Файл: Адаптация ребенка к школе (Подходы к пониманию адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назначение методики: Методика позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Стимульный материал и оборудование, инструкция: Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку, в правом верхнем углу которого записывается фамилия и имя испытуемого, а также дата проведения обследования. С левой стороны каждого листа, на расстоянии 4 клеток от левого края, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

Первая инструкция: "Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это проведена линия на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь — на три клетки направо". (Слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске.).

После этого переходят к рисованию тренировочного узора.

Экспериментатор продолжает: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

Во время работы над этим узором экспериментатор ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и следят только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной стороны. При диктовке следует соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы испытуемые успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты. Ребят следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.


Следующая инструкция звучит так: "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились? Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

Инструкция к заключительному узору: "Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

Обработка и регистрируемые показатели и интерпретация: При анализе результатов выполнения задания необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом случае можно ориентироваться на такие критерии, как:

1) высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

2) средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует диктуемому;

3) уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует;

4) низкий уровень. Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.

Методика "Графический диктант" очень популярна среди психологов, но при ее использовании необходимо обратить особое внимание на детей-левшей, так как в предваряющей эксперимент инструкции ребенку напоминают, что правая рука — это та, в которой он держит карандаш. Кроме того, как показывает практика, некоторые будущие первоклассники путают не только правую и левую сторону, но также верх и низ листа бумаги, и не все умеют отсчитать одну, две или три клетки. В связи с этим не всегда представляется возможным установить причину некачественного выполнения задания, а именно: является ли причиной невнимательность ребенка или трудность восприятия на слух задания, а может быть, дело в том, что он не ориентируется в понятиях "лево — право", "верх —низ" и не умеет считать.


2.3. Результаты исследования

Во время опроса родителей отмечались следующие моменты:

  • степень эмоциональной близости между ребенком и родителями;
  • особенности использования методов поощрения и наказания, их качественные характеристики (моральное, физическое, материальное);
  • отношение к возможностям ребенка, как интеллектуальным, так и к физическим, и психическим;
  • степень свободы, предоставляемой ребенку родителями;
  • насколько успешна адаптация их ребенка к школе.

Именно эти показатели и были положены в основу анализа анкетирования родителей. Таким образом, результаты получились следующие (Рисунок 1).

Рис.1 – Сравнительные результаты ответов родителей нормативно развивающихся детей и детей с ЗПР

Анализируя количественные результаты, обращает на себя внимание, различные результаты родителей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР. По мнению родителей нормативно развивающихся детей, адаптация к школе прошла более спокойно, чем у детей с ЗПР. Необходимо отметить, что у первой группы эмоциональная близость с детьми более тесная, дети часто делятся с родителями своими успехами и неудачами, проблемами. Эти родители чаще используют методы поощрения. Обе группы родителей также в процессе воспитания прибегают и к методам наказания (физические и моральные). Интересен факт, что родители детей ЗПР сомневаются в возможностях своих детей, возможно, отсюда и эмоциональная холодность к ним. По мнению родителей нормативно развивающихся школьников, их дети вполне успешно адаптировались к новым условиям, требованиям со стороны учителя, школы, общества. Тогда как родители школьников с ЗПР считают, что у их детей процесс адаптации затянулся.

С целью изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе была проведена соответствующая методика А.Б. Эльконина и Л.Г. Венгера. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица № 1

Результаты выбора по диагностике мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Мотив

Частота выбора

ЗПР

Норма

Учебный

4- 40%

20 - 83,3%

Социальный

0

9- 37,5%

Отметка

10 – 100%

15 – 62,5%

Игровой

7-70%

6- 25%

Позиционный

3-30%

18 – 75%

Внешний

6 – 60%

4-16,7%

Количество

испытуемых 10 - чел.

24 чел


Все результаты можно представить в виде диаграммы (рисунок 2).

Рис. 2. Диаграмма. Соотношение выбора мотивов готовности детей к обучению

Обращает на себя внимание, что у детей с ЗПР мотивы к обучению внешние, проявляющиеся в выборе игровых мотивов, каких-либо внешних атрибутов, характерных для школьника, т.е. для данной группы детей характерен психофизический инфантилизм (детскость).

Так же среди нормативно развивающихся сверстников наблюдаются дети, которых также в школе интересует только внешние атрибуты. Большая же часть детей данной группы достаточно сознательно выбирали содержательные признаки школьного обучения. Таким образом, нормально развивающиеся первоклассники смотивированы на обучение в школе, и они адаптированы к обучению в школе.

