Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Кредитные механизмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Экстренная помощь, призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого: 1.непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.); 2. кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военное-политических конфликтов (с 1995 г.); на этом основании в 1997-1999 гг. были предоставлены экстренных кредиты Албании, Гвинее-Бисау, Республике Конго, Руанде, Сьерра-Леоне и Таджикистану.

Эти кредиты предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты (возможно увеличение в исключительных случаях еще на 25%). При этом не применяется процедура проверки действий властей с использованием каких-либо критериев, в отличие от других механизмов. Срок возврата – от 3,25 до 5 лет без ускорения погашения и взимания дополнительных надбавок в процентной ставке. В большинстве случаев за предоставлением этих кредитов следует договоренность с Международным валютным фондом об использовании других кредитных механизмов.

4.Механизм экстренного финансирования, МЭФ (с 1995 г.) – комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членом при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны Международного валютного фонда. Предполагалось, что подобные экстренные процедуры будут применяться редко, однако их пришлось неоднократно использовать в 1997 – 1998 г.г. при предоставлении широкомасштабных кредитов ряду оказавшихся в состоянии валютного и финансового кризисов стран ФВА, а также России.

5.Механизм поддержки торговой интеграции (МПТИ) образован в апреле 2004г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли, проводимых в рамках «Раунда Дохи» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер в направлении либерализации торговой политики, осуществляемых другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку. Она предполагает возможность выделения Фондом стране-члену в связи с возникновением названных выше обстоятельств валютных средств в дополнение к действующим или вновь заключаемым кредитным соглашениям в рамках обычных кредитных механизмов. При этом суммарная величина кредита не должна превышать установленные лимиты доступа стран-членов к ресурсам Международного валютного фонда. Если же шоковое воздействие либерализации мировой торговли на платежный баланс той или иной страны в реальности окажется сильнее, чем предполагалось ранее, то при необходимости Фонд может в ускоренном порядке увеличить общие кредитные лимиты для этой страны в размере до 10% величины её квоты.


2.3.Льготная помощь беднейшим странам

Страны с величиной ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения имеют возможность получать долгосрочные льготные МВФ для уравновешивания платежных балансов и структурной перестройки экономики в основном за счет кредитов и субсидий, полученных самим Фондом. Управление этими средствами отделено от управления собственными ресурсами Международного валютного фонда.

Для льготного кредитования развивающихся стран применялись (или применяются) следующие механизмы:

1.Доверительный (трастовый ) фонд – в объеме 4 млрд SDR, или 4,9 млрд долл. (1976-1981 гг.); был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 золотого запаса Международного валютного фонда. 55 стран получили из Доверительного фонда 3 млрд SDR (3,7 млрд долл.).

2.Механизм финансирование структурной перестройки (МФСП) (1986-1993 гг.). Источник ресурсов 2,7 млрд SDR, или 3,3 млрд долл.) – погашение странами-членами кредитов, полученных ими из Доверительного фонда. Эти средства аккумулировались на счете специальных выплат. Всего 38 стран получили эти льготные кредиты на сумму 1,8 млрд SDR (2,7 млрд долл.).

3.Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП) – существовал с декабря 1987 г. по сентябрь 1999 г.; преемник Механизма финансирования структурной перестройки, хотя в 1988-1993 гг. оба механизма функционировали одновременно. Предполагалось, что стабилизационные программы, осуществляемые при поддержке МРФСП, должны быть более комплексными и радикальными по своим целевым установкам, чем в рамках МФСП. Источник ресурсов – средства Трастового фонда МРФСП, образованного в декабре 1987 г. за счет специальных займов 12 стран Фонду и их пожертвований, а также неиспользованных средств МФСП. Кредитные ресурсы данного механизма возросли с 6 млрд до 10,1 млрд SDR (14 млрд долл.) и использовались до конца 1999 г.

4.Механизм снижения уровня бедности и содействия экономическому росту (МСБР). Образован в ноябре 199 г. – преемник Механизма расширенного финансирования структурной перестройки, используется для предоставления более долгосрочных льготных кредитов странам с низким уровнем дохода и хроническим дефицитом платежного баланса в целях поддержки программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Такие программы должны быть нацелены на устойчивый экономический рост в страх-получателях кредитов и тем самым на снижение уровня бедности. Ресурсы для этих кредитов формируются за счет специальных заимствований Фонда по рыночным процентным ставкам (на 30 апреля 2004 г. 15 стран предоставили около 23 млрд долл.). Для субсидирование процентных ставок по льготным кредитам используются добровольные пожертвование (43 стран на сумму 5,1 млрд долл.), которые пополняют Трастовый Фонд МСБР, а также средства самого Фонда. Согласно оценкам Фонд может предоставлять до конца 2005 г. льготные кредиты в рамках МСБР в размере около 1,1 млрд SDR (1,5 млрд долл.) в год, а после 2005 г. – в основном за счет его собственных ресурсов.


Кредиты по линии МСБР предоставляются, как правило, сроком на 3 года в размере от 140 до 185% квоты. Финансовые условия: процентная ставка - 0,5% в год (без надбавки); погашение осуществляется десятью равными платежами каждые полгода; первая выплата – через 5,5 года, последняя – через 10 лет после даты перечисления средств.

Для получения кредитов в рамках МСБР страна-заемщица должна разработать «Документ о стратегии снижения уровня бедности» на период действия кредитного соглашения с участием правительства, общественных организаций, предпринимателей, зарубежных партнеров, экспертов МВФ и ВБ.

При этом Международный валютный фонд добивается от стран- заемщиц ограничения государственных расходов и полной либерализации внешнеэкономической деятельности. В целях ускорения получения льготной помощи Международный валютный фонд и Всемирный банк ограничиваются вначале промежуточными документами, подготовленными, подготовленными странами- заемщицами. Наблюдение за выполнением этих договоренностей Международный валютный фонд ведет с помощью финансовых контрольных показателей.

По состоянию на 30 апреля 2004 года 36 стран имели действующие договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении кредитов МСБР на сумму 4,4 млрд SDR или 6,4 млрд долл. Совокупная сумма обязательств Международного валютного фонда по предоставлению кредитов с 1988 года по линии МРФСП и МСБР составила 16,5 млрд SDR ( 23,9 млрд долл.). Фактически предоставлено 11,4 млрд SDR (16,5 млрд долл.). На долю непогашенных кредитов по линии МРФСП / МСБР приходилось 6,7 млрд SDR, а включая и МФСП- 6,8 млрд SDR (9,9млрд долл.) или 10% всех не погашенных странами – членами на указанную дату кредитов Международного валютного фонда в размере 69,0 млрд SDR (100,2 млрд долл.).

При формировании механизмов льготного кредитования развивающихся стран Международный валютный фонд выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в заемных валютных средствах. Одновременно, оказывая воздействие на экономическую политику стран – заемщиц, он выступает в качестве гаранта возращения этих средств. (3)

2.4.Стратегия урегулирования внешнего долга

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и финансовым институтам. Внешняя задолженность измеряется суммой финансовых обязательств страны иностранным кредиторам подлежащих погашению в установленные сроки. Наиболее остро проблема внешней задолженности стоит перед развивающимися странами. Урегулирование внешней задолженности решается преимущественно на многостороннем уровне в рамках «Парижского клуба» государств – кредиторов, «Лондонского клуба» частных банков- кредиторов, Международный валютный фонд и ВБ. Согласно прогнозам Международного валютного фонда внешний долг развивающимся стран постепенно снижается. В 1995 году объем долгов зарубежным инвесторам составлял 180% от объемов экспорта развивающихся стран, в 2004 году этот показатель снизился до 120%. Общая сумма долговых обязательств развивающихся стран перед западными банками составила в начале 21 века 1,2 трлн. долларов США. Наиболее крупные долговые обязательства имеют Гонконг (175 млрд.), Бразилия (85 млрд.), Россия (76 млрд.), Мексика (63 млрд.) и Аргентина (60млрд.). Долг африканских стран составляет 58 млрд. долларов, а ближневосточных стран – 57 млрд. долларов. Наиболее «обременены» долгами латиноамериканские страны, их внешний долг составляется 190% экспорта. Международный валютный фонд принял решение о списание 90% долга наиболее бедных стран, что составляет всего лишь 2% общей задолженности развивающихся государств. Основная причина долгового кризиса связана с отрывом глобализации мировой финансовой системы от реальной экономики. Виртуальные потоки капиталов на спекулятивном рынке часто приводят к падению курса национальных валют и обесцениванию национального богатства. Неоправданно быстро открытие национальных экономики для иностранного капитала без принятия необходимых защитных мер послужило важной причиной азиатского финансового кризиса конца 90-х годов. (1)


