Файл: Теория и методика развития дошкольников. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято выделять несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением. Деятельность, где дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. Деятельность, где дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. При игре с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои скрытые чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. Настольный театр, конечно же самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Этот процесс стимулирует желания ребенка включиться в спектакль, дополнять отдельные фразы в диалогах героев, участвовать в повторяющихся оборотах зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы можно использовать на занятиях, в играх, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ходе занятий, вечеров развлечений необходимо использовать фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.


Воспитатель, за счет освоения разновидностей игры драматизации, постепенно расширяет игровой опыт, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Репка»).

• Инсценировка фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Заюшкина избушка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

У детей младшего возраста отмечается начальное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

Игровой опыт обогащается только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений - освоение позиции «зритель» : умение досмотреть и дослушать до конца, быть благодарным зрителем, , похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».

Вторая группа умений - первичное становление позиции «артист»: умение использовать некоторые средства выразительности мимику, жесты, движения, силу и тембр голоса, темп речи. В режиссерской театрализованной игре передавать образ героя, выступать эмоционально, показывать переживания, правильно держать и управлять куклой или фигуркой героя

Третья группа – взаимодействие с другими участниками игры. Умение играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно включать их в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. Во время такой деятельности у детей воспитывается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает эмоциональное восприятие. Эстетическое влияние театрализованных игр способствует формированию чувств: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.


1.3. Выводы к первой главе

Учитывая многообразие средств выразительности, можно порекомендовать:

во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения . Учить имитировать характерные движения сказочных животных;

в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств Знакомить с интонацией, мимикой и пантомимой;

в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;

в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

ГЛАВА 2. Театрализованные игры и их разновидности.

Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этом виде деятельности ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам, используя свои средства выразительности интонацию, мимику, пантомиму, создает роль

2.1. Режиссёрские игры.

Настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, основное условие, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Все картинки, персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними чтобы использовать их при повороте. Для устойчивости фигуркам нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно крепкими. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки, чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Поэтому не следует их поднимать и переносить с места на место. Нужно только имитировать выбранное действие: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостное, грустное, жалобное. Фигуры героев до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации. Зеленая ткань или бумага на столе обозначат деревья, лужайку, голубая лента – ручей, реку. Чтобы не тратить много времени на такие приготовления, можно привлекать к ним детей, приучая их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации. Детям будет интересно, и вызовет положительный настрой


2.2. Стендовые театрализованные игры.

Стенд-книжка.

Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Укрепите их на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.

Фланелеграф.

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона, картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал. Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картинки, которые удобно, всей группе детей. На экранах – призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Теневой театр.

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установить внизу экрана планку, на которой можно скреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т.д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.

2.3. Игры-драматизации.

Участвовать в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Ребенок надевает на себя характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек, элементы рабочей одежды, кокошник, венок, пояс, элементы национального убора и т.д. Создавать же образ он должен рядом с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Обсудите с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен. Использовав его, изготовьте эмблему, символ, по которой все сразу узнают изображаемого зверя. Убедите ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большей точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. После неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками. постепенно придет умение


Игры-драматизации с пальчиками.

Ребенок надевает атрибуты на пальцы, но как и в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль показывать один ребенок с помощью своих пальцев не может. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценками возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, т.е. водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес к активности ребят.

Когда дети увидят игру у взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите, рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное заданье: ребенок выбирает тему, и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И, наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается