Файл: Теория государства и права. Понятие государства как конституционно-правового института.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди основных признаков государства выделим так же разделение населения по территориальным единицам. В отличии от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен, причем род часто не имел строго определенной территории и перемещался с одного места на другое, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных (монархия) или в граждан (республика) государства.

Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения ее части. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Основным признаком государства наряду с отмеченным являются займы и налоги. Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата и поддержания ряда социальных функций оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.

Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинск?ие, культурные, воспитательные и ?иные программы.

На про?тяжении всей истории развит?ия государства особо важн?ое значение для е?го содержания имели нало?ги. Они всегда был?и важным источником пополнени?я казны. Под налогам?и обычно понимаются обязател?ьные платежи, устанавливаемые и в?зимаемые государством с граждан и ?юридических лиц.

Установления, касающиес?я видов и порядка в?зимания налогов, закреплялись в за?конах и иных нормативно-пр?авовых актах. Такое закре?пление имеет место и в наст?оящее время. В большинстве современны?х государств имеет м?есто целая серия ?законов, составляющая в своей совокупнос?ти налоговое право. ?Уплата налогов нередко рассматрива?ется как конституционный дол?г или как конституц?ионная обязанность граждан.


«Ка?ждый обязан платить за?конно установленные налоги и сбор?ы»,- закрепляется, в ст.57 Конститу?ции Российской Федерации. [3]

В ?каждом государстве существуют специальн?ые органы, занимающиеся с?бором налогов, различных подат?ей и организацией государственных займо?в. Порядок их деятел?ьности, равно как и определ?ение размеров, видов и поря?дка взимания налогов, регулируе?тся специальными законами.

Кр?оме названных основных ?признаков каждое государство характеризует?ся своими символами, па?мятными датами, атрибутами. У кажд?ого государства есть сво?й гимн, флаг, у?становившиеся правила официального пове?дения, традиции, формы ?обращения людей друг к д?ругу и приветствия. Они, ка?к правило, отличаются кратко?стью, экспрессивностью и легкой произносимо?стью. Вместе с присущими ?каждому государству основными пр?изнаками они позволяют провес?ти достаточно четкую г?рань между государственной орг?анизацией, с одной стороны, и догосударственно?й и негосударственной организациями - с друго?й.

Сущность государства. Эт?о один из сл?ожнейших категориальных вопросов юридич?еской науки, на ?который однозначно ответить н?ельзя, так как ср?азу необходимо охватить ц?елый спектр проблем, в частнос?ти, проблемы понимания г?осударства и права, соотношения че?ловека, общества и государства и д?р. Представляется необходимым последов?ательное раскрытие сущности государст?ва, сначала как самостоятел?ьного относительно обособленного пол?итико-правового явления, ?затем в качестве социально об?условленного сложного комплекса.

Сущно?стью государства как самос?тоятельного явления выступает ?власть, это то первич?ное, главное и устойчивое, ?что определяет его сод?ержание, назначение и функционирование. Н?о государственная власть - эт?о не абстракция, а ?реальная власть, в которой сли?вается воедино сила, материализов?анная в специальных государственных ?учреждениях, и воля населения, опосредованна?я государством и объективированная в прав?овых нормах. Иными с?ловами, сущность государства - эт?о легитимная и обеспеченная соответствую?щими средствами власть.


Поскольк?у государство является и пр?одуктом общества, и его организа?ционной формой, и сложным социальн?ым организмом, то ?возможны и иные аспекты и?сследования его сущности с уче?том названных характеристик.

?Для общества жизненно ва?жным является то, что?бы государственная власть бы?ла сильной и стабильной, чт?обы она могла обеспечи?ть социальное равновесие, ?баланс социально-классовых си?л, создать условия ?для дальнейшего развития граждан?ских институтов и всего общес?тва.

Население (народ) жде?т от власти в перву?ю очередь организационных м?ероприятий по улучшению экономичес?ких условий существования, укреплен?ию правопорядка, гарантий общест?венной безопасности. Ему ?важно знать также, ?кто осуществляет власть? ?Чьи интересы защищает вла?сть? Как повлиять н?а нее? В демократических г?осударствах население участвует в формиров?ании властных структур посред?ством выборов, референдумов, опрос?ов, а также через ?деятельность политических партий, профсою?зов, общественных объединений.

?Конкретный человек, суммируя в се?бе общественные ожидания ?от власти, прежде вс?его, независимо от при?надлежности к социальному слою, кла?ссу, нуждается в условиях, помог?ающих ему своими способно?стями и трудом достичь собств?енного и семейного благополучия, неукос?нительного соблюдения и надежной за?щиты его прав и с?вобод, личной безопасности и со?циальной перспективы.

В современных ?развитых странах государство ?постепенно становится механизмом пр?еодоления общественных противоречий н?е путем насилия и по?давления, а путем достижения обществен?ного компромисса. Само существо?вание государства в наше ?время связанно не сто?лько с классами и классовой борьбо?й, сколько с общесоциальными потребно?стями и интересами, что предполагае?т разумное сотрудничество различн?ых, в том числе противоречивы?х, сил.

1.2 Теории проис?хождения государства

Единого м?нения о причинах возникновения г?осударства не существует. ?Существуют несколько теорий, кото?рые объясняют происхождение государс?тва, однако ни о?дна из них н?е может являться окон?чательной истиной. Наиболее др?евними известными государствами ?являются государства Древнего Вост?ока (на территории совре?менных Ирака, Египта, Ин?дии, Китая).


Выделяют с?ледующие теории происхождения гос?ударства: теологическая теория, па?триархальная теория, теория обществе?нного договора, теория насили?я, материалистическая (марксистская) теори?я, психологическая теория, рас?овая теория Гюнтера, органичес?кая теория, ирригационная теори?я, комплексная теория происхожд?ения государства Х. Й.М. Классена, кр?изисная теория А.Б. Венгерова, д?уалистическая теория Малыгина, Афа?насьева, теория специализации Т.В. Кашан?иной, инцестная (половая) тео?рия К. ЛевиСтросс, спортивная теор?ия Ортега-и-Гасет. О некото?рых их них пой?дет речь ниже.

Теол?огическая теория. Теологическая тео?рия происхождения государства ?получила своё распространение в сред?невековье, в трудах Фомы Акви?нского; в современных условиях её ра?звили идеологи исламской религи?и, католической церкви (Ма?ритен, Мерсье и др.).

П?о мнению представителей да?нной доктрины, государство — прод?укт божественной воли, в сил?у чего государственная влас?ть — вечна и незыблема, а зави?сит, главным образом, ?от религиозных организаций и ?деятелей. Поэтому каждый обяза?н подчиняться государю ?во всём. Существующее социал?ьно-экономическое и правовое неравенств?о людей предопределено ?божественной волей, с чем необходим?о смириться и не оказ?ывать сопротивления продолжателю н?а земле власти Б?ога. Следовательно, непослушание госуд?арственной власти может расцениват?ься как непослушание Всев?ышнему.

Наделяя государство и гос?ударей (как представителей и выразит?елей божественных велений) ?ореолом святости, идеологи дан?ной теории поднимали и подним?ают их престиж, способ?ствовали и способствуют утверждению в об?ществе порядка и согласия. Особо?е внимание здесь удел?яется «посредникам» между Бого?м и государственной властью — церкв?и и религиозным организациям.

Вмест?е с тем данная доктр?ина умаляет влияние соци?ально-экономических и иных ?отношений на государство и ?не позволяет определить, ?как совершенствовать форму ?государства, как улучшать государственн?ое устройство. К тому ж?е теологическая теория в принци?пе недоказуема, так ?как построена в основном н?а вере. Другой вар?иант данное теории состои?т в том, что государ?ство как система управ?ления обществом создано выс?шими силами с целью объединени?я людей для выжи?вания и развития, передаче и?м (людям) определённых ?для этого знаний (обуч?ение людей). Первые кит?айские императоры спускались с небе?с и учили людей в?арить пищу, строить жи?лище, повозки, возделывать пол?я. В Греции боги у?чили добывать огонь и обра?батывать металл. По м?ере накопления знаний у л?юдей и их передачи покол?ениям власть небес о?слабевалась. Уже в Древней Г?реции по мифам известн?о, что люди г?оворили: "Боги покинули н?ас". И этим начали пользоватьс?я смышленые наглые л?юди, путём обмана и ин?триг приходя к власти.[4]


Патри?архальная теория. К наиболее изв?естным представителям патриархальной ?теории происхождения государства мож?но отнести Конфуция, А?ристотеля, Филмера, Михайловского и д?р. Они обосновывают т?от факт, что лю?ди существа коллективные, стремящиес?я к взаимному общению, приводяще?му к возникновению семьи. В последующ?ем, развитие и разрастание семь?и в результате объединения люде?й и увеличения числа эти?х семей приводят к образова?нию государства.

Разумеется, из?вестная аналогия государства с с?емьей возможна, так к?ак структура современной государствен?ности возникла не сра?зу, а развивалась от п?ростейших форм, которые, действител?ьно, вполне могли бы?ть сравнимы со стру?ктурой первобытной семьи.

Вм?есте с тем, представители данн?ой доктрины упрощают проц?есс происхождения государства, ?по сути дела экстраполирую?т понятие "семья" ?на понятие "государство", а ?такие категории, как "от?ец", "члены семьи", необосн?ованно отождествляются соответственно с ?категориями "государь", "подданные"[5]. Гла?вной функцией семьи являе?тся воспроизводство рода и совм?естная жизнь. А государство призв?ано исполнять совершенно други?е функции. К тому ?же по свидетельству историк?ов, семья (как со?циальный институт) возникала пр?актически параллельно с возникновением госуд?арства в процессе разложения первобы?тнообщинного строя.

Материалистическая те?ория. Материалистическая (марксистская, историкоматериа?листическая, диалектикоматериалистическая) теория пр?оисхождения государства связывает возник?новение государства с появлением част?ной собственности, расколом обществ?а на классы и ?классовыми противоречиями. По ?мнению сторонников данной теор?ии, «государство есть п?родукт и проявление непримиримых класс?овых противоречий».

По Энгельс?у, государство существует н?е извечно. Были о?бщества, которые обходились б?ез государства и государственной вл?асти. На определенной ст?упени экономического развития, котор?ая с необходимостью была свя?зана с расколом общества н?а классы, государство с?тало в силу этого ра?скола необходимостью. Когда в обществ?е появляются классы с проти?воречивыми экономическими интересами, н?ачинается противостояние между ним?и. Для того, чт?обы это противостояние н?е привело к коллапсу общ?ества, необходима стоящая на?д обществом сила, котора?я бы умеряла столкн?овение, держала его в ?границах «порядка». Эта ?сила, произошедшая из ?общества, но ставящая ?себя над ним и в?се более и более отчужда?ющая себя от н?его, и есть государство.[6]