Файл: Социально – психологический портрет современного руководителя(Менеджер и лидер: основные понятия; сходство и различие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.5 Основные черты слабого руководителя

Качества сильного руководителя есть не более чем цель, к которой нужно стремиться. Так что в жизни вряд ли найдется менеджер, полностью соответствующий этим требованиям. Но вместе с тем любой руководитель должен на все 100% не соответствовать характеристикам слабого управленца. Ведь знать, каким не надо быть − это первый шаг к тому, чтобы найти свой путь и стиль в менеджменте.

Итак, каковы же общепризнанные, типичные черты "слабого" (плохого) руководителя?[9]

1) Всегда сталкивается с массой внезапных, непредвиденных обстоятельств и тратит на их устранение колоссальное количество времени и сил. Во-первых, он не может предугадать, почувствовать приближение проблем какого-либо рода и подготовиться к ним заранее и, во-вторых, все время занимается второстепенными вопросами, выпуская из вида главное − стратегические задачи, которые, если пустить их на самотек, порождают эти самые злополучные «непредвиденные обстоятельства».

2) Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается делать сам. В основе этого − непонимание как минимум двух важнейших аксиом менеджмента, а именно:

а) абсолютно нормальным является то, что ежедневно менеджер должен решить гораздо больше задач, чем он физически способен. Поэтому грамотный профессиональный менеджер распределяет часть задач среди своих подчиненных, делегируя им также и соответствующие полномочия. Он вынужден это делать и хорошо знает, как это делать правильно;

б) абсолютно нормально, что многие работники знают свое дело не хуже, а лучше, чем шеф. Кто производит − тот не управляет, кто управляет − тот не производит. Дело шефа − управлять (производить нечто руками других людей), а не исполнять все, что нужно, самому. Профессиональный менеджер организует людей на труд и знает, как делать это максимально эффективно.

3) Занят делами, старается вникать во все, поэтому практически не имеет времени. Зачастую гордится своей занятостью. Принимает посетителей, одновременно разговаривает по телефону, подписывает приказ и дает устные распоряжения подчиненным.

4) Заваливает бумагами письменный стол. При этом совершенно непонятно, какие из них важные, какие срочные, а какие вообще не нужны. Зачастую при таком «порядке» на рабочем столе менеджер не только не может найти нужную ему в данный момент бумагу, служебный документ, но и демонстрирует окружающим (прежде всего сотрудникам) неумение или нежелание организовывать свой труд, устанавливать приоритеты в делах.


5) Работает с раннего утра и до позднего вечера и даже по ночам. В этом случае менеджер часто производит вид человека, загруженного до предела, не дающего спуску ни себе, ни подчиненным. Ничего, кроме сожаления, такой руководитель не вызывает. Почему? Потому что он явно игнорирует основные заповеди эффективного управления. Эти заповеди таковы:

а) каждое дело занимает все время, которое отпущено для его выполнения;

б) для качественной работы не стоит трудиться более восьми часов в день.

6) В его портфель уже не влезают бумаги, которые руководитель носит с работы домой и назад. Единственная реальная польза от этого состоит в том, что перетаскивание портфеля может в некотором смысле заменить физические упражнения.

7) Откладывание всех важных вопросов на потом. Он надеется на то, что вопрос либо решится сам, либо его решит кто-то другой. Кроме того, если он берется за решение проблемы, то никогда не доводит дело до конца. В результате груз нерешенных проблем начинает все больше и больше давить на него, вынуждая совершать управленческие ошибки.

8) Обладает «черно-белым» мышлением. Все видит только белым или только черным, его оценки всегда однозначны, категоричны, не имеют оттенков. Это приводит к тому, что менеджер теряет возможность достигать компромисса.

9) Неуравновешен, слишком много значения придает мелочам, делает трагедию из ничего, не умеет отделить зерна от плевел.

10) Старается принять наилучшее решение вместо выполнимых. При этом менеджер забывает о том, что ни одно решение, управленческое тем более, не может устраивать абсолютно всех, всем без исключения нравиться. Искусство управления, кроме всего прочего, заключается еще и в том, чтобы выбирать решение не из множества возможных (идеальных), а из реально имеющихся, реально выполнимых. Максимально эффективное решение при минимальном ущемлении интересов − главный ориентир современного менеджера.

11) Старается приобрести репутацию хорошего руководителя и делает это оригинальным образом − либо фамильярничая с подчиненными, либо, используя принцип открытых дверей, когда в его кабинет идет кто хочет, когда хочет и по какому угодно вопросу.

