Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала корпораций(Теоретические основы психологической поддержки персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность бизнеса зависит не только от того, насколько четко в компании выстроены производственные процессы и внутренние процедуры, но и от того, в какой степени сотрудники готовы им следовать. Есть ли у людей понимание целей и задач компании, как они относятся к своему работодателю, рабочему месту, как оценивают свой заработок и карьерные перспективы, отношения в коллективе — все это вместе называется социально-психологическим климатом, который в «Газпром нефти» изучают и используют механизмы его корректировки.

Объект исследования - управление персоналом ПАО «Гапром нефть».

Предмет исследования - особенности психологической поддержки персонала.

Цель исследования - рассмотреть особенности политики психологической поддержки персонала корпораций на примере ПАО «Газпром нефть».

Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие психологической поддержки в системе управления персоналом;

- изучить стратегические подходы к организации психологической и социальной поддержки персонала организации ;

- дать характеристику корпорации «Газпром нефть»;

- проанализировать развитие и поддержка сотрудников в компании «Газпром нефть»;

- выявить особенности мониторинга и коррекции социально-психологического климата.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, отчетных документов предприятия.

1. Теоретические основы психологической поддержки персонала

1.1. Психологическая поддержка в системе управления персоналом

Под  психологической поддержкой  понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержание в коллективе организации психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию персонала. Психологическая поддержка, как правило,  осуществляется в следующих направлениях.


Таблица 1

Направления психологической поддержки персонала[1]

Управление стрессом

•  выявление и снятие стрессогенных факторов;

•  создание высокоэффективной психологической среды в коллективе

Управление конфликтами

•  профилактика конфликтов в организации

Психологическое развитие персонала

•  развитие эмоционального интеллекта;

•  создание эффективных команд;

•  индивидуальный коучинг

При наличии в организации неблагоприятных психологических факторов можно наблюдать следующие  последствия в поведении сотрудников[2]:

  • замедление профессионального развития;
  • низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
  • ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
  • искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
  • появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания);
  • прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Основными психологическими причинами снижения эффективности персонала являются стресс и конфликты в организации[3].

Стресс  — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. В современных организациях стресс является очень частым явлением, поэтому всем участникам деятельности организации следует понимать причины возникновения стрессов и уметь, с одной стороны, их не допускать, а с другой — в случае его возникновения справляться с его последствиями. Очень часто неумение справляться со стрессом приводит к появлению такого феномена, как выгорание, которое может повлечь за собой тяжелую форму депрессии у человека.

Среди стрессов, которые возникают у работников организации, можно выделить  следующие виды стрессов.

Таблица 2

Виды стрессов[4]

Хронический стресс

Стресс, вызванный постоянной нагрузкой на человека, которая вызывает постоянное физиологическое или психологическое напряжение

Острый стресс

Стресс, который связан с потерей психологического равновесия человека в результате какого-либо события

Физиологический стресс

Стресс, вызванный физической перегрузкой организма

Психологический стресс

Стресс, вызванный нарушением психологической устойчивости человека

Информационный стресс

Стресс, вызванные информационной перегрузкой или, наоборот, недостатком информации


Факторы, которые вызывают стресс можно разделить на следующие виды.

Таблица 3

Факторы стресса[5]

Организационные

Факторы, связанные с положением человека в организации. Например:

•  работа не соответствующая уровню квалификации человека;

•  отсутствие перспективы роста;

•  внутренняя конкуренция;

•  плохие коммуникации;

•  плохие условия труда;

•  эксплуатация высшим руководством и т.п.

Внеорганизационные

Факторы, которые связаны с воздействием внешней среды человека, находящиеся за пределами организации. Например:

•  длительное отсутствие работы;

•  конкуренция на рынке труда;

•  экономический кризис в стране;

•  экологические и политические проблемы, неопределенность

Личностные

Факторы, вызванные психологическими проблемами человека. Например:

•  заниженная или завышенная самооценка;

•  эмоциональная неустойчивость;

•  нереализованные потребности и т.п.

Прежде чем приступить к мероприятиям по снятию симптомов стресса, следует понимать причины его возникновения, поскольку зачастую причиной организационных проблем оказываются внешние по отношению к личности факторы.

Конфликт  — это ситуация, в которой два или несколько участников воспринимают позиции оппонентов как противоположные, а действия, совершаемые с этих позиций, как несущие непосредственную угрозу[6].

В современных организациях стресс является очень частым явлением, поэтому всем участникам деятельности организации следует понимать причины возникновения стрессов и уметь, с одной стороны, их не допускать, а с другой  — в случае его возникновения справляться с его последствиями. Очень часто неумение справляться со стрессом приводит к появлению такого феномена, как выгорание, которое может повлечь за собой тяжелую форму депрессии у человека.

