Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации. Пути совершенствования финансовой политики Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако совсем отказаться от предоставления субсидий было бы неверно, ведь они создают стимулы для регионов по развитию социально-экономической сферы, позволяют решать приоритетные задачи в определённый срок, концентрируя усилия Федерации, субъектов, муниципальных образований. Но требуется повышать эффективность их предоставления, на что обращено особое внимание Минфина России.

Ограничения важны и в сфере долговой политики.

В целях ужесточения требований к финансовой дисциплине регионов должны прорабатываются поправки в Бюджетный кодекс РФ по снижению предельно допустимого уровня дефицита бюджета субъекта Российской Федерации с 15 до 10% с 2017 года. В новую редакцию Бюджетного кодекса РФ предлагается включить новые положения, касающиеся долговой политики регионов.

На данный момент действуют 2 показателя долговой устойчивости: отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам и доля расходов на обслуживание долга, объем которой не должен превышать 15%.

Новый набор будет также включать эти 2 показателя, но объем расходов на обслуживание государственного долга будет составлять 10% (снижение обусловлено тем, что средний объем таких расходов составляет не более 5%).

К действующим показателям долговой устойчивости прибавляется новый показатель – годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета, предельное значение которого будет составлять 20% от объема налоговых и неналоговых доходов. Данный показатель ориентирован на снижение объема государственного долга и первоочередное финансирование социально значимых расходов.

Доля краткосрочных обязательств в общем объеме долга должна учитываться при мониторинге долговой устойчивости (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ краткосрочные обязательства со сроком менее 1 года).

Регионам с низкой долговой устойчивостью необходимо разработать жесткие планы оздоровления. За их невыполнение должна быть предусмотрена возможность инициирования процедуры отрешения от должности руководителя региона.

Дополнительным, но не менее важным фактором является формирование полноценного финансового рынка и гармонизация законодательства во всех его сегментах – банковском и страховом секторах, рынке ценных бумаг. Еще один момент – создание крупных компаний и реализация крупных проектов. Здесь у правительства есть инструменты, например гарантии, внедрение современных финансовых услуг.


Базовыми приоритетами экономической и финансовой политики Российской Федерации должны стать:

– рост экспорта,

– укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем рынке,

– внедрение новых технологий,

– снижение себестоимости продукции;

– обеспечение доступности кредита в экономике;

– укрепление национальной валюты и т.д.

Необходимо работать по широкой экономической интеграции в СНГ, Евразийском экономическом союзе, Союзном государстве. Ответ на внешние вызовы и угрозы нужно искать не вовне, а внутри – в экономической политике, в структуре экономики, качестве институтов.

Заключение

Основные выводы теоретического и практического значения, обусловленные проведенным исследованием, можно свести к следующему:

  1. Финансовая политика государства – это программа действий правительства в сфере финансовых отношений. По своей сути – это совокупность мероприятий, связанных с материальным обеспечением воспроизводственных процессов в обществе, с регулированием этих процессов и контролем за их оптимальным развитием.
  2. Основополагающая цель финансовой политики – финансовое обеспечение реализации на практике концепции социально-экономического развития государства на определенный временной период. Подцель финансовой политики – формирование целевых фондов денежных средств на уровне микро- и макроэкономики как предпосылки эффективного использования доходов, созданных в обществе.
  3. Денежно-кредитная политика – это совокупность финансовых отношений, краткосрочными целями которых является стабилизация общего уровня цен и недопущение неконтролируемой инфляции, долгосрочными – экономический рост, обеспечение занятости населения, устойчивого платежного баланса страны. В мировой экономической практике к основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, изменение учетной ставки и норм обязательных резервов.
  4. Финансовая политика Российской Федерации заключается, главным образом, в воздействии государства в лице Министерства финансов Российской Федерации на величину и структуру государственных и региональных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей – увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми ключевыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.
  5. Основные направления финансовой политики на очередной год, а также на плановый период разрабатываются в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной политики в предшествующий период.
  6. Значительный риск для российской экономики сегодня по-прежнему несет усиление геополитической напряженности в мире, что может дополнительно затруднить доступ российских компаний к мировому рынку капитала, привести к ослаблению рубля и новому витку роста потребительских цен, снижению деловой и потребительской активности.
  7. Предыдущие три года экономика России прожила благодаря подушке безопасности, резервам, созданным ранее, тому, что следовали принципу: все сверхдоходы – в резервы. От состояния бюджета напрямую зависит уровень инвестиционной активности, несбалансированный бюджет разбалансирует и сбивает с ритма всю экономику. Свою задачу финансовое ведомство видит в том, чтобы ежегодно в течение трехлетнего цикла планирования в противовес ежеквартальным корректировкам.
  8. В российской экономике финансовые потоки ориентированы не на повышение рентабельности деятельности субъектов хозяйствования» а на рост значений статистических объемных показателей любыми средствами. Вторичность показателей эффективности по отношению к объемным показателям затрудняет достижение финансовой стабильности» поскольку для финансирования постоянно растущих запасов неходовой продукции осуществляется дополнительная денежная эмиссия, которая, в конечном счете, оборачивается ростом цен в стране.
  9. Общими, на наш взгляд, рекомендациями стабилизации финансовой политики государства должны стать создание денежных резервов, уменьшение кредитной нагрузки, привлечение инвестиций на долгосрочной основе.
  10. Частными рекомендациями можно назвать расширение перечня инструментов для инвестирования, развитие форфейтинга, гармонизация налогового и банковского законодательства в части качественных изменений.
  11. Совершенствование отечественной финансовой политики предполагает не просто раскрытие сущности этого экономического явления, факторов его эволюции, взаимодействия с другими экономическими явлениями, а также определение тенденций развития.

