Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Сущность и виды коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятии
1.1 Сущность и виды коммерческой деятельности
1.2 Организация и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
2.1 Характеристика магазинов «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» ИП Тарасенко Е.Ф.
2.2 Организация и анализ коммерческой деятельности в ИП Тарасенко
Таблица 5
Показатели эффективности использования оборотных средств магазинов «Одежда и обувь» за 2014 – 2016 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
|
Продолжение таблицы 8 |
|||||||
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
4054,4 |
4304,6 |
4311,8 |
250,2 |
7,2 |
106,17 |
100,17 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
288,9 |
339 |
374,8 |
50,1 |
35,8 |
117,34 |
110,56 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
2474 |
2694,75 |
2969,8 |
220,75 |
275,05 |
108,92 |
110,21 |
Оборачиваемость оборотных средств: |
|||||||
- в числе оборотов |
1,64 |
1,60 |
1,45 |
-0,04 |
-0,15 |
97,47 |
90,89 |
- в днях оборота |
220 |
225 |
248 |
6 |
23 |
102,59 |
110,02 |
Рентабельность оборотного капитала, % |
11,68 |
12,58 |
12,62 |
0,90 |
0,04 |
107,73 |
100,32 |
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.
Среднегодовую стоимость оборотного капитала определяем по формуле средней простой арифметической на основании данных бухгалтерского баланса.
Среднегодовая стоимость оборотного капитала увеличивается в 2015 году по сравнению с 2014 годом с 2474 тыс. руб. до 2694,75 тыс. руб. (на 8,92%).
В 2016 году среднегодовая стоимость оборотного капитала составила 2969,8 тыс. руб., что больше чем в 2015 году на 10,21%.
Коэффициент оборачиваемости определяется делением объема реализации продукции на средний остаток оборотных средств на предприятии. Длительность одного оборота в днях находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости.
Оборачиваемость оборотного капитала довольно низкая на протяжении 2014-2016 гг. В 2014 году один оборот совершался за 220 дней (коэффициент оборачиваемости - 1,64), в 2015 году оборачиваемость оборотного капитала сократилась до 1,60 оборотов в год (продолжительность оборота - 225 дней), в 2016 году один оборот совершался за 248 дней (коэффициент оборачиваемости - 1,45).
Тенденцию к увеличению за 2014-2016 гг. обнаруживает показатель рентабельности оборотного капитала.
В 2014 году на каждый рубль оборотного капитала было получено 11,68 коп. чистой прибыли, в 2015 году по сравнению с 2014 годом рентабельность увеличилась на 0,90 пункта и составила 12,58%, в 2016 году рентабельность оборотного капитала увеличилась до 12,62%.
Таким образом, деятельность магазинов «Одежда и обувь» ИП Тарасенко Е.Ф. за 2014-2016 гг. характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности продаж, ростом рентабельности основных и оборотных средств.
Однако наблюдается и негативная для торгового предприятия тенденция - снижение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала, снижение фондоотдачи и производительности труда.
Проведенный анализ финансового состояния показал, что финансовое состояние предприятия - устойчивое, зависимость предприятия от внешних источников финансирования падает и вероятность наступления банкротства у предприятия очень низкая.
Товары данного предприятия пользуются устойчивым спросом, несмотря на большое количество конкурентов.
На предприятии действует система критериев для выбора поставщиков: качество товара, цена, надежность поставщика, качество обслуживания, условия платежа и другие.
Получаемый от поставщиков товар проходит процедуру входного контроля, если он соответствует специфики поставки и удовлетворяет сертификатам качества.
Процесс получения и проверки поставляемых товаров является обязательным в системе управления закупками.
2.2 Организация и анализ коммерческой деятельности в ИП Тарасенко
Выбор месторасположения магазина определяется следующими факторами:
- Близость к покупателю.
Магазины «Одежда и обувь» расположены на центральных улицах города Нижнего Тагила (пр. Ленина, пр. Мира).
Они являются основной транспортной артерией города Нижнего Тагила за день по нему проезжает несколько тысяч автомобилей.
- Транспортные потоки в области торговли.
Транспортное сообщение на улицах Ленина и Мира насыщенно. Основными транспортными потоками являются направления в центральную часть города и обратно. Остановки общественного транспорта находятся рядом от магазинов.
Таблица 6
Характеристика месторасположения объекта
Магазин |
Ближайшие остановки транспорта |
Ближайшие предприятия учреждение |
Ближайшие учебные заведения |
Другие объекты |
Пр. Мира |
Пр. Мира, ост. Центральный рынок |
Маг. Детский Мир |
Институт прикладного искусства |
Рынок |
Пр. Ленина |
пр.Ленина ост. Драмтеатр |
Администрация города, больницы |
Горный металлургический колледж |
Центральная часть города |
Конкурентная среда
Выбор конкретного рынка определяет и круг конкурентов фирма, и возможности ее позиционирования. Изучение позиции конкурентов позволяет фирме решить вопрос: Занять ли место близкое к позиции одного из конкурентов, или попытаться заполнить выявленную на рынке <брешь>?
По близости расположения магазины ИП Тарасенко Е.Ф имеют конкурентов находящихся в ТЦ «Александровский пассаж».
Поскольку магазины ИП Тарасенко занимает позицию рядом с конкурентами, то необходимо предпринять попытку дифференцировать свое предложение за счет товара, его цены и качественных отличий.
Однако покупатель в поиске необходимой ему вещи может поехать в любую часть города для удовлетворения своих потребностей, поэтому следует рассматривать не только близлежащих конкурентов, но и позиции конкурентов в целом по городу.
Сильной стороной конкурентов является также и регулярная профессиональная реклама своих магазинов и своей продукции.
Слабой стороной конкурентов является то, что ассортимент товаров в основном производства Китай.
