политики любого государства можно считать такие постулаты, как:

– создавать денежный резерв (в том числе золотовалютный);

– снижение уровня долговой нагрузки;

– «тратить разумно»;

– думать про эффективность инвестиций в будущем.

Рекомендации по совершенствованию финансовой политики Российской Федерации, ее стабилизации сводятся к мерам совершенствования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик государства.

Сохранение относительно невысокого бюджетного дефицита должно быть достигнуто за счет продолжения политики бюджетной консолидации. Вероятным видится замедление темпов роста долга регионов в 2016-2017 гг., который составит не более 37% от объема собственных доходов регионов.

В рамках подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в 2017 и 2018 гг. планируется предоставлять бюджетные кредиты в размере 200 млрд. руб. ежегодно, а в 2019 г. – 50 млрд. рублей.

Вместе с тем данные меры не могут носить постоянный характер.

Необходимо искать потенциальные дополнительные доходные источники для региональных бюджетов. В этом качестве можно рассматривать налоговые льготы, приводящие к выпадающим доходам региональных бюджетов. Общий объем льгот и изъятий из налоговой базы составляет почти 700 млрд, руб., из которых на федеральном уровне почти 300 млрд. руб. составляют льготы и 116 млрд. руб. – изъятия из налоговой базы.

Часть этих льгот, по нашему мнению, должна быть поэтапно отменена. Уже сейчас и до 2019 года осуществляется поэтапная отмена льгот по налогу на имущество организаций для субъектов естественных монополий.


Прорабатывается вопрос введения механизма «двух ключей», под которым понимается внедрение и действие органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений по предоставлению льгот, установленных на федеральном уровне, по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.

Вместе с тем регионам со своей стороны необходимо продолжать работу по пересмотру и отмене неэффективных льгот, установленных на региональном уровне. Анализ установленных регионами льгот показывает положительную динамику по налогу на прибыль организаций (110% к 2014 г.), налогу на имущество организаций (103% к 2014 г.). При этом зачастую регионами не отменяются льготы, признанные неэффективными, устанавливаются льготы крупнейшим российским компаниям, в гом числе входящим в КГН.

Предыдущие три года экономика России прожила благодаря подушке безопасности, резервам, созданным ранее, тому, что следовали принципу: все сверх-доходы – в резервы. От состояния бюджета напрямую зависит уровень инвестиционной активности, несбалансированный бюджет разбалансирует и сбивает с ритма всю экономику. Свою задачу финансовое ведомство должно видеть в том, чтобы ежегодно в течение трехлетнего цикла планирования в противовес ежеквартальным корректировкам.

При подготовке региональных бюджетов на три года важно обладать данными об объемах межбюджетных трансфертов, которые предусмотрены субъекту Российской Федерации. И это ставит перед федеральным центром важную задачу по улучшению прогнозируемости доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть предсказуемости и прозрачности предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В части основного межбюджетного трансферта – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – этот вопрос решен законодательно. Анализ исполнения федерального бюджета за 2015-2016 гг. показывает, что основная проблема предоставления межбюджетных трансфертов связана с распределением субсидий.

Считаем, необходимо обязать главных распорядителей субсидий распределять их при подготовке проекта бюджета. Минфином России сейчас готовится новая редакция Бюджетного кодекса РФ, в которой будет установлен новый порядок распределения межбюджетных трансфертов региональным бюджетам – все межбюджетные трансферты будут подлежать обязательному распределению федеральным законом о федеральном бюджете. В качестве исключения будут установлены только дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, а также субсидии, распределяемые на конкурсной основе, которые в силу объективных причин целесообразно распределять в течение финансового года.


Предлагается также запретить внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методики (проекты методик) распределения указанных субсидий.

Сейчас актуальна тема о переходе к менее зарегулированным трансфертам регионам из федерального бюджета, т.е. предлагается предоставлять субъектам РФ большую самостоятельность в расходовании этих средств.

Увеличение нецелевой финансовой помощи является актуальной задачей в свете опережающего за прошедшие 10 лет роста объемов субсидий, которые несколько сместил приоритеты в сторону обусловленной помощи регионам.

В долгосрочном периоде необходимо снижать долю целевых межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета при возрастании значения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации как основного инструмента межбюджетного регулирования.

Это должно быть достигнуто, во-первых, ежегодной индексацией дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (с возможным дополнительным увеличением за счет сокращения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по отдельным субъектам Российской Федерации) при постепенном сокращении количества и объемов предоставляемых субвенций за счет оптимизации разграничения расходных полномочий.

Во-вторых, посредством реализации мер по переходу к предоставлению консолидированных субсидий с установлением широких направлений их расходования с последующей индексацией на уровень инфляции социально значимых субсидий и соответствующим сокращением общего объема субсидий по отношению к ВВП.

В-третьих, отказом от предоставления иных межбюджетных трансфертов с переводом иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации для обеспечения выплат гражданам Российской Федерации, в форму грантов государственным (муниципальным) учреждениям, либо прямых выплат гражданам соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета.

В-четвертых, естественным завершением предоставления отдельных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, носящих временный характер, в связи с завершением реализации мероприятий государственных программ. При этом новые субсидии необходимо интегрировать в уже существующие, расширяя направленность их целей в рамках «отраслевых» государственных программ.