С целью определения умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу был предложен «Графический диктант». Результаты представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Сравнительные результаты выполнения методики «Графический диктант»

Уровень

Количество

Норма

ЗПР

Высокий

16- 66,7%

0%

Средний

8-33,3%

6-60%

Ниже среднего

0%

4-40%

Низкий

0%

0%

Исходя из результатов видно, что дети с нормальным уровнем развития достаточно хорошо справились с заданием учителя: на слух выполнять задание и затем продолжать рисовать самостоятельно, опираясь на образец. Дети с ЗПР выполнили данное задание значительно хуже.

2.4. Обсуждение результатов

Анализ анкет родителей показал, что родители нормативно развивающихся детей в большей степени интересуются их школьной жизнью. Дети с родителями более откровенны, делятся ними школьными проблемами, успехами и неудачами. Впечатления о школы по большей части положительные: с кем подружились, что нового узнали, как похвалила учитель и проч.

Дети с ЗПР мене откровенны с родителями. Родители же в свою очередь также мало подробно интересуются школьной жизнью своих детей. Дети не очень охотно идут в школу либо родители настолько поглощены своими проблемами, что затруднялись ответить на данный вопрос. Дети данной группы затруднятся самостоятельно проверить, найти и исправить ошибки, при выполнении учебных заданий им требуется большая помощь со стороны взрослых.


Можно предположить, что на оптимальное протекание процесса адптации влияют положение ребенка в семье, внутрисемейные отношения.

Исходя из результатов диагностики «Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе» видно, что старших дошкольников с ЗПР преобладающим мотивом готовности к школьному обучению являются внешние: наличие портфеля, красивые ручки, карандаши, новая форма, много товарищей, с которыми можно играть, либо изменить свою социальную позицию. Такие мотивы как учебный и социальный не выбрали. Это свидетельствует о том, что для данной группы детей с ЗПР характерен психофизический инфантилизм, когда ребенок остается в кругу игровых интересов, а в школьном обучении привлекают только внешние признаки.

Нормативно развивающиеся сверстники выбрали более содержательные моменты обучения в школе: получение новых знаний, уважение со стороны взрослых и младших, успешное будущее. Но, опираясь на результаты количественного анализа, отмечает, что часть детей привлекает внешняя стороны обучения в школе. На первый взгляд, это вполне объяснимо, т.к. первый класс является как бы переходным звеном между дошкольным и школьным детством, ведь в это время у ребенка соседствуют два ведущих вида деятельности: игровой и учебный. С другой стороны, такое поведение можно связать с положением ребенка в семье. Например, гиперопека. Мальчик, Антон М., является единственным и поздним ребенком, в дошкольное образовательное учреждение не ходил. В школу за ним приходит и мама, и бабушка, не доверяют ребенку самому собрать портфель, одеться и проч.

Отвечая на дополнительные вопросы, школьники с ЗПР затруднялись при ответе на первый вопрос: «Кто из детей прав?». Так были получены ответы по ситуации № 1, что прав мальчик, который ходил бы в школу, чтобы не огорчать маму, чтобы она не ругалась. Такой ответ говорит о том, что к ребенку в семье предъявляют завышенные требования либо ругают за малейшую провинность, либо постоянно сравнивают с другими детьми в семье. Такой ответ дали как нормативно развивающиеся дети, так и дети с ЗПР.

По ситуации № 2 ответы были получены такие: станет большим и сможет теперь дома играть со взрослыми ребятами, т.к. они ходят в школу. Все остальные дети отметили, что правы те, кто ходит в школу, чтобы играть с ребятами. Нормально развивающиеся сверстники обосновали свой выбор, что смогут стать такими же, как их мама или папа по профессии.

Ситуация № 3 дети с ЗПР выбрали мотив как отметка. Можно предположить, что в школе привлекает только возможность получать положительные отметки, тем самым может снизиться уровень тревожности и быстрее адаптироваться. С другой стороны, такой ответ свидетельствует об узости представлений об окружающем, несформированной социальной позиции. Нормально развивающиеся дети обосновали свой выбор, что родители не будут ругать, что смогут самоутвердиться в среде сверстников и старших-младших сибсов. Отчасти такой подход свидетельствует о внешнем формальном интересе родителей о школьной жизни их ребенка.