Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Кредитные механизмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран- участников, так и в развитии мировой экономики в целом.

Главная цель данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно- финансовых отношений. Следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, главных задач, структуры Международного валютного фонда, рассмотрение деятельности Международного валютного фонда, роль Международного валютного фонда в регулировании международных валютно- кредитных отношений, кредитной политики, взаимоотношение России и Международного валютного фонда.

Из авторов литературы, в которой рассматривается деятельность Международного валютного фонда и его роль в мировой экономике, следует отметить К.Р.Тагирбекова, Л.Н.Красавину, В.А.Дергачева, В.В.Ковалева.

Важную роль в решении проблем из социально- экономического кризиса играет внешнеэкономическую связи Российской Федерации с мировым сообществом.

Значительный интерес представляет также рассмотрение перспектив сотрудничества России с Международным валютным фондом. В условиях экономического роста и увеличения собственных золотовалютных резервов России необходимо выработать новый подход к взаимоотношениям с Международным валютным фондом.

Глава 1 О деятельности Международного валютного фонда

1.1.Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ)- межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно- кредитных отношений между государствами- членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко - и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Международный валютный фонд занимает главное место в международной системе валютно-финансовых отношений и является лишь одна международной финансовой организацией, к мнению которой прислушиваются любые инвесторы.


В 1944году для регулирования международных валютных отношений был организован Международный валютный фонд, и в его учредительном соглашении были закреплены основные правила и обязательства стран в мировой валютной системе.

Наиболее существенный вклад в разработку конвенций Международного валютного фонда внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявших британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт- высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года – официальная дата создания Международного валютного фонда (МВФ).

1 марта 1947 года Международный валютный фонд начал работать как часть Бреттон-Вудской системы. В 1947 году Франция взяла первый кредит. На май 2019 год Международный валютный фонд объединяет 187 государств, а в его системе работает 2500 человек из 133 стран.

Международный валютный фонд предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно проводится набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

1.2. Главные задачи Международного валютного фонда

*Содействовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере.

*Способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли.

*Содействовать валютной стабильности и обеспечить упорядоченное функционирование режимов обменных курсов между государствами-членами.

*Оказывать помощь в создании многосторонней системы платежей применительно к текущим операциями между государствами – членами, а также в устранении валютных ограничений, затрудняющих развитие мировой торговли.

*Обеспечивать доступ государств- членов к общим ресурсам Международного валютного фонда на временной основе, с тем чтобы они могли устранять проблемы платежного баланса, не прибегая к мерам, которые нанесли бы ущерб национальному или международному благосостоянию.

*Сокращать продолжительность периодов неравновесия международных балансов государств-членов и снижать степень такого неравновесия. (4)

Основные области деятельности Международного валютного фонда

1.Надзор за мерами макроэкономической политики государств-членов или оценка таких в рамках комплексного анализа общего экономического климата и стратегии каждого государства-члена в области экономической политики.


2.Финансовая помощь в форме кредитов и ссуд государствам- членам, испытывающим проблемы платежного баланса, в целях оказания им поддержки при поведении мер по стабилизации и реформе.

3.Техническая помощь, в рамках которой Международный валютный фонд предоставляет государствам- членам консультации и финансовую поддержку по ряду широких областей, включая разработку и проведение налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, развитие институтов (таких, как центральные банки и казначейства), сбор и обработку статистических ванных, а также повышение квалификации сотрудников государственных органов.(1)

В обеспечение решениях этих задач Международный валютный фонд проводит работу по созданию систем раннего предупреждения о финансовых кризисах. Создано Управление по международным рынкам капитала, назначение которого – обеспечить более глубокое понимание фондом вопросов функционирования финансовых рынков и расширить его возможности по выявлению симптомов кризисов на достаточно ранней стадии, с тем чтобы принимать эффективные меры для их устранения. Для выявления признаков Международный валютный фонд базируется на опыте, приобретенный им при оказании помощи государствам- членам в периоды кризисов в странах Азии, России, Бразилии, Аргентине и Турции. Главная функция Управления по международным рынкам капитала состоит в увеличении возможностей Международного валютного фонда по оказанию содействия странам в получении доступа к международным рынкам капитала, без которого беднейшие страны не смогут добиться резкого сокращения бедности.

1.3.Организационная структура и членство в Международном валютном фонде

Количество стран – членов Международного валютного фонда постоянно растет и составило на 30 октября 2019г. 189 стран. В 90-х годах в Международный валютный фонд вошли страны СНГ, Восточной Европы, а так же Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства».

