Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала корпораций(Теоретические основы психологической поддержки персонала).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы психологической поддержки персонала
1.1. Психологическая поддержка в системе управления персоналом
2. Реализация политики психологической поддержки персонала ПАО «Газпром нефть»
2.1. Характеристика корпорации «Газпром нефть»
3. Мониторинг и коррекция социально-психологического климата
Чтобы соответствовать динамично меняющимся потребностям рынка, добиваться высокого возврата на вложенный капитал и выполнять свои социальные обязательства, «Газпром нефть» последовательно развивает преимущества каждого сегмента:
- расширяет воспроизводство потоков углеводородного сырья и нефтепродуктов, рассчитанное на удовлетворение спроса на энергоносители в долгосрочной перспективе;
- реализует проекты разведки и добычи углеводородного сырья на нефтяных и нефтегазовых месторождениях в России и за рубежом, расположенных как на суше, так и на шельфе;
- развивает существующие и создает новые производственные комплексы по переработке углеводородного сырья и производству премиальных продуктов нефтепереработки, соответствующие современным технологическим, экологическим и экономическим стандартам;
- повышает эффективность и экологичность производства продукции на каждом этапе производственной цепочки;
- расширяет линейку продуктов и сервисов для своих клиентов;
- развивает прямые связи с розничными и оптовыми покупателями в России и за ее пределами через обширную собственную сбытовую сеть.
- держит прямую связь с розничными и оптовыми покупателями в России и за ее пределами через обширную собственную сбытовую сеть.
Портфель «Газпром нефти» включает в себя традиционные и шельфовые нефтяные и нефтегазовые месторождения в различной стадии реализации (от разведки до зрелых месторождений) в России и за рубежом, что позволяет компании наращивать добычу для получения максимальной прибыли в соответствии с рыночной конъюнктурой. Ресурсная база в 2841 млн. т н.э. суммарных доказанных и вероятных запасов углеводородов (включая долю компании в запасах зависимых обществ, учитываемых по методу долевого участия, без учета NIS) ставит «Газпром нефть» в один ряд с крупнейшими нефтяными компаниями мира.
В 2018 году «Газпром нефть» достигла рекордных финансовых результатов, получив самую высокую прибыль в своей истории.
Компания делает ставку на технологическое развитие, внедряет передовые решения для достижения стратегических целей.
Обыкновенные акции ПАО «Газпром нефть» обращаются в России на торговой площадке биржи ПАО Московская Биржа. За рубежом акции Компании торгуются в форме американских депозитарных расписок (АДР), в основном на внебиржевых торгах в Великобритании − через систему LSE IOB.
По итогам 2018 г. «Газпром нефть» продемонстрировала устойчивый рост ключевых финансовых показателей. Выручка Компании выросла на 28,7 % – до 2,49 трлн ₽. Этому способствовали благоприятная ценовая конъюнктура, повышение операционной эффективности и продолжающийся рост добычи на Новопортовском, Приразломном и Восточно-Мессояхском месторождениях.
В 2018 г. скорректированная EBITDА увеличилась на 45 %. Рост показателя обеспечили положительная динамика цен на нефть на мировом и внутреннем рынках, успешное развитие новых проектов добычи и повышение эффективности работы Компании.
Чистая прибыль выросла в 2018 г. Почти на 49 %. Увеличение значения данного показателя было обусловлено ростом цен на нефть и нефтепродукты на фоне снижения удельных операционных расходов на добычу углеводородов и переработку нефти. В основе снижения расходов лежат техническое перевооружение НПЗ и внедрение инновационных способов разведки и добычи углеводородов.
Компания демонстрирует одно из лучших в российской отрасли соотношений добычи и переработки. По объему добычи углеводородов «Газпром нефть» входит в тройку крупнейших компаний России.
«Газпром нефть» стремится внедрять в своей работе передовые методики разведки, добычи и переработки нефти. Благодаря этому компания задает импульс технологическому развитию всей российской нефтяной отрасли.
«Газпром нефть» ведет работу в крупнейших российских нефтегазоносных регионах: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской, Оренбургской областях. Основные перерабатывающие мощности компании находятся в Омске, Москве и Ярославле, а также в сербском городе Панчево. Кроме того, «Газпром нефть» реализует проекты в сфере добычи за пределами России — в Ираке, Венесуэле и других странах.