Таким образом, в работе изучен методологический подход к изучению национальной финансовой политики в современных условиях, состоящий в выявлении объективных основ формирования финансовой политики, значения субъективного фактора в ее проведении, особенностей финансовой политики в зависимости от уровня развития экономики, взаимосвязи финансовой политики с состоянием реального сектора экономики, а также в определении структуры финансовой политики, форм взаимодействия государственной финансовой политики с финансовой политикой бизнес-структур, степени влияния состояния мировой экономики на разработку и реализацию национальной финансовой политики.

Список использованных источников

  1. Агапова Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2012. – С.94–115.
  2. Арсаханова З.А. Финансовая политика государства: теория, практика / З.А. Арсаханова, А.М. Абдулгалимов// Сегодня и завтра Российской экономики. 2012. №56.
  3. Арсаханова З.А. Принципы и формы организации системы защиты депозитов в коммерческих банках развитых стран / З.А. Арсаханова, М.О. Умаргаджиев // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2012. №6.
  4. Балакина А.П. Финансы / А.П. Балакина. – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 382 с.
  5. Барсегян Л.М. Финансы: курс лекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 251 с.
  6. Барсегян Л.М. Финансовая система государства / Л.М. Барсегян. – ТетраСистемс, 2012. – 398 с.
  7. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  8. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование / П.Н. Брусов, Т.В. Филатов. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: КноРус, 2013. – 226 с.
  9. Ермаков С.Л. Основные вопросы банковского регулирования и банковского надзора / С.Л. // Известия ИГЭА. – №3. – С.30.
  10. Ковалев М. Макропруденциальные механизмы обеспечения финансовой стабильности / М. Ковалев // Банковский вестник. – №3. – С.3-9.
  11. Новикова И.В. Глобализаця, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия / И.В. Новикова. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 350 с.
  12. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебник / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2008. – 200 с.
  13. Приходько Е.А. Краткосрочная финансовая политика / Е.А. Приходько. – Москва: Инфра-М, 2013. – 330 с.
  14. Смоляк Д.В. Принципы и механизмы финансовой политики: российский и западный опыт / Д.В. Смоляк. – Москва, 2011. – 230 с.
  15. Задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации, 2017. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ministry/. – Дата доступа: 02.02.2017.
  16. Информация об исполнении Федерального бюджета [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации, 2017. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/. – Дата доступа: 05.02.2017.
  17. Реализация финансовой политики в 2016 году, 2017. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud_12547. – Дата доступа: 07.02.2016.
  18. Анализ денежно-кредитной политики Российской Федерации, 2017. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/154477_bn1. – Дата доступа: 03.02.2017.
  19. Государственное регулирование экономики в условиях российской модели развития / Материалы XVIII конференции / Министерство экономического развития Российской Федерации. – Москва, 2016. – 98 с.