Файл: Менеджмент человеческих ресурсов(ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
1.1. Сущность и значение менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Роль человеческого фактора в менеджменте
1.3. Понятие и типы кадровой политики
1.4. Система кадровой работы, её содержание, формы и методы
2. СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. РОЛЬ ЛИДЕРА В ГРУППЕ, СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ
2.1. Лидер и менеджер, основное отличие
2.3. Функциональные обязанности руководителя, менеджера
— превентивная;
— активная.
Вторым основанием для дифференциации кадровых политики могут быть степень открытости организации по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава, ее принципиальная ориентация на внутренние или внешние источники комплектования. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики открытую и закрытую.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях.
Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.
1.4. Система кадровой работы, её содержание, формы и методы
В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на длительную перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов, за реализацию которых отвечает служба кадров организации.
Следовательно, система кадровой работы состоит из статической и динамической подсистем. К статической относятся проблемы кадровой политики, формирование кадровой системы, подбор кадров и т. д. К динамической – организация труда работников, стиль и методы их работы, система мотивации деятельности, воспитание и так далее.
В системе работы с кадрами выделяют субъект и объект. Под субъектом понимается совокупность органов и работников, реализующих кадровые функции (определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей; организация работы по выполнению принятых решений; координация и контроль выполнения намеченных мероприятий). Объект – это сами кадры и основные компоненты системы работы с кадрами.
В зависимости от функциональной роли в процессе производства различают руководителей, специалистов, вспомогательный (технический) персонал, работников физического труда и работников основного производства. Первые три вида персонала фирмы относят к кадрам управления.
Основными компонентами системы кадровой работы являются:
1) Формирование штатной структуры кадровой системы, её формальной составляющей. Структура кадровой системы определена структурой управления и выражается в системе должностей, в системе управленческих профессий и штатном расписании.
2) Подбор кадров. Сюда входят набор, выдвижение, ротация, резерв, расстановка, уход. Это, прежде всего, изучение кандидатов и выбор среди них работника для назначения на ту или иную должность. Важнейшее звено подбора кадров – формирование управленческого коллектива.
Набор – это назначение, связанное с вовлечением работников в сферу управления или производства, ранее в ней не работавших.
Выдвижение – назначение работника, уже работающего в данной организации, на новый, более высокий пост. Большое значение здесь имеют следующие операции: назначение на руководящие посты, перевод работника из категории специалистов в категорию руководителей.
Ротация – это назначение, при котором либо название должности остается прежним, а меняется место работы, либо изменяется должность, но уровень поста остается тем же.
Выдвижение и ротация – это перемещение работников внутри системы. Подготовкой к выдвижению и ротации служит предварительное пребывание работника в резерве.
Резерв – еще один участок подбора кадров. Именно резерв должен стать основным питомником для выдвижений и ротации.
3) Оценка кадров пронизывает всю систему работы с кадрами – подбор, учебу, мотивацию деятельности.
Нетрудно заметить, что кадровая система, как и управление экономики в целом - динамичная, развивающаяся область.
Государственная система работы с кадрами юридически регламентирована. В негосударственных организациях порой вообще нет оформившихся систем работы с кадрами, господствуют эмпиризм и случайности. В некоторых негосударственных системах применяют то, что рекомендовано в государственных. И хотя организация частная, порядки в ней те же, что и в государственной. Конечно, это лучше, чем эмпиризм, однако стандарты государственного управления зачастую не учитывают специфики негосударственных организаций и не реализуют всех преимуществ негосударственных структур.
Основные методы осуществления системы кадровой работы: экономические; организационно-распорядительные; социально-психологические. Последние делятся на социальные методы (воздействие на коллектив (социальное планирование)) и психологические методы (воздействие на отдельных работников (психологический отбор, оценка кадров)). Психологические методы в свою очередь подразделяется на педагогические (воспитание), правовые (трудовое законодательство) и организационно-экономические (планирование численности и состава, материальное стимулирование).
2. СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. РОЛЬ ЛИДЕРА В ГРУППЕ, СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ
2.1. Лидер и менеджер, основное отличие
Существуют два типа отношений людей: формальные и неформальные. Отношения первого типа включают в себя должностные, функциональные, официальные отношения. А отношения второго типа — психологические, эмоциональные, неофициальные.
