Файл: Адаптация ребенка к школе (Подходы к пониманию адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Школьники с ЗПР и нормативно развивающие сверстники также выбрали детей на картинках, с которыми хотели бы играть: карточки № б, в, е. Мотивировали свой выбор тем, что у этого мальчика (картинка б) есть портфель, он все знает; эти мальчики хорошо играют (картинка в), у них есть мяч, я буду смотреть, как они играют; этот мальчик получает одни пятерки (картинка е). Ответы на эти дополнительные вопросы так же свидетельствует о несформированной позиции школьника, недостаточных знаниях об окружающем (дошкольники не выбрали социальный мотив).

Во время проведения методики «Графический диктант» были допущены ошибки: путают «лево-право», «верх-низ». В процессе выполнения дети с ЗПР отвлекались: переспрашивали, куда вести карандаш, показывали друг другу свои узоры и проч.

Даже тренировочный узор дети данной группы выполнили с незначительными ошибками.

Анализируя графические диктанты детей с ЗПР, пришли к выводу, что узор у 4 человек частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует. Необходимо отметить, что при самостоятельно выполнении узора были допущены грубые ошибки. Нажим карандаша очень сильный или слабый. При появлении первых ошибок некоторые отказывался выполнять задание, поэтому ему была оказана индивидуальная помощь: повторение задания, указание, куда вести карандаш, а при выполнении второго узора - приходилось брать руку ребенка в свою и помогать ему рисовать узор.

Во время выполнения задания дети были напряжены. Были явны и вегетативные признаки напряжения. Можно предположить, что у детей повышенный уровень тревожности.

К тому же дети с ЗПР с трудом соблюдал необходимую высоту и ширину отдельных линий. К концу строки элементы узора выходили за рамки отдельных клеток.

Таким образом, дети затруднялись в умении точно выполнять инструкции взрослого и самостоятельно продолжать задание по зрительно воспринимаемому образцу.

По результатам выполнения графического диктанта 6 дошкольников с ЗПР отмечается средний уровень, т.к. оба узора частично соответствуют диктуемым.

Нажим карандаша детей также сильный или слабый, к концу строки элементы узора не соответствовали высоте и ширине клетки. При самостоятельном выполнении дети старалась сверять свои действия с той частью, которая была нарисована под диктовку взрослого. На неудачу реагировали более спокойно, старались исправить ошибку самостоятельно.

Вместе с тем дети на исследовании тоже несколько нервничали.

В целом по индивидуальному обследованию можно сделать вывод, что у детей с ЗПР снижена концентрация внимания, нарушения пространственного гнозиса, недостаточная сформированность мелкой моторики руки. Отмечено затруднения в выполнении инструкции взрослого, с трудом подчиняют игровые мотивы учебным. На качество выполнения графического диктанта оказывало влияние социальное положение и отношения в семье, повышенный уровень тревожности.


Нормативно развивающиеся сверстники с данным заданием справились значительно лучше. Педагога слушали более внимательно, старательно выводили элементы узора. У большинства детей нажим также не соответствовал норме. Это объясняется тем, что мелкая моторика руки еще недостаточно сформирована. При незначительных ошибках часть детей бурно реагировали на неудачи: плакали, отказывались выполнять дальше задание, старались начать все заново. Можно предположить, что у данных детей повышенный уровень тревожности, из-за завышенных требований к детям со стороны родителей, также можно отметить, что у детей слабый тип нервной организации.

Большая часть нормативно развивающихся детей вполне адекватно реагировали на незначительные ошибки. Можно предположить, что у детей вполне адекватная самооценка, в семье к детям предъявляют оптимальные требования. И адаптация к школе у данных детей проходит в допустимых пределах.

Обобщая результаты исследования, пришли к выводу, что:

  1. процесс адаптации протекает спокойно в нормативные сроки у нормально развивающихся детей;
  2. у детей с ЗПР процесс адаптации затянут во времени, и усугубляется задержкой нервнопсихического развития.
  3. на протекание процесса адаптации влияют многие факторы: социальный статус ребенка в семье, отношение к ребенку со стороны взрослых и сибсов; ранее психомоторное развитие ребенка; уровень самооценки и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физи­ологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, несвязанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

На данном этапе жизни ребенка полностью меняется его привычный уклад: новый социальный статус, новый коллектив, новые взрослые, новое помещение, требования, обязанности и проч.

Происходит процесс адаптации ребенка к новым изменяющимся условиям жизнедеятельности. На успешную адаптацию ребенка к школе влияют многочисленные факторы, среди которых и отношения в семье и социальный статус ребенка в семье, среди сверстников, и интеллектуальное психофизическое развитие и многое другое.


