Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ФЗ об ОРД определяет правовые основы ОРД, порядок и условия применения оперативно-розыскных мер, а также их виды. В соответствии с ним проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно только в том случае, когда невозможно иным путем обеспечить выполнение задач, указанных в ст. 2 ФЗ об ОРД.

Для их разрешения этих задач органы, осуществляющие данную деятельность, вправе применять следующие виды оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий, изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. При этом в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих получить всестороннюю информацию по конкретному вопросу.

Оперативно-розыскное мероприятие может соответствовать требованиям закона в том случае, если оно проведено надлежащим должностным лицом оперативного подразделения государственного органа, либо отдельным лицом, привлеченным к его проведению в установленном законом порядке уполномоченным государственным органом (ст.1, 13,17 Закона об ОРД).

При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены также: 1. основания (ст.7 Закона об ОРД) и 2. условия их проведения (ст.8 Закона об ОРД).

"Основание (фактическое) для проведения оперативно-розыскного мероприятия - объективная непосредственная причина, материализованная в фактической информации - совокупности сведений о признаках деяния (события, процесса, явления), которые входят в процесс оперативно-розыскной деятельности (п.1 и 2 ч.1 ст.7 Закона об ОРД) или указаний законодателя".

По характеру причины среди фактических оснований различают:

необходимость решения задачи предупреждения совершения преступлений и поиска латентных преступлений (ст.1 и 2 Закона об ОРД);

наличие данных о совершении преступления (ч.1 ст.7);

наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (пп.4 п.2 ч.1 ст.7);


необходимость соблюдения административно-правовых режимов (п.5 ч.1 и 2 ст.7)

необходимость исполнения международного договора России (п.6 ч.1 ст.7).

Кроме фактических оснований различают поводы (или формальные, юридические основания) для проведения оперативно-розыскных мероприятий, т.е. предусмотренные оперативно-розыскным законодательством или нормативным актом оперативно-розыскного органа и поступившие к оперативнику источники (источник) фактической информации (как правило, документально оформленные), которые должны содержать сведения о фактическом основании для проведения оперативно-розыскных мероприятий (п.1, 3-6 ч.1 ст.7 Закона об ОРД).

Форма повода должна быть документальная - оперативно-служебные документы и др. Однако допустимы исключения, вызванные необходимостью быстрого реагирования на развитие ситуации

"С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований, перечисленных в ст.7 Закона об ОРД (не в пример тому, как он поступил относительно перечня оперативно-розыскных мероприятий - ч.2 ст.6), допустимо выводить такие основания как из иных норм Закона об ОРД (как поводы, так и фактические основания), так и из предписаний ведомственных нормативных актов (только поводы)".

Осуществление любого из оперативно-розыскных мероприятий допустимо только при наличии одновременно повода и фактического основания.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий - установленные законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обуславливает подготовку и (или) осуществление конкретного оперативно-розыскного мероприятия, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности при их проведении. "Эти условия призваны сбалансировать интересы отдельного человека (прежде всего право на частную жизнь) с потребностью общества и государства, заинтересованного в эффективном противодействии преступности".

Основная совокупность этих правил содержится в ст.8 Закона об ОРД. Однако ею нормативная регламентация условий не ограничивается. Они "прописаны" и в других статьях Закона об ОРД, а также в некоторых нормах иных законодательных актов в области оперативно-розыскной деятельности.

Собственно в Законе об ОРД закреплены два вида условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий: общего свойства и содержащие исключения из общих правил их проведения.


ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам имеет большое значение в борьбе с преступностью, защите от преступных посягательств и законных интересов граждан, общества и государства. Однако необходимо учитывать реально существующий риск отрицательных побочных последствий этой деятельности, так как оперативно-розыскная деятельность имеет ряд особенностей: негласность проведения отдельных ее видов, ограничение прав определенного круга лиц и т.д., что чревато опасными нарушениями прав и свобод человека. Именно поэтому использование оперативно-розыскных средств требует четкого соблюдения Закона.

Большинство авторов, в частности Н.А. Громов, А.Н. Гущин, Е.А. Токарева М.Е., В. Рохлин, полагают, что результаты оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания могут использоваться в двух формах: 1) как ориентирующая информация и 2) для формирования на их основа доказательств.

Ориентирующая информация - это информация (поступившая к следователю от оперативно-розыскных служб), которая не трансформируется путем производства процессуальных и следственных действий в доказательства, а носит для следователя вспомогательных характер и не подлежит обязательному приобщению к материалам уголовного дела.

По своему содержанию получаемая следователем от оперативно-розыскных служб ориентирующая информация подразделяется на содержащую сведения: 1) об источниках доказательств по уголовному делу и 2) об обстоятельствах, имеющих значение для правильной организации расследования и тактики производства следственных действий.

Ориентирующая следствие информация может быть получена при производств любых оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ч.1 ст.6 Закона об ОРД. "При ее использовании во вспомогательных целях (не для формирования доказательств) важно не то, из каких источников и каким образом она получена, а ее содержание и степень достоверности, которая позволила бы избежать направления расследования по ложному пути, ненужной затраты сил и средств в ущерб продвижению к установлению истины по уголовному делу, достижению задач уголовного судопроизводства".