12) Старается избегать ответственности, склонен валить вину на других, короче говоря, ищет «козла отпущения».

13) Присваивает себе чужие заслуги и не признает успехи своих сотрудников.

Очевидно, что слабый руководитель долго не продержится на своем месте и поэтому ему нужно менять себя, свои взгляды, поступки и поведение или уйти на другую должность, больше подходящую к его личности и характеру и уступить место другому человеку, который соответствует всем качествам хорошего руководителя.


2.6 Типичные управленческие ошибки

1. Перенос или откладывание решения на завтра

В основе этой ошибки могут лежать следующие проблемы или обстоятельства:[10]

a) надежда на то, что вопрос каким-то образом решится сам собой или его решит кто-то другой;

б) отсутствие у менеджера ясного и четкого представления о том, чего он на самом деле хочет добиться.

2. Выполнение работы наполовину

Лучше полноценно сделать всего лишь несколько проблем, чем сразу браться за множество дел и ни одно из них не довести до конца.

3. Стремление все сделать сразу

Не нужно сразу бросаться в крайности и браться за все дела в один миг. Лучше всего постепенно переходить от одного дела к другому и также не бояться просить помощи у сотрудников. Принцип «тише едешь − дальше будешь» еще не забыт.

4. Стремление все сделать самому

Менеджер, работающий эффективно, решает только те задачи, которые никто, кроме него, решить не может.

5. Убеждение, что менеджер знает все лучше всех

Не нужно вмешиваться в дела подчиненных, они лучше знают свои обязанности. Каждый должен выполнять свою работу.

6. Неумение разграничить полномочия

Отсутствие четкого разграничения задач, служебных функций сотрудников – причины плохой организации работы. Иногда бывает так, что сотрудники лишь в общих чертах представляют свои должностные обязанности. При такой организации труда возникает соблазн перенести ответственность за невыполнение работы на чужие плечи и могут неоправданно дублироваться управленческие действия.

7. Сваливание вины на других

Задача руководителя состоит не в том, чтобы искать виновного, а в том, чтобы установить объективные причины неудачи и найти пути к их устранению.

Хороший руководитель – это совокупность сдержанности, проницательности, компетентности, организованности и целеустремленности. На досуге было бы полезно людям, стремящимся эффективно управлять людьми, читать биографии знаменитых руководителей и перенимать все их качества, которые помогли им добиться большого успеха в своем деле.

ВЫВОДЫ

Как мы видим, социально-психологический портрет руководителя выглядит следующим образом:

Способность мыслить комплексно. Руководители должны иметь целостный, а не упрощенный подход к проекту. Вместо того, чтобы разбивать проект на составные части (планирование, бюджет) и управлять ими, системщик старается сосредоточить усилия на том, чтобы понять, как соответствующие факторы проекта взаимодействуют в совокупности и обеспечивают результат проекта. Ключом к успеху становится управление взаимодействием между различными частями проекта и проектом в целом.


Личная целостность. Прежде всего хорошему руководителю нужно научиться управлять собой. Очень важно доверять себе, при этом ощущении просыпается внутренняя энергия и люди, видя это, интуитивно проникаются доверием к вам.

Предусмотрительность. Хорошие руководители предпринимают действия заранее, когда требуется преодоление незначительных проблем, прежде чем они превратятся в большие. Они проводят большую часть времени, решая проблемы в рамках своих полномочий и не занимаясь тем, что находится не в их компетенции.

Способность выдерживать стрессы. Руководитель и сила воли – взаимосвязанные понятия. Он должен иметь «железные» нервы и находить выход из тяжелых положений. В идеале каждый руководитель должен иметь личного психолога.

Общая бизнес-перспектива. Поскольку основная роль руководителя заключается в объединении различных аспектов бизнеса и технических дисциплин, важно, чтобы у менеджера было общее понимание основ бизнеса и понимание взаимодействия функциональных дисциплин, приводящих к успеху в бизнесе.

Умение передавать информацию. Руководители общаются со многими людьми, они должны уметь выразить свои идеи и предложения доступно и понятно. Также они сами должны учиться понимать людей, слушать и взаимодействовать с ними.

Эффективное управление временем. Руководители должны в совершенстве владеть тайм-менеджментом, так как время − очень ценный ресурс. Его должно хватать и на эффективную работу и на продуктивное взаимодействие с подчиненными.