Руководящим органом Международного валютного фонда является Совет управляющих, в котором каждая из стран – участниц имеет своего представителя – в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управляющих является представителем, который решает главные вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных SDR.


С 1972 года специальным комитетом Совета управляющих было поручено контролировать функционирование валютной системы и её дальнейшее развитие.

До 1974 года эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, главной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Бреттон-Вудской системы. С 1974 года контроль за деятельностью мировой валютной системы и её приспособление к изменяющимся условиям устанавливает новый Временный комитет, который состоит из 24 человек. Формально комитет не обладает утверждать решений, являясь консультационным органом, но фактически ему принадлежит в Международном валютном фонде ведущая роль.

Имеется также две «группы- 24-х»: в первую входят по 8 представителей от континентов Африки, Азии и Латинской Америки, которые собираются перед заседаниями Временного комитета, во вторую- представители развитых стран. Последняя организовывает помощь средне- и восточноевропейским странам.

Текущее хозяйственное руководство Международного валютного фонда совершает исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Пять из них определяются членами Международного валютного фонда с самыми большими квотами, остальные каждые два года избираются управляющими других стран- участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат подбирает на пять лет директора-распределителя, который тем временим является верховным куратором международного штаба Международного валютного фонда. (2)

Вес каждой страны как в Совете управляющих, так и в исполнительном директорате напрямую зависит от финансового участия страны в Международном валютном фонде. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и один дополнительный голос на 100 000 единиц квоты страны. Квота считается на основе таких показателей, как ВЫП, величина золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др.

Главной долей голосов имеет США (около 20%), а также страны ЕС, вместе взятые (около 30%). Тем не менее в исполнительном директорате действует правило вето, что часто нейтрализует первое место в голосах.

Договор о Международном валютном фонде – основной источник международного финансового права. Договор состоит из Вводной и 31 статьи, а также нескольких дополнений (приложений); каждая статья поделена на разделы. В российской правовой и экономической литературе название Договора о Международном валютном фонде переводят на русский язык по-разному: Соглашение о МВФ; Статьи соглашения о МВФ; Устав МВФ и т.п. В первоначальный текст Договора несколько раз на основании резолюций Совета управляющих добавлялись изменения, которые вступали в силу в июле 1969 г.; с 1 апреля 1978 г.; в ноябре 1992 г.


Структуру Договора можно передать следующим описанием основных статей, из которых проистекают некоторые взаимные права и обязанности Фонда и государств-членов.

Статья 1 определяет цели Международного валютного фонда как содействие расширению и сбалансированному росту внешней торговли, устранению валютных ограничений, нарушений платежного баланса.

Статья 2 определяет, что первоначальными членами Фонда являются государства, представленные на валютно-финансовой конференции Объединенных Наций и подтвердившие свое членство до 31 декабря 1945 г. Другие государства становятся членами Международного валютного фонда на условиях, определяемых Советом управляющих. Эти условия, включая условия подписки, должны основываться на требованиях, предъявляемых к государствам, являющимся членами Фонда.

Статья 4 касается наблюдения со стороны Фонда за национальными режимами валютных курсов государств-членов.

Статья 5 содержит некоторые условия содействия решению проблем платежного баланса; предусматривается исключение государства из организации за систематическое нарушение Соглашения.

Статья 8 исходит из недопущения валютных ограничений в сфере текущих операций.

Статья 9 определяет статус, привилегии и иммунитеты Фонда, его должностных лиц и персонала, предоставляет возможность приостановления членства в Фонде по волеизъявлению государства-члена.

Статья 11 обязывает государство-члена не вступать и не разрешать своим финансовым органам вступать в какие-либо сделки и сотрудничать со странами – не членами Фонда или лицами на их территории, когда это противоречит Договору о Международном валютном фонде или задачам Фонда.

Статья 12 определяет полномочия Совета управляющих, общие условия формирования Исполнительного совета, компетенцию Директора-распорядителя Фонда, содержит правила приобретения государствами голосов, обязывает предоставлять Фонду статистические данные о состоянии экономики и допускать представителей Фонда для изучения на месте экономического положения.

Статья 14 предоставляет вступающим государствам возможность сохранять и приспосабливать к изменяющимся условиям действовавшие на дату вступления ограничения в отношении расчетов и трансферт по текущим операциям.

Статьи 15-18 касаются вопросов функционирования системы СДР. Так, например, Фонд может отказать государству-члену в кредитах, если государство не выполняет свои обязательства по Договору о Международном валютном фонде.