Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Сущность и виды коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятии
1.1 Сущность и виды коммерческой деятельности
1.2 Организация и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
2.1 Характеристика магазинов «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» ИП Тарасенко Е.Ф.
2.2 Организация и анализ коммерческой деятельности в ИП Тарасенко
2.1 Характеристика магазинов «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» ИП Тарасенко Е.Ф.
Согласно п.1 ст.23 ГК РФ физическое лицо – Тарасенко Елена Федоровна приобрела статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации - с января 2014 г., на основании ОГРН № 304183511900093, выданного Администрацией г. Нижнего Тагила.
Юридическим адресом предприятия является: Российская Федерация, 622038, Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Огаркова, 2., а месторасположением магазинов «Одежда и обувь» являются адреса, пр. Мира, 23, и пр. Ленина 68.
Организация имеет право приобретать имущество за счет своего дохода, кредитов банка, амортизационных отчислений и других источников, согласно действующему законодательству. Предприятие осуществляет владение и использование имущества в соответствии с целями и задачами своей деятельности.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия является прибыль, амортизационные отчисления, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие законодательству.
Прибыль предприятия исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой материальных и других затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Прибыль поступает в распоряжение предприятия и используется им самостоятельно.
Предприятие вправе открывать расчетные счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Предприятие относится к малым, т.к. количество занятых на данном предприятии человек не превышает 50 (постоянный штат работников).
Организация создана для удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товаров, роста материального благосостояния своих сотрудников, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в местный бюджет и получения прибыли.
ИП Тарасенко Е.Ф. создано для осуществления следующих видов деятельности:
- формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в рамках среднего сегмента потребительского рынка;
- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания;
- обеспечение достойной экономичности осуществления торгово-технологического процесса.
- максимизация суммы прибыли, и обеспечение ее эффективного использования.
Маркетинговая стратегия магазинов «Одежда и обувь» ИП Тарасенко основывается на нескольких основных принципах:
- наиболее полное изучение потребителя и рынка;
- определение оптимального ассортимента товара;
- разработка наиболее эффективной сбытовой политики.
Организация занимается закупкой и доставкой непродовольственных товаров, а именно женской одежды, и доставкой их по собственным магазинам «Соболь» и дальнейшей продажей потребителям.
Задачей организации являться, занять уверенное положение на рынке верхней одежды, произвести маркетинговую деятельность и выявить нужный сегмент среди потребителей, налаживание устойчивых связей с поставщиками продукции, найти стабильный банк для получения финансирования для дальнейшего роста организации, выход на региональный рынок продаж.
Масштаб деятельности в пределах города, то есть торговля осуществляется по сети магазинов это два магазина в городе Нижнем Тагиле и в дальнейшем будет развитие это увеличение числа точек продаж.
Торговые точки организации расположены в центре города, что обусловлено высокой проходимостью потенциальных потребителей как на выходных, так и в будние дни.
Магазины «Одежда и обувь» обладают высокой степенью автоматизации торговых процессов.
В торговых точках используются кассовые аппараты типа АМС-100 К (позволяет подключать электронные весы, а также сканер штрих-кода), а так же терминалы по приему безналичных платежей (банковские карты оплаты ,кредитные карты типа Master Gold ,Visa electron ,Maestro и т.п.) ШТРИХ-MobilePAY II.Также используется программа 1С:Торговля и Склад.
Организационная структура магазинов «Одежда и обувь» ИП Тарасенко Е.Ф. является довольно простой в связи с малыми её размерами и относительно небольшим количеством сотрудников.
В организации работают 16 человек, а именно директор, бухгалтер, администраторы, менеджеры, кассиры и продавцы-консультанты.
Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.
Структура управления предприятия ИП Тарасенко Е.Ф. по состоянию на август 2011 г. представлена на рисунке 2.
Директор – частный предприниматель
Бухгалтер
Администраторы
Менеджеры
Кассиры
Продавцы
Уборщицы
Грузчик
Рисунок 2 – Структура управления предприятия
В магазинах «Одежда и обувь» ИП Тарасенко Е.Ф. используется линейно-функциональная организационная структура.
Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.
Заработная плата начисляется в соответствии со штатным расписанием.
Основные функции и возложенные на персонал должностные обязанности определены в должностных инструкциях, составленных руководителем.
Работу организации ИП Тарасенко Е.Ф., можно описать следующим образом:
Во главе предприятия стоит директор Тарасенко Е.Ф.
Руководитель организации директор − в обязанности директора входят представительские функции и функции контроля за деятельностью своих подчинённых. Все сделки осуществляются директором.
Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета организации. Управление предприятием руководитель осуществляет на базе определенной организационной структуры.
Главный бухгалтер − лицо, которое ведёт бухгалтерский учёт в ИП Тарасенко Е.Ф. Бухгалтер организует учетную политику предприятия, обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.
Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, правильное начисление и перечисление налогов и сборов, платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
Администратор - специалист по управлению обращением товаров, организует работу в магазине.
