Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации. Пути совершенствования финансовой политики Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Состояние финансовой системы страны, ее потенциала являются прямым отражением финансовой политики правительства. Это отражает тот факт, что финансовая политика – это категория, статус которой определяется такими критериями, как разумность, целесообразность и эффективность. Соблюдение этих критериев при проведении государством финансовой политики означает, что она является обоснованной.

Очевидно, что разработка и внедрение эффективной, обоснованной финансовой политики государства позволяет обеспечить относительное равновесие экономической системы, противодействовать негативным тенденциям, а также способствовать модернизации национальной экономики и ее инновационному развитию.

Финансовая политика, базирующаяся на либеральной модели, за все время существования современного российского государства, не всегда могла обеспечить надлежащее развитие отечественной экономики. Очевидны были шоки и потрясения, нередко обусловленные независимыми внешними факторами (например, мировой финансово-экономический кризис, падение цен на нефть и так далее).

С точки зрения внутреннего экономического равновесия современная российская финансовая политика также не всегда эффективна. Не в полной мере осуществляется координация между всеми элементами единой финансовой системы. Хотя такая согласованность является важнейшей предпосылкой повышения общей эффективности национальной финансовой политики. Проблемы остаются в 4 основным секторах экономики: реальном, государственном, внешнем и денежно-кредитном.

Полный анализ и учет особенностей национальной финансовой политики в условиях экономической и финансовой глобализации позволяет разработать основные направления ее модернизации в целях преодоления негативных явлений, возникающих в хозяйственной системе, повысить воздействие ее инструментов на финансовые показатели.

Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена необходимостью:

– изучения методологических аспектов формирования и реализации национальной финансовой политики в современных условиях;

– исследования рисков реализации национальной финансовой политики;

– изучения особенностей реализации конкретных элементов финансовой политики Российской Федерации;


– анализа условий координации элементов финансовой политики Российской Федерации;

– обоснования основных направлений повышения эффективности финансовой политики Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих при формировании и реализации финансовой политики государства.

Предметом исследования является национальная финансовая политика в современных условиях и, прежде всего, в условиях глобальных вызовов и угроз.

Цель исследования состоит в изучении финансовой политики государства, ее воздействия на российскую экономику в современных условиях.

Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:

– исследовать теоретические основы финансовой политики государства, ее виды и содержание;

– определить факторы внешней и внутренней среды, воздействующие на реализацию национальной финансовой политики;

– раскрыть методы управления рисками реализации финансовой политики;

– провести анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе;

– выявить источники макроэкономической нестабильности и их влияние на политику Российской Федерации;

– определить основные направления модернизации финансовой политики Российской Федерации.

Методологической и теоретической основой исследования стали принципы системного анализа, концепции макроэкономического равновесия и рационального поведения хозяйствующих субъектов. В ходе проведения исследования применялись общенаучные методы: индуктивный и дедуктивный анализ; классификация и группировка; исторический и экономико-статистический методы.

Глава 1 Теоретические аспекты и экономическая сущность финансовой политики государства

1.1 Цели, задачи и содержание финансовой политики

В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Существующие подходы можно разделить на три группы. Сторонники первого подхода придерживаются мнения, что основная цель финансовой политики государства – создание условий для осуществления его функций. Финансово-кредитный энциклопедический словарь рассматривает данное понятие как «совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач» [1, с.94]. Такой же позиции придерживаются большинство белорусских экономистов. Например, авторы учебного пособия «Теория финансов» под редакцией Н.Е. Заяц и М.К. Фисенко дают следующее определение: «Финансовая политика – это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития». Коллектив авторов во главе с Г.К. Мультаном определяет финансовую политику как «выработанные государством стратегию и тактику организации форм финансовых отношений, предназначенных для успешного выполнения собственных функций», а авторы учебного пособия «Финансы и кредит» под редакцией М.И. Плотницкого – как «целенаправленную деятельность государства, связанную с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач» [3, с.23-24].


Авторы, придерживающиеся другого подхода, исходят из того, что функции и задачи государства видоизменяются, а многие вопросы, связанные с масштабами и направлениями государственного регулирования экономики, до сих пор остаются дискуссионными. Они исходят из того, что финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти. Например, В.В. Ковалев определяет государственную финансовую политику «как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны». Исходя из этого определения, главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Более общий взгляд на определение данного понятия высказан специалистами Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, рассматривающими финансовую политику как «совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». В дальнейшем мы также будем исходить из этого определения [2, с.35-36].

Финансовая политика государства является составной частью общей экономической политики. Она определяется рядом факторов, к которым относятся:

− объективные законы развития экономических (денежных) отношений в обществе;

− политическое и экономическое устройство государства;

− исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции;

− конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития [1, с.112-113].

Таким образом, финансовая политика государства не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Ее содержание меняется на разных этапах развития общества.

1.2 Направления финансовой политики, ее составляющие

Основными составляющими финансовой политики являются:

а) финансовая стратегия – план действий правительства на долгосрочную перспективу.

б) финансовая тактика – система мер, направленных на решение текущих задач [4, с.21].

Финансовая тактика подчинена финансовой стратегии. В тоже время финансовая тактика может подкорректировать финансовую стратегию государства или отдельного субъекта хозяйствования.


Виды финансовой политики.

1. В зависимости от сферы финансовых интересов государства различают:

− внутреннюю финансовую политику - совокупность мероприятий по распределению и перераспределению доходов общества в рамках национальной экономики;

− внешнюю финансовую политику - программу действий правительства в сфере международных отношений с целью привлечения в национальную экономику иностранных инвестиций, международных кредитов, добровольных пожертвований [5, с.140].

2. В зависимости от специфики данного этапа развития экономики различают:

− сдерживающую политику, призванную уменьшить (сдержать) деловую активность товаропроизводителей;

− стимулирующую политику, призванную повысить деловую активность товаропроизводителей и обеспечить прирост объемов производства;

− стабилизационную политику, призванную удержать (стабилизировать) падение национальной экономики и создать платформу для ее последующего позитивного развития [4, с.24].

3. В зависимости от отраслевой принадлежности финансовых отношений выделяются:

− бюджетная политика;

− налоговая политика;

− кредитная политика;

− страховая политика;

− банковская политика;

− амортизационная политика.

Важнейшими частями финансовой политики являются: налоговая политика; бюджетная политика; денежно-кредитная политика.

Налоговая политика – это совокупность финансовых отношений, связанных с прямым изъятием части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет; таким образом, ее главная цель состоит в наполнении доходами государственного бюджета. Одновременно налоговая политика должна решить и вторую задачу – обеспечить экономическую заинтересованность плательщиков в результатах своего хозяйствования [6, с.123].

Бюджетная политика – это совокупность форм финансовых отношений, направленных на оптимальное распределение фонда денежных средств государства. Главная цель бюджетной политики заключается в достижении оптимального для данного этапа развития государства соотношения между государственными доходами и расходами и недопущении непокрытого дефицита государственного бюджета [6, с.129].

В научной литературе чаще речь идет о бюджетно-налоговой политике. Иначе ее называют фискальной политикой. Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая - это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая - это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике [5, с.143].


Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением [7, с.210].

Автоматическая фискальная политика – это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1. Автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос.

2. Совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос [1, с.103].

Денежно-кредитная политика – это совокупность финансовых отношений, краткосрочными целями которых является стабилизация общего уровня цен и недопущение неконтролируемой инфляции, долгосрочными – экономический рост, обеспечение занятости населения, устойчивого платежного баланса страны. В мировой экономической практике к основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, изменение учетной ставки и норм обязательных резервов.

Цели кредитно-денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;