Магазин ИП Тарасенко предлагает своим покупателям широкий выбор качественной, недорогой, стильной одежды от ведущих производителей Греции, что делает его конкурентоспособным.
Таблица 7
Сравнение конкурентов
Наименование |
Известность |
Ассортимент |
Место расположения |
Сумма |
ИП Прасова «Северный мех» Ул. Ленина, 18 |
7 |
10 |
7 |
24 |
магазин «Лапландия» Пр.Ленина, 23 |
4 |
5 |
6 |
15 |
«Империя меха» Магазин Ул.Ленина 68 |
8 |
6 |
8 |
22 |
Магазины «Одежда и обувь» ИП Тарасенко Пр. Ленина Пр. Мира |
8 |
6 |
10 |
24 |
В результаты сравнения выявлено, что совокупность критериев оценки для магазинов «Одежда и обувь» дает равную сумму баллов среди его конкурентов.
Из этого следует что магазины «Одежда и обувь» ИП Тарасенко Е.Ф. является конкурентоспособным.
Поставщики
ИП Тарасенко Е.Ф. в своей деятельности использует товары, закупленные в Греции. Закупка производиться посредством посредника, роль которого выполняет фирма <<Нео-Торг>>, расположенная в городе Москве и имеющая налаженные отношения с производителями шуб в Греции. Благодаря этому, ИП Тарасенко Е.Ф. экономит время на закупку товара т.к. предварительный заказ осуществляется в Интернете (http://firm.optomvse.ru).
Также это позволяет экономить денежные средства, что в следствии сказывается на цене товара в меньшую сторону, т.к. существует система скидок и нет необходимости осуществлять перелет Москва-Афины.
Потребители
ИП Тарасенко провела сегментацию рынка города Нижнего Тагила и выявила необходимые сегменты. По половому признаку - женщины.
Возраст – от 22 до пожилого возраста. Уровень заработка - от 15000 рублей. Приблизительный образ покупателя – женщина средних лет, средний достаток, предпочтение классическому типу одежды.
По характеру использования информации, способом её получения, технике проведения исследования и его конечным результатам исследования был избран метод исследования с проведением анкетирования покупателей.
Изучение рынка на месте позволяет получать и обрабатывать первичную информацию, которая хотя и обходится дороже, но даёт возможность выяснить реальный рыночный спрос и требования покупателей к товару, а также учесть результаты исследования для разработки руководством фирмы тактики выступления на рынке, включая разработку ценовой политики и вопросы организации сбыта.
В процентном соотношении по половому составу: женщины - 60% и соответственно мужчины - 40% (из опрашиваемых респондентов)
По социальному положению потребителями данной группы товаров являются в основном работники ИТР и рабочие со средним уровнем дохода, затем идут частные предприниматели, работники науки, культуры, образования и торговли. Менее всех по покупательской способности являются студенты, пенсионеры и домохозяйки.
Но это и понятно, в основном у всех из них низкий уровень дохода.
Большинство покупателей приобретают что-нибудь из имеющегося ассортимента для себя, небольшой процент заходит в магазин “просто” посмотреть и определить для себя что - то новое, чтобы в будущем сделать покупку.
Наибольшее количество респондентов посещают магазины пред праздниками – 36%, немногим меньше составляют посетившие первый раз магазин -34%, постоянные клиенты составляют третью часть, 30% всех посещающих магазины.
Рисунок 3 - Как часто посещается магазины
«Одежда и обувь»
Чаще из всего магазины «Одежда и обувь» посещают жители Ленинского района 49,5% Это можно объяснить тем, что магазины расположены в этом районе.
Благодаря проведенной сегментации ИП Тарасенко удалось занять наиболее выгодную с точки зрения маркетинга позицию в своей деятельности.
Основными предлагаемыми задачами каждого магазина «Одежда и обувь» являются.
- формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на непродовольственные товары среднего класса;
- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания;
- обеспечение достойной экономичности осуществления торгово-технологического процесса.
- максимизация суммы прибыли, и обеспечение ее эффективного использования.
Маркетинговая стратегия магазинов основывается на нескольких основных принципах:
- наиболее полное изучение потребителя и рынка;
- определение оптимального ассортимента товара;
- разработка наиболее эффективной сбытовой политики;
Главной и единственной задачей магазинов «Одежда и обувь» И.П. Тарасенко является скорейшее продвижение товара с момента его поступления покупателю.
Несмотря на простоту формулировки задачи, цепочка условий этого продвижения является не очень короткой и включает в себя: работу по оформлению заказа на товар, который могут купить у нас, получение и прием товара складом, работу над качеством поступившего товара, учет поступившей товара, распределение этого товара.
В целях стимулирования сбыта в магазинах «Одежда и обувь» И.П. Тарасенко Е.Ф. имеются постоянно действующие и временно действующие скидки 5% и 10%, а для оптовых покупателей от 5% до 20%.
В розничной продаже предлагается осуществить постоянные скидки:
- 10% ветеранам ВОВ.
- 5% ветеранам труда, пенсионерам, инвалидам, репрессированным,
- 5% по выходным.
- 5% при повторной покупке в течение 100 дней, по предъявлению чека.
Временные скидки:
- рождественская, - 25%, в период c 25.12. по 10.01. на весь товар;
- к 23 февраля, - 10%, в период с 15.02. по 25.02.
- к 8 марта, - 15%, в период с 01.03. по 10.03. на товары для женщин;
Временные скидки суммируются с постоянно действующими скидками, но не суммируются при распродажах.
Также магазины «Одежда и обувь» обменивает женскую одежду и обувь в соответствии с законом «О защите прав потребителей».
Так же предлагается предоставить сезонные скидки с 15 апреля по 15 октября, с 15 октября по 15 апреля.