Файл: Адаптация ребенка к школе (Подходы к пониманию адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а так же низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.

Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, вест первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства.

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.


Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школьные требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы препятствует эффективному овладению школьной системой обучения.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников.

Полноценной адаптации способствует гармоничное развитие личности. Эти школьники характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности.

Комплекс личностных особенностей, среди которых ведущими являются повышенная эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, приводит к неустойчивой адаптации. У школьников этой группы отмечаются нарушения динамики интеллектуальной деятельности. Имеющиеся недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют приспособление к школе. Чем более дисгармонично психическое развитие ребенка, тем сложнее происходит его приспособление к новым микросоциальным условиям.

Наибольшие трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационно - потребностной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации. Школьная дезадаптация неблагоприятно отражается на состоянии здоровья таких детей и приводит к возникновению астенических и неврозоподобных симптомов.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

Исследование проходило на базе ГОУ СОШ №15

Цель исследования: выявить уровень адаптации у первоклассников.

Гипотеза: уровень адаптации зависит от нервнопсихосоматического состояния детей, статуса в семье, отношения родителей к своим детям.


Задачи:

  1. Подобрать группу обследуемых школьников;
  2. Подобрать и провести комплекс методик, направленных на исследования уровня адаптации у первоклассников;
  3. Проанализировать полученные результаты.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап – организационный. На данном этапе были подобраны учащиеся 1 класс, подобраны методики для определения уровня адаптации, подготовлено соответствующее оборудование.

Второй этап – основной. На этом этапе проводилось само исследование. Методики проводились как индивидуально, так и в группе в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации каждой методики.

Третий этап – заключительный. На данном этапе были проанализированы результаты диагностики, определена зависимость между уровнем адаптации и нервнопсихическим состоянием детей.

2.2. Методика исследования

Испытуемые.

Группа испытуемых сформирована на основе первого класса нормативно развивающихся и с задержкой психического развития (далее ЗПР) учащихся и составила 24 (13 девочек и 11 мальчиков) и 10 человек (3 девочки и 7 мальчиков) соответственно.

Нормативно развивающиеся учащиеся. 50% (12человек) школьников посещали дошкольные образовательные учреждения. 50% воспитывали дома в период дошкольного детства. Из них большая часть (5 девочек и 4 мальчика) – 75% посещали подготовительный класс у данного учителя.

По результатам бесед с родителями и медиком раннее психомоторное развитие нормативно развивающихся детей протекало в норме.

Состав семьи: полные семьи -18 (75%); неполные – 6 (25%), из них у 3 детей отчим.

Больше половины детей имеют старших и младших сибсов.

Учащиеся с ЗПР. Состав семьи: полные семьи - 6 (60%); неполные семьи (мать) – 4 (40); с низким культурным уровнем – 4 (40%).

По заключению психоневролога:

расторможенность – 5 человека (40%),

заторможенность – 3 человек (30%),

Для детей характерны:

  1. преобладание игровых интересов;
  2. недостаточная сформированность высших психических функций;
  3. моторно неуклюже, недостаточное развитие мелкой моторики рук;
  4. речевые нарушения (фонетико-фонематическое нарушение речи и общее нарушением речи 3 уровня);
  5. нарушена эмоционально-волевая регуляция;
  6. быстрая истощаемость, утомляемость, нарушение работоспособности;
  7. гиперактивность, тревожность, агрессивное поведение.

Используемые методики:

  1. анкета для родителей;
  2. «Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе» (А.Б. Эльконина и Л.Г. Венгера);
  3. «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина).

Аппаратура. Исследование проводилось без специальной аппаратуры.

Процедура проведения эксперимента.

На первом родительском собрании родителям была предложена анкета на выявления уровня адаптации к школе (Приложение 2).

Методика «Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе» (А.Б.Эльконин и Л.Г.Венгер) проводилась индивидуально в кабинете психолога после уроков и прогулки.

Источник описания методики: Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000

Назначение методики: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей 6 и 7 лет.

Стимульный материал и оборудование, инструкция: рисунки (Приложение 3).

Обработка и регистрируемые показатели и интерпретация: Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминия. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией.

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ.

«Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил"

На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигурка ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

«Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился".

Выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

«Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Выкладывается карточка с рисунком № 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

«Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».


Выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематиче­ские фигурки, изображённые спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

«Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь"».

Выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию: (социальный мотив).

«Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки"».

Выкладывается карточка с рисунком № 6: схематиче­ская фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив — отметка).

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

«А как по-твоему, кто из них прав? Почему?

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Так дети должны последовательно осуществить три выбора. При этом ребенок указывает на карточку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. В этом случае, если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: « А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

На основе полученных результатов строится таблица:

Мотив

Частота выбора

Учебный

Социальный

Отметка

Игровой

Позиционный

Внешний

Количество

испытуемых - чел.

Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:

  1. учебный — мотив, восходящий к познавательной потребности;
  2. социальный — широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; отметка — мотив получения высокой отметки;
  3. игровой — мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;
  4. позиционный — мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;
  5. внешний — «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому подобное)

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина) проводилась в групповой форме на уроке математики.

Источник описания методики: Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000.