Компания реализует масштабную программу технологической и экологической модернизации своих НПЗ, направленную на повышение эффективности и безопасности нефтепереработки.
Продукция «Газпром нефти» экспортируется более чем в 50 стран мира и реализуется на всей территории России и за рубежом через разветвленную сеть собственных сбытовых предприятий. В настоящее время сеть АЗС компании насчитывает более 1,8 тыс. станций в России, странах СНГ и Европы.
По итогам 2018 года чистая прибыль «Газпром нефти» составила 376,7 млрд рублей, увеличившись по сравнению с показателем 2017 года на 48,7%. Скорректированная EBITDA выросла в 2018 году до 800 млрд рублей — на 45,1% к результату 2017 года.
Крупнейший акционер «Газпром нефти» — ПАО «Газпром» (95,68 %). Остальные акции находятся в свободном обращении.
Таблица 7
«Газпром нефть» в цифрах (по данным на 31 декабря 2018 года)[18]
Показатель |
2018 |
Чистая прибыль, млрд руб. |
376,7 |
Скорректированная EBITDA, млрд руб. |
800,0 |
Доказанные запасы (proved + probable — 2P) углеводородов, млрд тонн н.э. |
2,84 |
Воспроизводство запасов |
163% |
Добыча углеводородов (с учетом доли в добыче зависимых обществ), млн. т н.э. |
92,88 |
Переработка нефти, млн т |
42,91 |
Реализация нефтепродуктов в РФ, млн тонн |
27,10 |
Объем продаж через АЗС, млн т |
11,34 |
Среднесуточная реализация через одну АЗС по России, т/сут. |
20,7 |
Компания ведет целенаправленную работу по привлечению, вовлечению и удержанию лучших сотрудников. На данный момент мы признаны одним из лучших работодателей России.
2.2. Развитие и поддержка сотрудников в компании «Газпром нефть»
«Газпром нефть» заняла первое место в рейтинге «Работодатели России — 2018», составленном кадровым холдингом HeadHunter. По сравнению с результатом 2017 г. Компания поднялась на две позиции, добившись лучших результатов за всю историю участия в рейтинге.
Среднемесячная заработная плата сотрудников компании в 2018 г. составила 100 222 руб. В 2018 г. расходы на персонал составили 76,8 млрд руб.
Таблица 8
Численность и состав сотрудников[19]
Система управления по целям, принятая в компании, позволяет измерить результат работы каждого сотрудника и оценить его вклад в общее дело. Принцип работы этой системы заключается в разделении стратегических целей компании на цели структурных подразделений и предприятий, которые трансформируются в цели и задачи сотрудников. Она помогает определить степень достижения стратегических и операционных целей.
На конец 2018 г. численность персонала предприятий «Газпром нефти» составила более 66 тыс. человек, которые работают в России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.
60 % персонала составляют рабочие, 40 % — руководители, специалисты, служащие. Крупные кластеры персонала компании сосредоточены:
Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа (основные активы добычи нефти) — около 18 %;
Санкт-Петербург и Ленинградская область (управляющая компания, ряд ДО, возглавляющих функции сбыта нефтепродуктов) — около 24 %;
Омская область (Омский НПЗ, Омский завод смазочных материалов и ряд предприятий функций снабжения, логистики и сбыта) — около 14 %;
Сербия (многофункциональная компания НИС) — около 8 %;
страны СНГ (сбытовые компании и торговые представительства Компании) – около 7 %.
Рисунок 1 - Распределение персонала по регионам, списочный состав на 31.12.2018 г., человек
Рисунок 2 - Структура персонала компании по основным направлениям деятельности на 31.12.2018 г., чел.
Таблица 9
Социальный пакет и льготы[20]
Комплексная система вознаграждения, действующая в «Газпром нефти», тесно связана со стратегическими целями компании и задачами бизнеса. Ценностное предложение «Газпром нефти» своим сотрудникам включает комплекс материальных, профессиональных и социальных благ.
Для оказания работникам помощи в приобретении жилья в ряде регионов действует корпоративная ипотечная программа. Она предусматривает компенсацию предприятием части процентов, уплачиваемых сотрудником банку за пользование кредитом, либо предоставление ссуды для уплаты первоначального взноса.
Поддержка здоровья сотрудников — приоритет в работе с персоналом. В рамках корпоративного договора добровольного медицинского страхования сотрудники «Газпром нефти» получают квалифицированные консультации врачей, а при необходимости и лечение в ведущих клиниках страны. Компания традиционно проводит широкий комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, в которых принимают участие тысячи работников.
Одним из важных направлений работы с персоналом в «Газпром нефти» является совершенствование системы нематериальной мотивации сотрудников. В число ее программ входят конкурсы профессионального мастерства, спортивные соревнования, досуговые и оздоровительные мероприятия, корпоративные коммуникационные сессии, публичное признание заслуг сотрудников, награждение корпоративными знаками отличия.
Таблица 10
Обучение персонала[21]
В Компании действуют единые для всех предприятий стандарты обучения и развития персонала. Корпоративные программы развития сотрудников формируются с учетом стратегических задач компании и результатов оценки управленческих и профессиональных компетенций сотрудников.
В Компании действуют единые для всех предприятий стандарты обучения и развития персонала. В 2018 г. обучение прошли 50 395 сотрудников компании. Затраты на обучение составили 690,1 млн руб.
3. Мониторинг и коррекция социально-психологического климата
Эффективность бизнеса зависит не только от того, насколько четко в компании выстроены производственные процессы и внутренние процедуры, но и от того, в какой степени сотрудники готовы им следовать. Есть ли у людей понимание целей и задач компании, как они относятся к своему работодателю, рабочему месту, как оценивают свой заработок и карьерные перспективы, отношения в коллективе — все это вместе называется социально-психологическим климатом, который в «Газпром нефти» изучают и используют механизмы его корректировки.
Исследования социально-психологического климата, проводящиеся Блоком корпоративных коммуникаций, — один из основных способов получения обратной связи от сотрудников компании. Конечно, существуют и другие каналы: можно задать вопрос руководству на корпоративном портале, можно воспользоваться одним из ящиков обратной связи в офисах компании и дочерних предприятий, задать вопрос на корпоративном форуме, поднять проблему на встрече с руководством. Но перечисленными возможностями пользуются лишь отдельные сотрудники с активной жизненной позицией. Большинство же молчат и предпочитают решать вопросы, не вынося их на публичное обсуждение. Опрос позволяет собрать мнения сразу большого количества людей, понять общие тенденции и оценить ситуацию в целом.
Инструментарий исследования — количественный метод (то есть опрос) и качественные методы (интервью и фокус-группы). Чтобы полученные ответы в наибольшей степени отражали мнение большинства сотрудников, делается репрезентативная выборка — по полу, возрасту, стажу работы в компании, по специализации, чтобы в результате список опрошенных представлял собой уменьшенную симметричную модель каждого предприятия. А в целом складывалась объективная картина по компании.
Из десятков дочерних предприятий для опросов выбираются наиболее крупные, а также те, где прошли или планируются какие-либо организационные изменения, а значит, мнение в коллективах может существенно отличаться от мнения большинства сотрудников в рамках всей компании. Окончательное решение — проводить ли исследование на том или ином небольшом предприятии — принимает руководство производственных блоков.
Исследование — это комплексная оценка мотивации сотрудников и всех факторов, которые на нее влияют. Измерения проводятся по пяти основным блокам: лояльность, оптимизм, включенность, отношение к руководству, а также уровень информированности. Последний показатель помогает оценить эффективность работы системы внутренних коммуникаций, а также дает дополнительную информацию о социально-психологическом климате: чем выше информированность сотрудника — тем он спокойнее, увереннее в себе и в компании, а следовательно, более эффективен.
Часть вопросов помогает вычленить роль внешних и внутренних факторов, влияющих на общий климат на предприятии. Например, при оценке уровня оптимизма важно понимать, насколько на результаты исследования влияет ситуация в городе и стране в целом. Например, по данным ВЦИОМ, в минувшем году уровень оптимизма (ожидание улучшений) в стране упал на 6% — поэтому аналогичное падение индекса оптимизма внутри компании говорит лишь о том, что сотрудники «Газпром нефти» ничем не отличаются от среднестатистического жителя России.