Опытный политик. Руководители должны уметь успешно работать с разными людьми и добиваться их поддержки и одобрения проекта. Они должны уметь показать достоинства своего проекта, не умаляя правды.

Оптимизм. Руководители должны показывать добросовестность и предприимчивость, отношение «будет сделано». Они должны уметь находить позитивные мгновения в тяжелые дни и поддерживать положительное отношение людей к происходящему. Жизнелюбие и хорошее настроение – частые спутники хорошего менеджера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководитель в организации играет важнейшую роль и от него зависят две главные цели организации: успешный процесс деятельности организации и аналогичный итог. На протяжении своей работы руководитель сталкивается со множеством различных проблем, и он должен уметь быстро и эффективно их разрешать. Компетентный руководитель справиться с любой конфликтной ситуацией возникающей в коллективе и не допустить повторных обостренных расхождений во взглядах. Многие сотрудники не могут проявить весь свой потенциал из-за недоброжелательной атмосферы в команде. Руководитель должен помочь своему сотруднику проявить свои способности в полной мере. Для этого не достаточно иметь высокие умственные способности. Общеизвестно, что организация деятельности руководителя зависит от интеллекта всего на 20%, а остальные 80% влияют на эмоциональное состояние в коллективе. Именно руководитель является источником вдохновения для коллектива, для построения хороших отношении и организации выдающейся деятельности. Он должен препятствовать проявлению негативных эмоций и умело сдерживать гнев. Чем искуснее человек распознает чувства скрываемые или посылаемые людьми сигналами, тем лучше он может контролировать личные эмоции.


Демонстрация хорошего отношения к своему коллективу, помощь новичкам, поддержка и помощь новым сотрудникам – вот перечень одних из главных обязанностей руководителя. Сотрудники заметят и оценят такое отношение руководителя, а их вознаграждением руководителю станет отлично выполненная работа. Дружный и сплоченный коллектив – это цель любой организации, настроенной на продолжительную и качественную рабочую деятельность. Взаимоотношения между сотрудниками коллектива много значат, т.к. успешная деятельность зависит преимущественно от отношения между людьми и их совместного организованного труда.

Индивидуальный стиль деятельности, стиль поведения и личность руководителя влияет на общее настроение в коллективе, на работу и отношения между собой сотрудников. Стремление показать себя «выше всех», грубость, наглость и слишком жесткое отношение к подчиненным создают угнетающую обстановку, психологический дискомфорт. Психологи, которые анализируют психологический климат в трудовых коллективах, часто выделяют, что стиль работы руководителя прямым образом влияет на атмосферу в рабочем коллективе, и обладает некой заразительностью, проявляющейся в том, что подчиненные в взаимодействии между собой проявляют похожие особенности поведения руководителя.

Главное в искусстве управления – это выбор правильного решения в каждой отдельной ситуации. Вовремя реагировать на множественные вопросы от организационных до технических, которые не нуждаются в обширном обсуждении, и прибегать к коллективному способу принятия решений, когда это уместно; рационально применять систему выговоров и штрафов для «усмирения» подчиненных, не имеющих правильного представления о дисциплине и прочих необходимых качествах, для исправления их деятельности в лучшую сторону, но, в то же время, уметь замечать и благодарить исполнительных и ответственных подчиненных.

Руководитель должен мотивировать сотрудников на продуктивную работу. Как мы знаем, люди работают с энтузиазмом, если ими движет какая-то идея или личная выгода. Здесь важна не только материальная сторона, но и возможность проявить себя, самореализоваться, почувствовать свою важность. Каждый человек стремится к уважению и признанию его другими людьми не заменимым сотрудником. Поэтому человеку, который желает управлять людьми, необходимо научиться видеть в каждом из подчиненных прежде всего личность, ценного сотрудника и всячески показывать свое уважение. Создание хорошей репутации – самый эффективный способ влияния на людей. К примеру, если подчиненный часто опаздывает, то не стоит его ругать и наказывать. Напротив, руководитель должен заявить, что его подчиненный самый пунктуальный и внимательный человек, тогда ему станет неудобно постоянно приходить не вовремя на работу, и он постарается оправдать хорошее отношение своего руководителя. Еще одним проверенным стимулом для работы отметим дух соперничества. Если управляющий скажет своему сотруднику, что у того большой потенциал и он мог бы качественнее выполнять работу, чем его коллега, но что-то ему мешает или не хватает, то он постарается превзойти все ожидания. Часто именно соперничество стимулирует людей к выдающимся достижениям в своей работе.