Зная о возможностях оперативно-розыскных подразделений по получению и представлению по уголовному делу такой информации, необходимой для организации, планирования, избрания наиболее рациональной тактики следственных действий и расследования, собирания доказательств, следователь может и должен активно их использовать, в том числе - путем дачи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, конкретных поручений, ориентирующих на поиск интересующей его (следователя) информации, обмена ориентирующей информацией в рамках деятельности следственно-оперативных групп, путем установления постоянных деловых контактов с оперативными подразделениями.


"На практике по тем преступлениям, по которым лица их совершившие, не установлены, следователи поручают тем органам дознания, в частности оперативному аппарату, провести некоторые следственные действия, например, опросить подозреваемого в совершении преступления.

Оперативному сотруднику, как правило, лучше знакомы с оперативными данными и владеют навыками использования таких материалов, могут более эффективно их применять и получить в процессе допроса истинные показания".

Необходимо помнить, что проведение некоторых ОРМ может привести в последующем к признанию не имеющими юридической силы отдельных доказательств. Так, предъявление оперативным работником фотографии предполагаемого преступника свидетелям и потерпевшим, может служить основанием для исключения из числа доказательств следственного действия- предъявления для опознания. Предвидя это, следователь может указать в своем отдельном поручении на нежелательность использования мероприятий, которые могут нанести вред доказыванию.

Характер взаимодействия следователя с органами, осуществляющими ОРД, и содержание ориентирующей информации, в которой нуждается следователь, на разных этапах предварительного расследования преступлений имеет свою специфику. Она непосредственно связана с особенностями задач, стоящих на первоначальном этапе расследования; этапе дальнейшего собирания и проверки доказательств, обеспечивающем выполнение по уголовному делу требований закона о всесторонности, полноте, объективности исследования всех обстоятельств; этапе окончания расследования.

На первоначальном этапе расследования получение ориентирующей информации должно быть направлено: на раскрытие преступления «по горячим следам», установление и закрепление следов преступления, подверженных исчезновению и утрате, обнаружение и изъятие оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, похищенного имущества и ценностей до того, как преступниками будут приняты меры к их сокрытию или реализации.

Уже в процессе осмотра места происшествия оперативным работникам, если они не сделали этого по собственной инициативе, может быть дано поручение об обследовании прилегающих помещений, сторонний, участков местности с целью обнаружения следов, транспорта. "Результаты такого предварительного обследования нередко позволяют правильно определить границы осмотра и получить важные доказательства, способствующие своевременному задержанию подозреваемых, идентификации их личности, изобличению виновных".


Одновременно с осмотром места происшествия работники оперативно-розыскных подразделений путем проведения мероприятий выявляют очевидцев преступления и других лиц, владеющих необходимой для следователя информацией. Полученные сведения о таких лицах должны сразу передаваться следователю с тем, чтобы он мог без задержки их допросить либо поручить допрос работнику дознания. Так как первоначальные показания, полученные в первые часы после происшествия, как правило наиболее точно и правдиво отражают события. Обнаружению и успешному сбору доказательств на первоначальном этапе способствует получение правдивых показаний подозреваемых. Однако, их результативный допрос требует тщательной подготовки и во многом зависит от наличия у следователя информации об обстоятельствах совершенного преступления.

По результатам оперативно-розыскных мероприятий нередко сразу же удается осуществить задержание подозреваемых. Но даже в тех случаях, когда он застигнуты на месте во время или сразу после совершения преступления, для их привлечения к уголовной ответственности и ареста необходимо получить достаточные доказательства.

Как правило, это дела об умышленных, в том числе "заказных", убийствах и других особо тяжких преступлениях, совершаемых в условиях неочевидности наемниками, профессионально скрывающих свои следы. Особую сложность они представляют, в первую очередь, потому что между личностью жертвы и убийцей отсутствует какая бы то ни было связь. Установить ее и причастных к деянию лиц, а также найти источники доказательств их виновности без помощи оперативных подразделений практически невозможно.

Зачастую в судах потерпевшие, свидетели, обвиняемые отказываются от показаний, на которых строилось обвинение. Поэтому важно, чтобы такие показания подтверждались вещественными и иными не подверженным изменениям доказательствами, полученными при осмотрах места происшествия, освидетельствованиях, обысках, выемках, следственных экспериментах, производстве экспертиз. Вовремя обнаружить источники получения таких доказательств следственным путем далеко не всегда удается. Следователь должен ставить в своих поручениях работающим по делу оперативным подразделениям конкретные задачи по поиску источников доказательств, не подверженных изменению в зависимости от перемены позиции участников уголовного процесса на следствии и на суде.

По окончании первоначального этапа расследования, когда неотложные следственные действия произведены и преступление, согласно отчетам оперативно-розыскных подразделений, считается раскрытым, снижается интенсивность оперативно-розыскных мероприятий. Нередко это имеет место даже в тех случаях, когда лицо или лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности, не установлены по "горячим следам".