Файл: Теория и методика развития дошкольников. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4. Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе с помощью театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Также важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировав мыслительный процесс в целом.

Общеразвивающие игры, включенные в театральный процесс, помогают готовить ребенка к восприятию художественной деятельности, а так же способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях. Создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Используя коллективные развивающие игры, нужно обязательно создавать веселую и непринужденную атмосферу, привлекать зажатых и скованных детей, не акцентируя внимание на недочетах и ошибках. Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своим собственными действиями. При этом роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

2.5. Специальные театральные игры.

Знакомясь с тонкостями и видами театрального искусства, выполняя общеразвивающие упражнения, играя в ритмопластические игры, участвуя в занятиях по культуре и технике речи , дети развивают и формируют новые навыки и качества. Они необходимы любому культурному творчески мыслящему человеку. Эти приобретения способствуют развитию интеллекта; пробуждают познавательный интерес, совершенствуют знания ребенка об окружающем мире. Дети готовятся к тонкому восприятию различных видов искусств. Вовсе не обязательно готовить с детьми спектакли и погружаться в тонкости поведения актеров на сцене, загружать ребенка теорией о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над эподами и спектаклями, необходимы, специальные театральные игры, развивающие воображение и фантазию. Не являясь уроками актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал учиться вере и правде игры у детей. Потому что дети очень серьезно и искренне верят в воображаемую ситуацию, легко изменяют свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.


Следовательно перед воспитателем стоит сложная задача – сберечь детскую наивность, веру, непосредственность, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо учитывать личный практический опыт ребенка, доверять ему и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения

2.6. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в замысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

2.7.. Ритмопластика

При работе с маленькими детьми, которые не умеют еще говорить, можно заменить слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому понятно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции с помощью пластики своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Музыкальные произведения, различные по характеру и настроениям развивают фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку высвободить и прочувствовать возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр.

Задачи, которые можно решить на занятиях ритмопластикой

развитие двигательных способностей детей – ловкость, подвижность, гибкость, выносливость;

развитие пластической выразительности – ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений;

развитие воображения - выполнение пластической импровизации

2.8. Выводы ко второй главе

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». – писал Л.С.Выготский

Театрализованная деятельность показывает духовный и творческий потенциал ребенка. Участие в ней позволяет дошкольнику адаптироваться в социальной среде. Очень важна уникальность в образовании и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его проявлении через образы, краски, звуки. Важно что правильно поставленные вопросы побуждают ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе работы над выразительностью высказываний персонажей, собственных высказываний постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление, диалоги с разными персонажами, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.


В процессе театрализованной игры -

дети узнают об окружающем мире;

развиваются психические процессы;

совершенствуется моторика;

развивается эмоционально-волевая сфера;

происходит коррекция поведения;

развивается чувство коллективизма;

происходит развитие творческих способностей.

ГЛАВА 3 Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский).

Согласно ФГОС развитие речи у дошкольников является одним из основных механизмов развития ребенка. Полноценное владение речью важнейшее условие решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Чем раньше начинается обучение по развитию речи, тем свободнее ребенок общается с окружающими его людьми. Театральная деятельность это эффективное средство развития связной речи у дошкольников. Она позволяет, решать многие педагогические вопросы, касающиеся формирования выразительности речи,. Она также является творческой энергией для развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к высокому нравственному состоянию. Уверенное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для формирования умственного, эстетического и нравственного воспитания у детей в дошкольный период развития. По данным исследований психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л. С., Леушина А. М., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Леонтьев А. А, Рубинштейн С. Л.,., Пешковский А. А., Виноградов В. В., Ушинский К. Д., Щерба Л. В..) были созданы предпосылки для совокупного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Проблема развития речи дошкольников одна из основных, в деятельности педагогов

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь, активизирует словарный запас, разрабатывает звуковую культуру речи, формирует грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики учат ребенка ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше воспринимают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и предопределенность. Развитие речи напрямую связано с формированием мышления и воображения ребёнка. У детей постепенно складывается навык составлять элементарные , но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, фонетически и грамматически правильно строить выражения, композиционно оформлять их содержание. Ребенок овладевает монологической речью, что имеет огромное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всей его многоликости через краски, образы, звуки. Правильно сформулированные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким впечатлением детства, воспринимается как праздник, проведенный вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, совместно со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Театрализованные игры олицетворяют собой исполнение в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, поэтому деятельность ребенка во многом предписана текстом произведения.


Для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Поэтому была продумана и создана развивающая среда для детей, насыщенная разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующие становлению театрально-игровой деятельности и развитию речи. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. Такие игры можно вводить как основную часть в познавательные занятия. Их широко используют при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию. Без театрализации не проходит не один праздник или развлечение

Театрализованные игры – эффективный способ коррекции. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал. Целенаправленная работа по выявлению эффективности влияния театрализованных игр на развитие речи обеспечивает не только интенсивное речевое общение (обогащает словарный запас, звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи), но и вносит разнообразие в жизнь каждого ребенка, повышает их самооценку, проявляет активность детей. Положительно-эмоциональный настрой способствует быстрому и легкому усвоению знаний детьми и переносит их в свободную самостоятельную деятельность. Здесь ярко выражается принцип – учи играя.

Наблюдая за детьми, становится понятно, что театральная деятельность – эффективное средство для обучения детей. Здесь очень четко проявляется принцип – учи играя. В последнее время у многих детей нарушена связная речь, словарный запас очень ограничен.

В группе была создана предметно-пространственная развивающая среда. В ней организовали совместную деятельность педагога и детей, а также самостоятельную деятельность ребенка. Был оформлен «Центр театра», в котором собраны различные виды театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, куклы би-ба-бо и др.), различные маски, шапочки, парики. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации к сказкам, играют в дидактические игры. В группе создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.


Для детей организуются просмотры кукольных спектаклей, после просмотров проводятся беседы. Очень любят дети игры-драматизации, инсценировки сказок. По сюжетам сказок составляются рассказы и рисуются рисунки. Дети знакомятся со средствами драматизации: жестами, мимикой, костюмами, декорациями. Особенное удовольствие доставляет участие в спектаклях и постановках. (приложение1)

Заметив, что ребенок выделяет для себя театральные игры, следует привлечь родителей. Родители могут создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия родителей и воспитателя, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

3.1. Выводы к третьей главе

Театрализованная деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе. При этом виде деятельности дети получают удовольствие от игры – это радость и эмоции, смех и волнение. В работе с детьми такой деятельности необходимо уделять внимание, так как она предоставляет возможности для гармоничного развития личности ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.