Серьезным испытанием стал для Международного валютного фонда глобальный валютно- финансовый кризис 1997-1998 г.г. Международный валютный фонд подвергся массированной критике. Его упрекали в том, что он не смог предвидеть развитие кризиса на мировых финансовых рынках, что его кредиты во многих случаях служили поддержке правительств и частных инвесторов, которые шли на неоправданный риск.

Ряд стран не соблюдает свои платежные обязательства, Международный валютный фонд открыл страховые счета. Средства на эти счета поступают в основном из процентов по кредитам Международного валютного фонда, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредиторов. Ежегодно страховые резервы Международного валютного фонда повышаются на 5 %.

Азиатско-тихоокеанский регион – самый экономический динамический и разнообразный в мире. Он является важной движущей силой роста в мировой экономике – в нем находятся четыре из двенадцати крупнейших по размеру экономики стран мира – Япония, Китай, Индия и Корея, - а также ряд стран с наиболее быстро растущей экономикой. Тем не менее в Азиатско-тихоокеанском регионе продолжают находиться и некоторые из беднейших стран, и страны с низкими доходами в регионе все ещё нуждаются в помощи для того, чтобы приспособиться к новым требованиям глобализации.

Глава 3 Проблемы в деятельности Международного валютного фонда, взаимоотношение России с Международным валютным фондом

3.1. Критика действий Международного валютного фонда

Действия Международного валютного фонда часто критикуются различными ученными и политиками. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий Международного валютного фонда и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85% голосов. США обладают около 17% всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определенные действия, например, выделять займы странам.


Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остается прежней, они обладают правом вето: «Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком Международный валютный фонд».

Международный валютный фонд предоставляет кредиты с выдвижением ряда требований:

* свобода передвижения капиталов,

*приватизация (в том числе естественных монополистов – железнодорожный транспорт и коммунальные услуги),

*минимизация или даже ликвидация правительственных затрат на социальные программы – на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т.п.;

*отказ от защиты окружающей среды;

*сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся;

*усиление налогового давления на бедных и т.п.

До сих пор продолжаются дискуссии о целесообразности получения кредитов Международным валютным фондом. Ведь рецептура, прилагаемая Фондом, весьма стандартизирована и зачастую не учитывает особенностей развития той или иной страны. По мнению ряда экспертов, требования Международный валютный фонд по ужесточению бюджетной и денежной политики часто только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции и рецессии.

Политику Международного валютного фонда неоднократно критиковали за то, что стране-должнику было сложно отказываться от проектов, причиняющих вред экологии, которые тем не менее приносят доходы, такие как нефть, уголь и разрушающие леса сельскохозяйственные проекты. Например, Эквадору пришлось неоднократно бросать вызов совету Международного валютного фонда, чтобы продолжить защищать свои тропические леса, хотя это, как ни парадоксально, было упомянуто в доводах Международного валютного фонда в поддержку этой страны. Международный валютный фонд признал этот парадокс в докладе за 2010 год, в котором предлагалось создать Зеленый фонд Международного валютного фонда, механизм выдачи специальных прав заимствования непосредственно для оплаты предотвращения нанесения вреда климату и потенциально другой экологической защиты, как это обычно проводилась с помощью других источников финансирования природоохранной деятельности.

Хотя реакция на эти шаги была в целом положительной, возможно, потому что экологическая защита и трансформация энергетики и инфраструктуры является более политически нейтральными, чем давление, направленное на изменение социальной политики. Некоторые эксперты выразили обеспокоенность тем, что Международный валютный фонд не является представителем, и что предложение Международным валютным фондом генерировать только 200 миллиардов долларов в год к 2020 году с СПЗ в качестве начального капитала, не зашло достаточно далеко, чтобы свести на нет общий стимул продолжать деструктивные проекты, присущие мировой торговле товарами и банковскими системами – критические замечания часто нивелируются в рамках Всемирной торговой организации и крупных международных банковских учреждений.