Файл: Теория и методика развития дошкольников. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях :

- продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета;

- исполнительское , речевое, двигательное – наличие актерских способностей;

-оформительское - изготовление декорации, костюмов.

Творческие направления можно комбинировать. С психологической точки зрения дошкольное детство является очень важным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развитие навыков ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре - драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ.

1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст, даёт многочисленные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно - образовательной работы. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших дошкольников, и развития их творческих способностей.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей Необходимо рассматривать новые формы и средства которые способствуют целенаправленному развитию творческого потенциала дошкольников. Поэтому с точки зрения развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, необходимо рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования. Индивидуальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом. М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин в своих исследованиях приходят к выводу о том, что театрализованные игры очень близки к искусству и часто называют их «творческими»


Исследования педагогов и психологов свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре - драматизации, она остается интересной для них.

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Родители, наблюдая за детьми должны вовремя распознать, «подхватить» и помочь ребенку развить творческие способности. Тогда в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта.

Е.Л.Трусова считает понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация» - синонимами.

Д.Б.Эльконин считал, что театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

роль (определяющий компонент),

игровые действия,

игровое употребление предметов,

реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.

Л..В. Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина считали что характерными особенностями театрализованной игры, являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Театрализованная игра отличается от театральной постановки тем, что не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Совместные репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников помогают объединить членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Желательно чтобы родители, использовали опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это способствует развитию ребенка, самоутверждает его.

Театрализованные игры способствуют развитию различных видов детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Они так же позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, так как во время игры дети чувствуют себя легко и свободно. Это является питательной средой для развития у них творческих способностей.

Замечено, что театрализованные игры являются играми-представлениями, они имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. Герои литературных произведений часто становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. В них, как и в настоящем спектакле, жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.


В дошкольном учреждении нужно учитывать поло-ролевых особенности детей. Зоны для театрализованной деятельности должны быть оборудованы как мальчиков, так и девочек.

При проектировании зоны театрализованной деятельности детей необходимо следовать основным принципам построения предметно-пространственной среды:

Обеспечить баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

Организовать зоны уединения;

Предоставить права и свободы выбора;

Создать условия для моделирования, поиска и экспериментирования;

Функционально использовать помещения и оборудование;

Проследить за возрастной и поло-ролевой направленностью оборудования и материалов.

При выборе содержания занятий по театрализованной деятельности применяются:

Просмотры кукольных спектаклей и их обсуждение;

Игры-драматизации;

Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения и дикцию;

Отдельные упражнения по этике;

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная игра предоставляет большие возможности для развития творческих способностей. Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинация в одной игре изобразительных средств, свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные им способы изображения. Поэтому, яркой особенностью театрализованных игр является то, что они имеют готовый сюжет, следовательно, деятельность ребенка во многом определена текстом произведения. Необходимо решить - в чем же заключается творчество ребенка, могут ли в таких условиях у него развиться творческие способности?

Возникает необходимость учета возрастных особенностей ребенка. При проектировании театральной зоны в группе следует предусматривать возрастную направленность оборудования и материалов.

Так, например, в младшей группе в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр кукол на столе. Кукол для такого театра можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона. Забавный настольный театр можно связать крючком или на спицах из различных видов пряжи. Для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные разные игрушки, изготовленные по типу богородской. Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.


В средней группе знакомят детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень, который является позвоночником куклы. Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы управления куклами.

В старшей группе знакомят детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла. Куклы с «живой рукой» обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять действия несвойственные куклам других систем.

В подготовительной к школе группе знакомят детей с тростевыми и большими напольными куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных большими размерами. Основу тростевой куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей. Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче. Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависят от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони и ботинки изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью, чтобы ребенок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость

В младшем дошкольном возрасте формируется наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этом периоде происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный. Младший дошкольник не способен в полной мере овладеть театральным искусством. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его содержания и, особенно, от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов наблюдается много общего. Детей, как и артистов волнуют впечатления, реакция зрителей. Ребенок в театрализованной игре думает о воздействии на других детей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Им важен результат, которого они добились. А результат – это то, как изобразили произведение. На достижение этого результата направлена деятельность педагога и детей. Именно в активном стремлении к творческому исполнению произведений заключается воспитательное значение театрализованных игр. Важными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников служат: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.


В старшем дошкольном возрасте происходит изменение физических возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными Ребенок длительное время может переживать определенное эмоциональное состояние, анализирует его, выражает чувства.

Конечно мы понимаем , что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей будет неправильно, так как спектакль не получится , пока ребенок не научится играть в нем. Поэтому начале воспитатель самостоятельно показывает ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию и участию в его отдельных фрагментах. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. От ребенка не стоит требовать буквального воспроизведения текста и действий. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.

Пoследoвательнo ввoдятся небoльшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё под эмоциями от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты. На следующем этапе можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующее упражнение - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг). Только после такой тщательной работы и упражнений, можно приступать к совместным инсценировкам.

Выбор постановки необходимо определять возрастом малыша. Чем младше ребенок, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно использовать оригинальный текст сказки и разыграть его слово в слово. Но намного интересней сказку немного видоизменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Также интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. При этом будет интересно придумать или изготовить новую, необычную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.