Кассир - должностное лицо, заведующее кассой, занимающееся выдачей и приемом денег.
Менеджер - руководит производственной деятельностью групп сотрудников магазина, а также обеспечивает прием и размещение с учетом наиболее рационального использования складских площадей, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей, контролирует ведение учета складских операций. Участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Организует работу по уценке и списанию товаров. Изучает состояние и динамику спроса, разрабатывает долгосрочные и краткосрочные прогнозы спроса. Обеспечивает составление установленной отчетности.
Продавцы-консультанты – должностные лица продающие продукцию, отвечающие за порядок в торговом зале, выкладку и учёт продукции.
Они является материально-ответственными лицами, то есть в случае выявленной при инвентаризации недостачи товароматериальных или денежных ценностей, они несут материальную ответственность в порядке, установленном законодательством.
В обязанности продавца, работающего в магазине, входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей:
- встреча покупателя и выявление его намерения;
- предложение и показ товаров;
- помощь в выборе товара и консультация;
- предложение сопутствующих и новых товаров;
- упаковка и выдача покупок;
- осуществление расчетных операций с покупателями.
Функциональное разделение труда предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения.
С учетом этого признака весь персонал предприятия подразделяется на три категории: административно-управленческий, торгово-оперативный и вспомогательный (обслуживающий).
В ИП Тарасенко Е.Ф. персонал участвует в управлении организацией.
Это заключается в том, что руководитель учитывает мнения работников организации в принятии важных решений, получение информации по вопросам непосредственно затрагивающих интересы работников. Так же руководитель обсуждает с высшим персоналом план социально-экономического развития организации, разработка и принятие коллективных договоров. Участие персонала в распределение прибыли полученной от реализации продукции. Так же за активное участие в деятельности организации поощряется ежемесячной премией. Состав и структура персонала представлена в таблице 3
Таблица 3
Состав и структура работников магазинов «Одежда и обувь» за 2014-2016 гг.
Категории работников |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
|
Директор |
1 |
6,67 |
1 |
6,25 |
1 |
6,25 |
Бухгалтер |
1 |
6,67 |
1 |
6,25 |
1 |
6,25 |
Менеджеры зала |
2 |
13,33 |
2 |
12,50 |
2 |
12,50 |
Продавцы |
5 |
33,33 |
6 |
37,50 |
6 |
37,50 |
Администраторы |
2 |
13,33 |
2 |
12,50 |
2 |
12,50 |
Кассиры |
2 |
13,33 |
2 |
12,50 |
2 |
12,50 |
Уборщица |
1 |
6,67 |
2 |
12,50 |
2 |
12,50 |
Грузчик |
1 |
6,67 |
1 |
6,67 |
1 |
6,25 |
Всего |
15 |
100,00 |
16 |
100,00 |
16 |
100,00 |
Рассмотрим анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ИП Тарасенко Е.Ф., представленный в таблице 4.
Таблица 4
Основные показатели деятельности магазинов «Одежда и обувь» за 2014 – 2016 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2016 к 2014 |
|
Выручка от продажи товара (тыс. руб.) |
4054,4 |
4304,6 |
4311,8 |
250,2 |
7,2 |
106,17 |
100,17 |
106,35 |
Себестоимость проданного товара (тыс. руб.) |
3765,5 |
3965,6 |
3937 |
200,1 |
-28,6 |
105,31 |
99,28 |
104,55 |
Валовая прибыль (тыс. руб.) |
288,9 |
339 |
374,8 |
50,1 |
35,8 |
117,34 |
110,56 |
129,73 |
Анализ деловой активности, проведенный показывает, что выручка от реализации товаров в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 250,2 тыс. руб. или на 6,17%. В 2016 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2015 годом 7,2 тыс. руб. или 0,17%.
Себестоимость проданных товаров в 2014 году составила 3765,5 тыс. руб., в 2015 году - 3965,6 тыс. руб., в 2016 году - 3973 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 200,1 тыс. руб. или 5,31% в 2014 году по сравнению с 2015 годом и сокращение на 286 тыс. руб. или 0,72% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Валовая прибыль за исследуемый период имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Так, в 2014 году она составила 288,9 тыс. руб., в 2015 году - 339 тыс. руб., в 2016 году - 374,8 тыс. руб. В 2015 году он составил 10,56%,а в 2016 году - 17,34%.
Происходящие изменения отразились на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки.
Рп2014 = (288,9 тыс. руб. / 4054,4 тыс. руб.) * 100% = 7,13%
Рп2015 = (339 тыс. руб. / 4304,6 тыс. руб.) * 100% = 7,88%
Рп2016 = (374,8 тыс. руб. / 4311,8 тыс. руб.) * 100% = 8,69%
Как показывают вышеприведенные расчеты рентабельность продаж увеличилась за анализируемый период с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует коммерческую деятельность предприятия.
Таким образом, в целом за период 2014-2016 гг. наблюдается тенденция роста основных показателей деятельности.
Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Для характеристики эффективности использования оборотных средств предприятия составим табл. 5