В процессе исследования пытались определить уровень протекания адаптации у первоклассников с ЗПР и нормативно развивающихся сверстников. Поэтому перед проведением экспериментальной работой была поставлена цель исследования: выявить уровень адаптации у первоклассников. Исходя из цели, сделали предположение, что уровень адаптации зависит от нервнопсихосоматического состояния детей, статуса в семье, отношения родителей к своим детям.

Для подтверждения гипотезы и достижения цели были отобраны учащиеся первого класса с задержкой психического развития и нормативно развивающихся сверстников, подобраны диагностические методики.

Дети обеих групп имеют схожий социальный опыт общения со взрослыми, сверстниками, социальный статус в семье. Дети как из полных, так и неполных семей.

Анализируя результаты можно констатировать, что процесс адаптации у детей с ЗПР, из неполных и неблагополучных семей, семей с неправильным воспитанием, повышенным уровнем тревожности и проч. растянут во времени и связан со значительными трудностями. Дети долго не могут принять новую социальную роль. Играют на уроках, могут во время урока ходить по классу, испытывают трудности в усвоении учебного материала, в школу идут с неохотой. Родители отмечают плаксивость, нервозность. Такие дети с трудом умеют слушать инструкции взрослого, выполнять задание по образцу.

У детей из благополучных семей, с адекватной самооценкой, психологически готовых к школе, процесс адаптации протекает относительно спокойно и быстро. Такие дети быстро влились в коллектив, всегда положительно настроены, без видимого напряжения выполняют поручения и учебные задания взрослого.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптация социальная // Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 2016.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии.2015, №1.
  3. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. - Педиатрия., 2013, №5.
  4. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. - М., 2015.
  5. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2015.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2012
  7. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 2016.
  8. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 2015.
  9. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.,2016.
  10. Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М.,2014.
  11. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015
  12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.,2017.
  13. Кулачина И.Ю. Возрастная психология.- М., 2011.
  14. Крутецкий ВА. Психология: Учебник для пед.училищ. – М.: Просвещение, 2015
  15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение., 2017.
  16. Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. – Тверь: ТГТУ, 2015.
  17. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М., Вентана-Граф, 2015.
  18. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2015.
  19. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегии. Ереван, Луйе, 2016
  20. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности.- Ереван, 2015.
  21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ “Сфера”, 2016.
  22. Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив. - М.,2012.
  23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2015.
  24. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности.- Рига.2012.

Приложение

Приложение 1

Список учащихся

Нормативно развивающиеся учащиеся

1

Антон М.

13

Маргарита М.

2

Алексей В.

14

Михаил Г.

3

Александра И.

15

Мария В.

4

Алена Г.

16

Николай К.

5

Борис К.

17

Оксана С.

6

Виктория П

18

Олег В.

7

Виолетта Ш.

19

Ольга Б.

8

Владимир Д.

20

Ольга Ш.

9

Дмитрий П.

21

Павел С.

10

Евгений Ц.

22

Роман С.

11

Елена Л

23

Светлана К.

12

Зинаида Н.

24

Ульяна К.

Учащиеся с ЗПР

ФИ ребенка

Заключение психоневролога

Роды

1

Николай О.

Внимание неустойчивое, предрасположен заикания, замкнутость,

Раньше срока

2

Анна Г.

Расторможенность

Роды затяжные, крупный плод

3

Дмитрий Ф.

ЗПР

Крупный плод со стимуляцией по причине перехаживания по сроку, осложнение – сломана ключица

4

Михаил К.

-

Роды стремительные, раньше срока

5

Виктория И.

Расторможенность

Норма

6

Максим М.

ЗПР

Роды стремительные, судороги в 2 года (субфибр)

7

Денис Д.

Психологическая расторможенность

Роды стремительные

8

Сергей К.

ЗПР

Норма

9

Мария Ш.

Расторможенность

Роды в срок

10

Никита К.

Расторможенность

Роды в срок

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который вам, кажется, более подходит Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________

__________________________________________________________________


1. Охотно ли идет ребенок в школу?

-неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; ответить затрудняюсь.

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

-пока нет; не совсем; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

-нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, нет; не вполне; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

-пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.

5. Каков преобладающий характер этих впечатлений?

-преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, отрицательных больше; в основном положительные.

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

-укажите конкретно ___________________________________________________

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

-помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; затрудняюсь ответить.

8. Как преодолевает трудности в работе?

-перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении трудностей; ответить затрудняюсь.

9. Способен ли сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

-сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может; ответить затрудняюсь.

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

-довольно часто; бывает, но редко; такого практически не бывает; ответить затрудняюсь.

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- нет; скорее нет; скорее да, чем нет; безусловно, да.

12. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребенка деятельность классного наставника?

-нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, да.

13. Каковы впечатления Вашего ребенка о занятиях в школе дополнительного образования (..........................................................)?

-преобладают в основном отрицательные впечатления; впечатления разные; преобладают в основном положительные впечатления

Приложение 3

Рисунки к методике А.Б. Эльконина и Л.Г. Венгера «Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе»