Файл: Диалектическое единство данных и методов в Информационном процессе (Понятие информации и диалектического подхода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы государственной власти и управления, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируют и обновляют справочными банками только те правовые акты, которые принимают (под справочным банком понимается совокупность справочных электронных копий правовых актов), и передают копии этих банков и изменений к ним в центральные и региональные узлы системы правовой информации.

Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации формируются из банков действующих правовых актов, принимаемых Верховным Советом Российской Федерации, президентом Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Исходя из существующей государственно-территориальной структуры Российской Федерации, в целях доведения информационно-правового банка непосредственно до потребителей в регионах, а также с учетом ограниченной пропускной способности каналов передачи информации, целесообразно организовать сеть распределенных банков регулирования трех категорий:

1) справочные банки нормативных актов;

2) мощные центральные банки тиражируют нормативные акты и предоставляют информацию о них государственным органам, территориям и регионам России;

3) региональные банки нормативных актов по предоставлению правовой информации регионам и территориям.

Так, в соответствии со ст. 63 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации в целях обеспечения оперативности и полноты информации в Конституционном суде создается информационная система, содержащая, в частности, банки данных:

- о законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- решение Конституционного суда;

- по решению иностранных конституционных судов;

- о Конституционном правосудии в субъектах Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации также активно развиваются информационные системы различного назначения.

Муниципальные информационные системы создаются на основе решений органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления полномочий этих органов.


Информационные системы подразделяются на публичные информационные системы и корпоративные информационные системы.

Корпоративная информационная система - это информационная система, участниками которой может быть ограниченное число, определяемое ее владельцем или по соглашению участников данной информационной системы.

3.3 Государственные информационные системы в России

В настоящее время в Российской Федерации проводится широкий комплекс социально значимых реформ. Активно осуществляются административная реформа, реформы образования, здравоохранения и др. Особое значение придается вопросам развития в Российской Федерации информационных технологий - информатизации органов государственной власти и созданию в Российской Федерации основ "электронного правительства".

В целях развития информационных технологий в стране принята и реализуется федеральная целевая программа "2011-2020 годы". Программа призвана создать условия, которые позволят Российской Федерации достичь высокого уровня проникновения информационных и коммуникационных технологий во все области жизни, включая государственное управление и общественную деятельность. Выполнение заложенных в Программе мероприятий предполагает повышение эффективности государственного управления, увеличение конкурентоспособности экономики и уровня развития общества.

Активно идет работа по внедрению инфокоммуникационных технологий и принципов информационного взаимодействия в практику органов государственной власти. С этой целью Правительством Российской Федерации принята Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2020 года.

Все это требует повышенного внимания органов государственного управления к проблемам создания и развития информационного обеспечения, эксплуатации и поддержки информационных ресурсов по вопросам, относящимся к их сферам деятельности, организации информационного межведомственного взаимодействия, предоставления гражданам и организациям государственных услуг, совершенствования и развития используются в органах государственной власти информационных систем, организации их взаимодействия и создания новых.

Отметим, что информационный ресурс - это всегда документированная информация.


Государственные информационные ресурсы - это документированная информация, содержащаяся в государственных информационных системах и находящейся в распоряжении органов государственной власти и других государственных организациях. Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере принципиально открыты. Исключение составляют информационные ресурсы, отнесенные в соответствии с законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок доступа к открытым информационным ресурсам определяется держателем банка данных.

В настоящее время в России органы государственной власти создают свои сайты, в структуру которых в число других входят специальные разделы, предназначенные для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями. Например, сайт Министерства юстиции России www.minjust.ru - содержит в своей структуре "Вопрос министру", является формой открытого письма Министру юстиции, посиланого по электронной почте. Ответ Министра юстиции направляется по адресу заявителя, а в случае его отсутствия размещается на сайте Министерства.

Информационные обязанности государства перед гражданами растут. Например, информация, собранная на средства налогоплательщиков, должна быть им доступна.

Федеральным органам исполнительной власти необходимо:

1) обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с Перечнем, утвержденной данного Постановления;

2) своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети интернет;

3) систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством России.

Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом положений указанного Постановления.

Необходимо отметить создание российского сегмента сети Интернет для органов государственной власти РФ - Russian Government Internet Network - на базе домена GOV.RU сети Интернет, который является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти РФ. Иерархически структурированная сеть Russian Government Internet Network предоставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Интернет и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти РФ.


В настоящее время на сервере органов государственной власти РФ "Официальная Россия" содержатся лишь общие сведения, как федеральные, так и региональные органы государственной власти. Более подробную информацию можно получить, используя ссылки на официальные сайты указанных органов государственной власти.

Таким образом, объем размещенной информации и система навигации требуют значительных доработок.

В настоящее время значительная часть государственных информационных ресурсов не предусматривает какой бы то ни было интерактивности. Причиной этого является отсутствие административных ресурсов даже для того, чтобы поддерживать форум (например, портал Минтруда России (www.mintrud.ru), который задуман как главный информационный ресурс страны, посвященный социально-трудовой сфере). Вместе с тем существуют официальные сайты, например, сайт Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru/), сайт Высшего Арбитражного Суда РФ (http://www.arbitr.ru/), сайт Министерства юстиции РФ (http://www.minjust.ru) и др., поддерживающие интерактивные конференции, содержащие ссылки на различные органы государственной власти, специализированные серверы по законодательству. Особенно ценно наличие в структуре данных сайтов в числе других специальных разделов, предназначенных для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями.

Следует отметить, что уровень взаимодействия судебной власти и СМИ, в том числе интернета, пока не соответствует потребностям общества: "...складываются настороженные, а иногда и конфликтные отношения". С одной стороны, это объясняется позицией судов, склонных к информационной закрытости, а с другой - наличием поверхностных материалов, ориентированных на анализ вопросов правосудия, развитие гражданского оборота. Непрозрачность судов для работы СМИ и граждан, которые не всегда могут оперативно и беспрепятственно ознакомиться с решениями и приговорами, вынесенными и публично провозглашенными в судебном заседании, нарушает важные конституционные принципы публичности и гласности правосудия.

Вступление России в Совет Европы накладывает на страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все судебные процессы транслируются в интернете в режиме реального времени (в прямом эфире). Любой желающий может следить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. Очевидно, что о скорой реализации этой программы в России говорить пока не приходится. Но ориентироваться нужно на уровень, достигнутый в этом направлении в развитых странах.


Следовательно, государственные органы, ответственные за формирование и использование правовой информации, должны обеспечивать условия для оперативного и полного предоставления ее пользователям.

В процессе реализации системы правовой информации необходимо осуществить интеграцию информационных фондов, банков и баз нормативных актов в общем информационно-правовом поле.

Заключение

Таким образом, информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

Информация - это динамический объект, формируемый в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Как и любой объект, он обладает свойствами (объекты различимы по своим свойствам). Характерной особенностью информации, отличающей ее от других объектов природы и общества, является отмеченный выше дуализм: на свойства информации влияют как свойства данных, составляющих ее содержание, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в информационном процессе.

Под структурой понимается совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определение понятия структуры добавляют, что эти внутренние отношения стабильны и что они обеспечивают целостность объекта и его идентичность самому себе.

Информационная структура - это составная часть взаимосвязанных частей конкретной системы, в нашем случае информации.

Согласно Концепции правовой информатизации России, проблемы быстрого качественного обновления общества, формирования рыночной экономики, построения демократического правового государства выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правосознание всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

Отсутствие развитой информационной системы лишает граждан возможности эффективно участвовать через демократические институты в принятии решений из-за отсутствия соответствующей информации. Проблема заключается в том, что государство не только не предоставляет гражданам возможности получать информацию о действующем законодательстве, но и само не имеет в своем распоряжении достаточно эффективной системы правовой информации.

В настоящее время в Российской Федерации проводится широкий спектр социально значимых реформ. Активно проводилась административная реформа, реформа образования, здравоохранения и др. Особое значение придается вопросам развития в Российской Федерации информационных технологий, информатизации органов государственной власти и созданию в Российской Федерации основ "электронного правительства".