Конфликт может приводить к катастрофическим для организации последствиям, а может наоборот послужить поводом для создания более гармоничной и рабочей атмосферы[7]. От того, насколько руководитель умеет управлять конфликтом, зависит как успех подразделения, так и успех всей организации в целом.

Причинами конфликтов  в организации могут быть  следующие обстоятельства.

Таблица 4

Причины конфликтов в организации[8]


Ограниченные ресурсы

Причиной многих конфликтов являются ограниченные ресурсы, которых не хватает для удовлетворения потребностей всех желающих

Взаимозависимость задач

Часто выполнение решения одной задачи зависит от решения других задач, некачественное решение определенных задач приводит к конфликтам

Противоречия в целях

Многие подразделения, становясь более специализированными, формулируют и ставят перед собой цели, которые приводят к конфликту интересов с другими подразделениями или заинтересованными сторонами

Различия в представлениях и восприятии реальности

Часто люди оказываются пленниками своей картины мира или своих предпочтений. Они не в состоянии понять точку зрения другого человека и признать право на существование этой точки зрения

Различия в жизненном и профессиональном опыте

Различия в опыте могут вызывать конфликт по поводу способов достижения целей. Различия в возрасте, социальном статусе, культурном уровне, профессиональном стаже увеличивают степень непонимания между людьми

Плохие коммуникации

Искажение информации в ходе коммуникации может вызывать неадекватное понимание сообщений, которые один человек посылает другому. Это может вызывать непонимание и, как следствие, конфликт

Межличностные конфликты

Организационные изменения

В случаях, когда необходимо осуществлять организационные изменения, могут возникнуть конфликты относительно способов их осуществления и направлений дальнейшего движения организации.

Различия в системах ценностей

Часто межличностные конфликты обусловлены различиями в ценностях, которых придерживаются участники конфликта. Нечасто участники конфликта понимают причины конфликта и решают обсудить свои системы ценностей.

Личностные расхождения

Все люди являются уникальными индивидами, обладающими своими собственными индивидуальными различиями. Не всегда люди оказываются способными признавать индивидуальные отличия друг друга.

Угроза статусу

Одной из самых распространенных причин конфликтов является угроза статуса. В случае возникновения угрозы статусу люди стремятся сохранить лицо, и это может стать причиной возникновения конфликта, поскольку тот, кто подвергает статус угрозе, сам может думать, что он всего лишь пытается разрешить профессиональную проблему.

Недостаток доверия

Доверие — это способность определять свои действия, полагаясь на высказывания и поступки других людей. Недоверие может вызывать множество конфликтов, поскольку есть задачи, которые невозможно решать без участия другого человека


Можно выделить следующие виды конфликта в организации.

Таблица 5

Виды конфликтов в организации[9]

Внутриличностный

Конфликт, вызванный противоречивыми потребностями, целями и ценностями личности и т.п. Чаще всего этот конфликт может быть связан с противоречием между ценностями сотрудника и приказом начальника

Межличностный

Конфликты между конкретными личностями по различному спектру вопросов. Чаще всего межличностные конфликты вызваны психологической несовместимостью их участников: различием в темпераментах, акцентуации характера, различиях в восприятии событий и т.п.

Между личностью и группой

Конфликты между личностью и группой в целом, с которой личность имеет контакты

Межгрупповой

Конфликты между различными группами как субъектами деятельности. Чаще всего причиной межгрупповых конфликтов могут быть преданность группе и ограниченность ресурсов, а также различия в подходах к общей проблеме

Внутриличностный конфликт очень часто оказывается источником других видов конфликта. Поэтому разберем виды внутриличностного конфликта более подробно.

Определить наличие внутриличностного конфликта просто: он проявляется в присутствии негативных эмоций у личности. С точки зрения причин возникновения  внутриличностного конфликта можно выделить  следующие его виды.

Таблица 6

Виды внутриличностного конфликта[10]

Мотивационный

Конфликт, вызванный наличием большого количества нереализованных желаний личности

Нравственный

Конфликт, вызванный несоответствием рабочих заданий моральным нормам, разделяемым личностью

Ролевой

Конфликт, который вызван невозможностью занятия личностью желаемой должности

Адаптационный

Конфликт, вызванный неспособностью личности адаптироваться к внешнему окружению

Основными  направлениями психологической поддержки являются следующие[11].

Психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем, социально-психологических конфликтов (профилактика стрессов, профилактика конфликтных ситуаций, профилактика деструкций).