Согласно Р.Л. Кричевскому, менеджмент — это феномен, имеющий место в системе формальных отношений, а лидерство — это феномен, порожденный системой неформальных отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании предприятия ее нет [16, с. 9].
Менеджер назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер же выдвигается из числа окружающих его людей, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению).
Как бы человек ни стремился стать лидером, он никогда им станет, если окружающие не воспримут его таким образом. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Менеджер - это социальная по своей сущности должность, а лидер — «психологическая». И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и некоторые сходства:
1) руководство и лидерство являются средством координации и управления организации отношений членов социальной группы.
2) менеджер и лидер реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе).
Иногда лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т. д. В настоящее же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Таким образом отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных, чего нельзя сказать о менеджменте.
Основные отличия лидера и менеджера представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Отличия лидера и менеджера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по свои целям |
Основа действий – план |
Основа – видение перспективы |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионал |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решение в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
2.2. Стили руководства
Стиль руководства – совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления.
Стиль руководства отражает тип власти, используемый руководителем, степень делегирования им своих полномочий работникам, направленность его на нормальные отношения в коллективе.
Три основных подхода к руководству:
1. Подход с позиций личных качеств руководителя.
2. Поведенческий подход.
3. Ситуационный подход.
Подход с позиций личных качеств руководителя. Сторонники данного подхода сделали попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства.
М.Вудкок и Д.Френсис выделяют одиннадцать качеств эффективного менеджера (книга «Раскрепощенный менеджер), отсутствие которых они считают ограничениями, препятствующими менеджеру добиваться высоких результатов в работе:
1. Способность управлять собой.
Руководитель, который умеет управлять собой, характеризуется: здоровым телом, отсутствием вредных привычек, энергичностью и жизнестойкостью, спокойным и уравновешенным подходом к жизни и работе, способностью преодолевать стресс, эффективно использовать рабочее время.
2. Разумное восприятие личных ценностей, разумное представление о том, что является важным и ценным в жизни.
3. Целеустремленность, т.е. концентрация внимания и усилий на желательных результатах. Цели могут устанавливаться в повседневной жизни и в работе.
4. Стремление к самосовершенствованию.
5. Умение решать проблемы. В практической деятельности это означает умение: использовать информацию, эффективно планировать собственную деятельность, устанавливать четкие критерии для определения успеха, применять научные методики решения проблем, управлять групповой работой на совещаниях.
6. Изобретательность и способность к инновациям.
7. Умение влиять на окружающих. Для того, чтобы научиться влиять на окружающих, руководитель должен обратить внимание на такие факторы, как умение одеваться, внешность, осанка, поведение, уверенность в себе, умение вести разговор и слушать, стремление к установлению хороших отношений с подчиненными. Для менеджеров существенным фактором является также умение давать четкие указания.
8. Знание основ современного менеджмента и обладание практическими навыками их использования. Здесь особое внимание следует уделять мотивации работников, рациональной организации рабочей среды, обеспечение личного развития и профессионального роста подчиненных, привлечение их к управлению, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
9. Способность руководить. Способность менеджера к управленческой деятельности характеризуют такие основные принципы руководства: осознание своей роли в системе управления предприятием, определение задач для подчиненных и обеспечение выполнения их, делегирование полномочий, вознаграждение за эффективный труд, индивидуальный подход к работникам.
10. Умение обучать. Для обеспечения развития, своих подчиненных менеджер должен заботиться о создании атмосферы, благоприятной для личного роста, выявлять индивидуальную потребность в обучении, поощрять саморазвитие работников.
11. Способность формировать коллектив. Для эффективного формирования и развития коллектива менеджеру необходимы такие навыки: выявление возможностей и потенциала коллектива, понимание роли лидера коллектива и способность выбрать эффективный стиль руководства, преодоление ограничений, препятствующих эффективной работе коллектива.
Стили руководства в зависимости от манеры поведения по отношению к подчиненным.
Авторитарный стиль руководства. В его основе – значительная власть руководителя, которая создает возможности для навязывания своей воли исполнителям. Исходя из таких положений, автократ старается максимально централизовать полномочия, структурирует работу подчиненных с помощью различных процедур, правил, инструкций, практически не дает подчиненным возможности принимать участие в принятии решений. Он также может оказать психологическое давление на подчиненных и даже прибегать к угрозам.