Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации. Пути совершенствования финансовой политики Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) равновесие платежного баланса [7, с.212].

1.3 Типы финансовой политики государства

История развития финансовых отношений насчитывает не одно столетие. За это время финансовая наука тщательно проверяла выявленные в ходе теоретического анализа положения и закономерности, с тем чтобы выработать практические рекомендации для государственных органов и населения как реальное руководство к действию. Многие из этих рекомендаций заложили основу для финансового законодательства, позволили классифицировать типы финансовой политики, а также составили суть преобразований хозяйственной системы в условиях капиталистического способа производства [10, с.6-7].

Классический тип финансовой политики являлся основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-ых гг. XX в., основывался на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823), а также их последователей [8, с.78].

Базовые характеристики классического типа финансовой политики: невмешательство государства в экономику; сохранение свободной конкуренции; минимизация государственных расходов и налогового бремени; использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Таблица 1.1 – Характеристика типов финансовой политики государства

Тип

Авторы и исследователи

Периоды

Основные положения

Классический тип финансовой политики

А.Смит,

У.Пети,

Д.Рикардо

До конца 20-х гг. XX в.

Невмешательство государства в экономику. Сохранение свободной конкуренции. Минимизация государственных расходов и налогового бремени.

Использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулирующий тип финансовой политики: неоконсерваторы

посткейнсианцы

Дж. Кейнс

Дж. Хау,

А. Уолтерс – из Англии,

Г. Стейн ,

М. Уэйденбау (США)

Н. Калдор, Г. Шэкл (из Англии), Минский – из США

С конца 20-х гг. XX в. И действует, претерпевая определенные изменения, в нынешнее время

Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Начальные меры направлены на стимулирование дополнительного спроса. Источник – государственные меры по повышению заработной платы, выдаче дешевых кредитов населению, льготные условия для предпринимательства. Это дает толчок росту предложения и уровня занятости. Изменение системы налогов; главный механизм регулирования – подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Это сбалансирует рост государственных расходов. Выделение отдельных служб, занимающихся планированием бюджета и бюджетных расходов, контролем за поступлением налогов.

Планово-директивный тип финансовой политики

-

С конца 20-х гг. XX в. И действует в нынешнее время в странах с административно-командной системой управления экономикой

Доминирование государственной собственности на средства производства.

Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с направлениями госплана. Создание инструментов, при помощи которых производилось изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов.


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, с.78-80]

Расходы бюджета, сводившиеся в основном к расходам на военные цели, включали кроме этого выплату процентов по государственному долгу и его погашению и расходы по управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные) должна была создавать необходимые поступления денежных средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельность была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе) [10, с.7].

Регулирующий тип финансовой политики. Получил разметке во многих странах мира с конца 20-х гг. XX в. и действует, претерпевая определенные изменения, в нынешнее время. В основу положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883–1946) и его последователей.

Вазовые характеристики регулирующего типа финансовой политики: Возникла в период нестабильности и экономического спада. Основывалась на необходимости активного вмешательства государства в экономику с целью стимулирования потребительского спроса и обеспечения с помощью финансового механизма антициклического развития экономики. Основным инструментом вмешательства в экономику признавались государственные расходы (повышение заработной платы, дешевые кредиты населению, льготные условия предпринимательства, заимствования и т.п.), за счет которых формировался дополнительный потребительский спрос. Это неизбежно повлекло за собой рост предложения и обеспечило в результате высокий 70%тв занятости (полную занятость) населения. В этой ситуации главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющей обеспечить сбалансированность бюджета государства на уровне его расходов [8, с.80].

Большое внимание в предложенном финансовом механизме уделялось системе государственного кредита, на основе которого проводилась политика дефицитного финансирования. В системе управления финансами выделились отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, а также контролем за поступлением налогов и управлением государственным долгом [11, с.120].

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политик ка обеспечила в 30-60-х гг. XX и. стабильный (антициклический) экономический рост, высокий уровень занятости населения и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран ее применивших.


В 70-х ГГ. XX столетии в основу финансовой политики экономически развитых стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, она существенно его ограничила. Финансовый механизм в этих условиях состоял в необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

Исходя из поставленных задач, регулирующая финансовая политика подразделяется на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности [12, с.179].

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика реализуется за счет роста государственных расходов и снижения налогового бремени.

Если правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для страны уровней поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации [7, с.23].

Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции спроса. Сдерживающая политика подразумевает:

– уменьшение правительственных расходов;

– увеличение налогов.

Таким образом, финансовая политика государства – это программа действий правительства в сфере финансовых отношений. По своей сути - это совокупность мероприятий, связанных с материальным обеспечением воспроизводственных процессов в обществе, с регулированием этих процессов и контролем за их оптимальным развитием. Ключевыми составляющими финансовой политики современного государства являются бюджетно-налоговая (фискальная) и денежно-кредитная (монетарная) политики.


Глава 2 Анализ финансовой политики Российской Федерации и ее влияния на экономический рост

2.1 Нормативно-правовые и институциональные основы финансовой политики Российской Федерации

Финансовая политика Российской Федерации заключается, главным образом, в воздействии государства в лице Министерства финансов Российской Федерации на величину и структуру государственных и региональных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей – увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми ключевыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики [12, с.29-30].

Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивает Правительство Российской Федерации. Кроме того, Правительство Российской Федерации:

– обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

– разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

– представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

– разрабатывает и реализует налоговую политику;

– обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

– принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

– осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

– руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

– разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Основные направления финансовой политики на очередной год, а также на плановый период разрабатываются в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной политики в предшествующий период.

При подготовке Основных направлений финансовой политики Российской Федерации учитываются положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, Основные направлений деятельности Правительства Российской Федерации, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации, а также Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [13, с.120].


Отличительной особенностью Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации является отражение длящихся мероприятий в результате реализации комплекса мер, представленных в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие зако­нодательные и исполнительные органы государственной влас­ти: Правительство Российской Федерации, Аппарат Президента, Государственная дума, Центральный банк. В частности, Государственная дума рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает федеральные налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансо­вым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в Государственную думу. Правительство рассматривает проект федерального бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в Государственную думу.

Обязанность Правительства – принимать постановления фи­нансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осу­ществляет финансовый аппарат.

Важнейшим органом управления в сфере проведения финансовой политики государства является Министерство финансов Российской Федерации. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, нало­говую, валютную политику, утвержденную Парламентом, Пре­зидентом и Правительством Российской Федерации [13, с.160].

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка [15].

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [15].

Основными задачами Министерства финансов являются:

− обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

− разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

− эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;