Файл: Теория и методика развития дошкольников. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – это очень ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в годы дошкольного детства закладываются начала здоровья, целостность умственного, нравственного и физического развития ребенка, определяется личность человека. В промежуток от двух до семи лет ребенок динамично растет, развиваются его умственные способности. Поэтому так важно с самого раннего детства привлекать дошкольника к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Художественно-творческие способности это одним из элементов общего развития личности. Воспитание таких способностей помогает развитию личности ребенка в целом. По. Когда ребенок умеет анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, рассуждать, то у него выявляется высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть способным и в других областях: мнению психологов Эльконина Д.Б., Венгера Л.А., Выготского Л.С., Теплова Б.М., общие способности являются основой художественно-творческих способностей художественной, музыкальной, творческой. В области социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), ребенка будет отличать высокая способность в создании новых замыслов. Анализируя работы зарубежных и отечественных психологов, в которых рассматриваются свойства и качества творческой личности, можно отметить общие критерии творческих способностей: оправданную выразительность, новизну, импровизационные идеи, самостоятельность в оценках и мнениях и оригинальность, легкость в комбинировании , особую впечатлительность.

Театрализованная деятельность это универсальное средство развития художественно-творческих возможностей детей. Решая задачи, направленных на развитие художественно-творческих способностей, нужно использовать новые технологии, изучать театральные методики и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: сообразительности, внимания, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью, быстроты реакции, организованности. Поэтому, словесное творчество, драматизация или театральная постановка, представляют самые частые и распространенные виды детского творчества.

Театрализованная деятельность способствует решению многие задачи программы детского сада. С ее помощью можно заниматься и ознакомлением с общественными явлениями, и формированием элементарных математических представлений, и физическим воспитанием.


Различная тематика, средства изображения, эмоциональность театрализованной деятельности помогает использовать их в целях развернутого развития личности и формирования творческих способностей

Во время работы над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, оттачивается звуковая сторона речи. Диалог персонажей, особенно новая роль, помогает ребенку ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже совершенствуется и увеличивается.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Направляя творчество детей на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли, мы способствуем развитию творческих способностей. Дошкольники проявляются в том, что объединяют в игре разные события, вводят новые, вновь приобретенные эмоции и впечатления. Те события, которые произвели на них впечатления, они могут включать в изображение реальной жизни. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку озвучить свои мысли и чувства, понять эмоции партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через краски, образы, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Нравственная направленность, которая заложена в каждой сказке, формирует тематику и содержание театрализованной деятельности. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности - развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Театрализованная деятельность, влияя на личность ребенка позволяет использовать ее, в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства. При этом, сам ребенок испытывает удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Применение театральной деятельности позволяет удовлетворять разносторонние интересы детей.


Для эстетического влияния на детей необходимо выполненное со вкусом оформление спектакля. При этом предполагается активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций. Это развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким. Восхищаясь прекрасным и испытывая отвращение к негативному, дети получают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Цель работы с детьми - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2.Изучить процесс развития творческих способностей

3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

4.Провести опытно-экспериментальную работу по театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Театральное творчество детей, насыщено яркими эмоциями. Происходит взаимодействие творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольника. Поэтому оно притягивает их, дает радость первых открытий, удовольствий, ярких эмоций можно. Все это способствует раскрепощению ребенка в творческой деятельности. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно характеризовать его отношение к окружающей действительности, судить об особенностях памяти, воображения, мышления.

Для развития театрального творчества необходима комфортная психологическая обстановка, наличие времени. Одно из условий успеха теплая дружественная атмосфера в детском коллективе. Создание стимулирующих условий для творческого поиска. Сопереживание неудачам.


ГЛАВА 1 Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии

    1. Понятие «творчество» и «творческие способности»

Творческая деятельность – это такая деятельность человека, в результате

которой создается нечто новое, оригинальное. Это может быть как определенный материальный предмет, так и чувство, или мыслительный процесс, приводящий к новым знаниям

При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, то можно выделить основные виды поступков. Поступки, при которых действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его составляющая заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека имеется творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Составляющей этого вида деятельности являются творческие способности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые помогают определять успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Учитывая, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, а так же и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В исследованиях ученых, в работах педагогов – новаторов отмечено, что каждый ребенок по своей природе – творец. Чаще всего его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Педагог создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, пробуждает эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Творческие способности – исследовались многократно, проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Часто таланты появлялись стихийно, как бы сами собой создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретения. Таким образом, удовлетворялись потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация кардинально изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Сейчас от человека требуются не шаблонные, привычные действий, а гибкость мышления, подвижность, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых задач. Учитывая тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться ясно , что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. Задачу развития творческих способностей – одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Мы понимаем, что культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. Учитывая, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, нужно формировать творческий потенциал подрастающего поколения. Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить.


Что же такое творческая способность? Как определить творческие способности у ребенка? Данное понятие раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. Например, Б.М. Теплов определял их как индивидуальные психологические способности, которые отличают людей друг от друга, но не сводятся к уже имеющемуся запасу знаний. В.Д. Шадриков считал, творческие способности реализуются отдельными психическими функциями, которые имеют индивидуальную меру выраженности. Эта мера проявляется в уровне успешности и своеобразии способов освоения какой-либо деятельности. О.И. Мотков обозначил творческие способности, как умения познавать, удивляться и находить самые разные решения даже в различных нестандартных ситуациях. Сюда же он относил нацеленность на способность к глубокому познанию своего опыта.

Театральное творчество, чаще всего творчество коллективное и оно концентрирует свое внимание на раскрытии личности, исследовании ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Важной целью детского театрального творчества является помощь в становлении ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям качественную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, речи, памяти, восприятия. В результате такой деятельности происходит развитие творческого воображения и творческих способностей.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система содержит знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему. Развивает умения строить сценический образ действующих лиц, позволяющий дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей. Формирует практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности. Осуществляет педагогическое сопровождение с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализацию детьми игровых замыслов .

Для определения способностей к творчеству ученые советуют опираться на выявление особенностей в характере и деятельности человека

Развитое воображение;

Умение рисковать;

Гибкость мыслей;

Дивергентное мышление;

Принятие неоднозначных вещей;

Развитая интуиция;

Эстетические ценности.

Говоря о детях дошкольного возраста, нужно учитывать, что творческие личности чаще всего стремятся к разного рода открытиям, они любознательны, любят изобретать и фантазировать.