Файл: Адаптация ребенка к школе (Подходы к пониманию адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в детском саду, тем сложнее будет его дальнейшее обучение в школе.

Ребенка, впервые пришедшего в школу, встретит новый коллектив детей, взрослых, новые обязанности. Но не все дети готовы к этому. Даже дети с высоким интеллектуальным уровнем с трудом переносят увеличение нагрузки. Психологи отмечают, что для большинства первоклассников процесс социальной адаптации достаточно труден, т.к. не в полной мере сформированы личность и качества личности, необходимые для обучения в школе, способность подчинять свои интересы интересам класса, учения, выполнять строго фиксированные школьные нормы и обязанности.

На современном этапе развития педагогики и психологии пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Проблема готовности к школьному обучению и адаптации рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды М.М. Безруких, Л.И.Божович, Л.А.Венгера, В.Т.Горецкого, В.В.Давыдова, Я.Йирасика, А.Керна, Е.Н. Коренева, Н.В.Нижегородцевой, И.М. Никольская, С.Штребела, Д.Б.Эльконина, и др.

Объект исследования: процесс адаптации ребенка к школе

Предмет исследования: диагностика адаптации к школе различных категорий детей.


Цель исследования: теоретически изучить и практически проверить особенности протекания адаптации у детей различных категорий.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Раскрыть понятие адаптация, уровни протекания адаптации, особенности адаптации у первоклассников;
  3. Провести исследование уровня протекания адаптации у детей.

Гипотеза исследования: уровень адаптации зависит от нервнопсихосоматического состояния детей, статуса в семье, отношения родителей к своим детям.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

1.1. Подходы к пониманию адаптации

Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих проблем в обществе, в том числе и в дошкольном образовании, поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых эффективных, действенных механизмов социальной адаптации личности дошкольника к быстроменяющейся жизни в социуме, с разработкой современных моделей социальных служб и воспитательных систем, методик воспитательно-образовательной работы. И поэтому на первое место социальная действительность и педагогика выдвигают проблему социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста, чей опыт общественной жизни находится на стадии формирования. Отсюда очень важным представляется изучение факторов и условий, определяющих успешную социальную адаптацию, а также разработка форм и содержания воспитательно-образовательной работы на начальном этапе периода адаптации дошкольников к окружающей среде в условиях общественного воспитания.

Термин “адаптация” трактуется разнообразно. В философии адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, в котором реализуется одной из фундаментальных свойств живой материи – способность к самосохранению и развитию в конкретных условиях;

Ряд авторов рассматривают адаптацию как, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе “человек—среда”, в-четвертых, цель, к которой стремится организм (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Г. Селье); известный психолог Пиаже подчеркивал, что адаптация может рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции1 [14].


Исследователи выделяют различные виды адаптации: биологическая, психическая, и проч. В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Следует признать, что в научной литературе можно встретить не только различные смысловые значения родового по отношению к понятию социальной адаптации понятия «адаптация», но и достаточно различающиеся трактовки самого понятия «социальная адаптация». Так, согласно Т. Парсонсу, социальная адаптация есть вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из четырех функциональных условий существования социальной системы (наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов), которым «все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить» [14]. Э. Гидденс рассматривает социальную адаптацию как процесс социализации или приспособления к выполнению определенной роли [16]. Весьма близкое к этому дает понимание адаптации Н. Смелзер, у него адаптивный подход означает представление о социализации, согласно которому жизнь людей включает ряд ожидаемых и неожидаемых кризисов, к которым необходимо приспосабливаться. С.С. Фролов предлагает понимать под социальной адаптацией процесс приспособления индивидов к организационной культуре, коллективу, условиям труда, представляющий собой первую фазу социализации индивида в организации. В социологическом энциклопедическом словаре дается определение социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды [10].

На основании всех рассмотренных понятий можно выделить общее – это понимание социальной адаптации как процесса социализации, приспособления человека, а в нашем случае – дошкольника, к изменяющимся условиям внешней среды, т.е. поступление в школу. В результате социального взаимодействия дошкольник усвоит новую социальную роль-роль школьника.

Само понятие “социальная адаптация” рассматривается как “процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности”. Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура) [14].


В словаре практического психолога определены основные типы адаптационного процесса, формирующиеся в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. К ним относят:

  1. тип активный — характерен преобладанием активного воздействия на среду социальную;
  2. тип пассивный — определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентации ценностных группы.

В современной литературе принято выделять четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальную стадию, когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но его сознание пока не адаптировано к условиям новой среды, и он, где может, отвергает их, придерживаясь прежних ценностных притязаний;

2) стадия терпимости – индивид и субъекты – носители ценностей новой среды проявляют взаимную терпимость к ориентациям и образцам поведения друг друга;

3) аккомодацию – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании за ними некоторых прежних ориентаций;

4) ассимиляцию – полное совпадение систем ценностей индивида и среды [16].

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению

веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение мясяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;


• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Важный аспект адаптации социальной — принятие индивидом роли социальной. Этим обусловлено отнесение адаптации социальной к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением чего служит аутизм.

Процесс социальной адаптации по некоторым причинам может затянуться. К таким причинам можно отнести: неумение соотносить свои интересы с интересами группы, слабость нервной деятельности, психофизиологические отклонения, низкий социальный статус в группе и проч.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

К младшему школьному возрасту относят детей 6-11 лет, обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. При поступлении в школу жизнь современного ребенка 6-7 лет резко меняется. В данный возрастной период возникает кризис семи лет, который психологи и педагоги связывают с готовностью к школьному обучению. Л.С. Выготский отмечал, если прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребенка замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная масса. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц. Асинхронное развитие крупных и мелких мышц сказывается на том, что дети часто совершают крупные, размашистые движения и затрудняются при выполнении более точных. По сравнению с дошкольниками у младших дошкольников повышается выносливость до 20-30 минут. Вместе с тем физиологи отмечают спад после второго урока и во второй половине дня. Увеличение доли больших полушарий способствует формированию произвольности протекания всех психических процессов, изменение мотивов деятельности, переход от «хочу» к «надо».