Файл: Диалектическое единство данных и методов в Информационном процессе (Понятие информации и диалектического подхода).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы диалектического единства данных и методов
1.1 Понятие информации и диалектического подхода
1.2 Понятие диалектического единства данных и методов
Глава 2. Характеристика информации и диалектического единства данных и методов
2.1 Анализ диалектического единства данных и методов
Глава 3. Характеристика информационной структуры в России
3.1 Понятие информационной структуры
3.2 Характеристика информационной структуры в РФ
2) гносеологическая – информация находится в диалектической связи со знаниями, которые обеспечивают переход информации в знание и наоборот. Информация выступает предпосылкой возникновения знания при условии достоверного, истинного и объективного отражения событий и явлений в природных и социальных процессах; знание трансформируется в информацию в процессе трансляции, передачи другим субъектам;
3) праксеологическая – информация выступает детерминантом деятельности человека. Логическая связанность сведений и данных выступают предпосылкой формирования знания, что служит основой дальнейшего целенаправленного их использования в деятельности субъекта. Логическая связность выступает мерой деятельности или пассивности, ведь при ее отсутствии информация трансформируется в «информационный шум», который отвергается сознанием субъекта;
4) аксиологическая – ценность информации раскрывается в возможности ее использования субъектом для целеполагания и достижения цели. Информация как ценность определяется возможностью изменения действительности и удовлетворение индивидуальных, групповых или общественных потребностей; псевдо ценность информации является следствием ее искажения и невозможности достичь поставленной цели;
5) коммуникативная – процесс передачи информации происходит в отношениях субъект-субъект, субъект-объект и субъект-объект-субъект, согласно реализует на практике социальные, социально-технологические и комбинированные отношения. Доминирование соответствующего типа отношений является исторически обусловленным и соответствует латентной, концептуально-технологической и холистическо-мейнстримной стадиям развития информационного пространства;
6) организационное – применение информации отражает управляемое и спонтанное развитие системы, где соотношение управляемости и спонтанности определяется динамикой изменения внешних и внутренних факторов. Для раскрытия сущности и содержания понятия "информационное пространство", его роли в социальных взаимоотношениях необходимо рассмотрение базовой категории-пространства.
Пространство является всеобщей формой бытия материи, ее атрибутом. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, а время отражает длительность ее существования и последовательность изменений состояний в изменении и развитии всех материальных систем. До всеобщих свойств пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибут материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в структуре; количественная и качественная бесконечность [1, с. 541-542].
На основе приведенных данных сформулируем синтетическое определение понятия, которое включает его основные сущностные характеристики. Информационное пространство общества является системой общественных отношений, которые характеризуются диалектическим единством объективного и субъективного, реального и идеального. Выраженные в атрибуциях протяженности, структурности, упорядоченности, взаимодействия элементов, со связями с социальным движением и процессами, фиксирует сосуществования социальных и предметных объектов и событий в системообразующем процессе объективации результатов деятельности человека, выраженных в форме сведений и данных.
До сущностных характеристик информационного пространства общества относятся:
1) диалектическое единство объективного и субъективного, в котором сведения и данные отражают реальность истинно или ложно, обозначая уровень развития и волю субъекта;
2) диалектическое единство реального и идеального, выраженное объективной (находится на материальных носителях) и субъективной (в сознании человека) информацией;
3) протяженность, что проявляется в консолидации территориально разобщенных субъектов взаимодействия, мерой которой является степень охвата информационной технологией членов общества;
4) структурность как совокупность элементов и способ организации (иерархический, сетевой) их взаимодействия, что обеспечивает распределение сведений и данных между участниками информационного процесса;
5) упорядоченность – сеть устоявшихся каналов, по которым осуществляется текущая организованная передача информации;
6) взаимодействие элементов как постоянный обмен информацией, результатом которого является постоянное информационное обогащение участников информационного процесса;
7) связь с движением и процессами, проходящими в материальных системах – способность информации служить инструментом влияния на систему отношений в обществе и модифицировать ее;
8) степень охвата обозначает уровень и возможности приобщения членов общества к информационному пространству;
9) насыщенность – локализация и степень влияния информационных связей, возникающих между субъектами информационного взаимодействия.
Методологическую базу исследования составляют принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, диалектический, историко-генетический, системный, синергетический, деятельностный и институциональный подходы.
Принцип единства исторического и логического в развитии информационного пространства общества реализуется через постепенное развитие информационных отношений и переход от контактно-референтного до текстового и электронного способов их распространения и хранения.
Исторический принцип позволяет выявить периодизацию и динамику развертывания процессов информационного развития; определить предпосылки возникновения информационных явлений и процессов, стадии и периоды философского осмысления информационного пространства общества.
Логический принцип помогает выявить внутренние связи между составляющими информационного пространства, определить специфические черты информационных пространств и детерминанты качественных изменений.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному в развитии информационного пространства общества реализуется в изменении методологических подходов к исследованию сущности информации и постепенной замене системно-кибернетического подхода с теорией рассмотрения ее роли в процессах управления обществом структурно-функционального, гносеологического и деятельного подходов с исследованием информационного развития в общественных отношениях.
Диалектический подход в исследовании развития информационного пространства общества представлен как мировоззренческая ориентация, направленная на определение развития информационной системы, как единства и борьбы противоположностей, постепенного перехода от количественных изменений к качественным и отрицание предыдущих состояний развития вследствие перехода к новому качественному состоянию.
Единство и борьба противоположностей в развитии информационного пространства представлено решением споров между субъектами информационного взаимодействия; диалектическим единством традиций и новаций, которые реализуются в момент перехода к новому технологическому укладу; поиска баланса интересов субъектов деятельности в информационном пространстве; трансформации закрытых практик информационной работы на открытые и прозрачные, что позволяют отслеживать правомерность, соответствие и эффективность принятия решений и использования сведений государственными институтами; развитие некоммерческого сектора информационной работы и переход от определения информации как рычага влияния и получения экономической прибыли до рассмотрения ее как общечеловеческой ценности.
1.2 Понятие диалектического единства данных и методов
Рассмотрим данное выше определение информации и обратим внимание на диалектический характер взаимодействия данных и методов.
Данные являются объективными, поскольку это результат регистрации объективно существовавших сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях. В то же время, методы являются субъективными.
В основе аппаратных методов лежат устройства и приборы, изготовленные людьми (субъектами) и ими же настроенные. В основе программных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми.
В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса.
Таким образом, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Такой дуализм известен своими проявлениями во многих науках. Так, например, в основе важнейшего вопроса философии о первичности материалистического и идеалистического подходов к теории познания лежит не что иное, как двойственный характер информационного процесса.
В обоснованиях обоих подходов нетрудно обнаружить упор либо на объективность данных, либо на субъективность методов.
Подход к информации, как к объекту особой природы, возникающему в результате диалектического взаимодействия объективных данных с субъективными методами, позволяет во многих случаях снять противоречия, возникающие в философских обоснованиях ряда научных теорий и гипотез.
Глава 2. Характеристика информации и диалектического единства данных и методов
2.1 Анализ диалектического единства данных и методов
Не смотря на то, что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, строгого и общепризнанного его определения до сих пор не существует, поэтому вместо определения обычно используют понятие об информации. Понятие, в отличие от определений, не даются однозначно, а вводятся на примерах, причем каждая научная дисциплина делает это по-своему, выделяя в качестве основных компонентов те, которые наилучшим образом соответствуют ее предмету и задачам. При этом типичная ситуация, когда понятие об информации, введенное в рамках одной научной дисциплины, может опровергаться конкретными примерами и фактами, полученными в рамках другой науки. Например, представление об информации как о совокупности данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерное для естественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. Нередки также случаи, когда исходные компоненты, составляющие понятие информации, подменяют свойствами информационных объектов, например, когда понятие информации вводят как совокупность данных, которые «могут быть усвоены и преобразованы в знания».
Для информатики как технической науки понятие информации не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств. Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнании здесь речь идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе.
Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.
Рассмотрим пример, использованный в свое время Норбертом Винером для того, чтобы показать, как информация отдельных членов популяции становится информацией общества.
Допустим, я нахожусь в лесе вдвоем со смышленым дикарем, который не может говорить на моем языке и на языке которого я тоже не могу говорить. Даже без какого-либо условного языка знаков, известного нам обоим, я могу многое узнать от него. Мне нужно лишь быть особо внимательным в те моменты, когда он обнаруживает признаки волнения или интереса. Тогда я должен посмотреть вокруг, особенно в направлении его взгляда, и запомнить все, что я увижу и услышу. Не пройдет много времени, как я открою, какие предметы представляются важными для него, - не потому, что он сообщил мне о них словами, но потому, что я сам их заметил. Иначе говоря, сигнал, лишенный внутреннего содержания, может приобрести для моего спутника значение по тому, что наблюдает он в данный момент, и может приобрести для меня по тому, что наблюдаю я в данный момент. Способность дикаря замечать моменты моего особенно активного внимания само по себе образует язык, возможности которого столь же разнообразны, как и диапазон впечатлений, доступных нам обоим.
Анализируя этот пример, мы видим, что здесь речь идет о данных и методах. Прежде всего, здесь автор прямо говорит о целой группе методов, связанных с наблюдением и анализом, и даже приводит вариант конкретного алгоритма, адекватного рамкам его гипотетического эксперимента (посмотреть, запомнить, открыть...). Автор неоднократно подчеркивает требование адекватности метода (дикарь должен быть толковым, а наблюдатель должен быть особо внимательным), без которого информация может и не образоваться.
Рассмотрим данное выше определение информации и обратим внимание на следующие обстоятельства.
1. Динамический характер информации. Информация не является статичным объектом - она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все остальное время она находится в состоянии данных. Таким образом, информация существует только в момент протекания информационного процесса. Все остальное время она содержится в виде данных.