Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация руководителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». На мой взгляд, эта тема очень актуальна, особенно в нынешнее время. Стиль руководства, как показала современная практика, определяет результаты деятельности организации, компании. В истории немало примеров того, как сильный и уверенный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит свой коллектив к пробуждению определенных способностей, и тем самым улучшает ситуацию и развитие в организации. Существуют и обратные примеры неудачного руководства, при выборе неэффективного стиля руководства организации - можно погубить эффективность коллектива.

В данной работе, мне бы хотелось попытаться рассмотреть структуру стиля управления организацией, разобрать несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, привести различные плюсы и минусы данных стилей.

В настоящее время, в современных организациях возникла сильная взаимосвязь стиля руководителя и отношения подчиненных к руководителю. Растет интерес к другим стилям управления. Их исследование поможет выбрать наиболее эффективный стиль управления в организации. Предмет моего исследования – выбор наиболее эффективного стиля управления. Он необходим для любой организации, ведь умение управлять людьми сказывается на хозяйственной и экономической деятельности предприятия, на его внутренней атмосфере.

Основной моей целью является выявление наиболее оптимального стиля руководства. Для этого был поставлен ряд задач:

1. Охарактеризовать стили управления и определить их структуру.

2. Рассмотреть классификацию стилей руководства.

3. Изучить факторы, влияющие на формирование стиля управления.

4. Определить, существует ли взаимосвязь между работой сотрудников и стилем управления в конкретной организации.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

1.1. ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Руководитель – это лицо, которое направляет и координирует действия исполнителей. Исполнители, в пределах своих полномочий, обязаны соблюдать свои обязанности. Функция исполнителя назначается менеджеру, когда ему необходимо понять специфику работы.


А в остальном, цель деятельности руководителя - организовать работу с определенным подходом у коллектива, направить ее в нужное русло. Эффективная работа может быть достигнута, если стараться учитывать интересы каждого сотрудника и организации в целом. Мы обязательно должны помнить: чем выше должность, тем более серьезные требования.

А им соответствовать весьма сложно. Ведь в руках руководителя сосредоточена основная власть; он, как судья, восстанавливает справедливость. Его поведение постоянно подвергается оценке и критике. Хотя сам он имеет минимальное общение с подчиненными, а порой и просто исключает его.

Для эффективного управления руководителю, необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения, уметь подстраиваться под любые непредвиденные ситуации. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической структуры рабочей группы, коллектива - непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах, и в целом в коллективе.

Стиль руководства – это явление индивидуальное, которое определяется специфическими характеристиками личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.

Если рассматривать управленческую иерархию, то можно выделить три типа руководителей:

Высшие руководители - к ним относятся: члены совета директоров, президенты, вице-президенты и высшие категории менеджеров. А это 3-7% от общего числа управляющих.

Работа высших руководителей масштабна, требует большого опыта, не имеет регламента по выработке и времени, а, значит, не имеет логического завершения в конкретной форме. Отчеты, доклады, инструкции, приказы - официальные контакты с подчиненными. Для систематических контактов с другими руководителями применяются совещания, планерки. Иногда организуются личные встречи: беседа по вызову, прием посетителей. Первый руководитель распоряжается имуществом и средствами в рамках закона, устава без специальной доверенности, может заключать или расторгать договора, открывать или закрывать счета в банках, решать кадровые вопросы. В крупных организациях первым руководителям разрешено принимать решения и отвечать за все действия. Поэтому управление организацией переходит в руки целой команды руководителей, где они являются уже первыми среди равных.


Руководители среднего звена - это руководители основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию. Это 40-60% от общей численности управляющих.

Их назначает или освобождает от должности первое лицо фирмы или его заместитель. На их плечи возложено управление персоналом, ответственность за выполнение полученных заданий, они отвечают за имущество вверенного подразделения. Управлять текущей деятельностью им помогают руководители низового уровня.

Руководители низшего звена- данное звено самое техничное, обеспечивает стабильную и эффективную работу персонала. Именно с этого звена начинают карьеру многие руководители. Задача руководителя - решить часто меняющиеся маломасштабные задачи. По отношению к своим подчиненным, он несет не официальные обязанности: справедливо и уважительно относится к ним, заботиться об их интересах и проблемах, интересоваться здоровьем, оказывать всестороннюю помощь. Руководитель периодически должен задавать себе вопрос: «А хотел бы я работать у себя в подчиненных?»

Но есть и другие варианты классификации руководителей. Самую обстоятельную представили английские ученые Р. Блейк и Д. Моутон. Они разделили руководителей на пять основных видов и три дополнительных.

Первый основной тип

Руководитель такого типа сочетает в себе заботу о производстве и безразличие к людям [позиция 9.1 на рис.1]. Это педантичный профессионал, который ставит цели и достигает их любой ценой, используя все силы своих подчиненных и свою харизматичность. Его постоянно преследует страх потерять авторитет и влияние на подчиненных, поэтому он никому не делегирует свои полномочия, сам принимает решения по всем вопросам, требует послушания, не слушает совета, отвергает взгляды других. Отношения между лидером и его подчиненными можно назвать «узник-наблюдатель».

Лидеры самого низкого ранга и, более того, обычные исполнители просто игнорируются. Существует постоянное вмешательство в работу подчиненных, пытаясь выявить ошибки и недостатки и, следовательно, наказать виновных. Однако продвижение таких лидеров проходит средним темпом, но более удачливо, чем у многих

Руководители такого типа эффективно работают в критических ситуациях, когда на это нет абсолютно никакого времени. Но если речь идет о долгосрочном периоде, здесь есть проблемы. Репрессивные методы управления приводят к кризису, протестам подчиненных, пассивности, ухудшению морально-психологического климата и ухудшению отношений в коллективе в целом.


Второй основной тип

Совершенно противоположен первому типу. Менеджер по максимуму заботится о людях и минимально о производстве. Сотрудники выбираются по типу личной симпатии, им помогают и поддерживают, все потребности удовлетворяются, создавая тем самым благоприятный моральный и психологический климат. Нарушение образа жизни не приветствуется. Возникающие проблемы, или конфликты сглаживаются. Активные дискуссии проводятся, руководитель консультируется с другими, слушает чужое мнение, а затем принимает решение, которое по возможности подходит всем. Практически нет контроля над реализацией. Поэтому подчиненные благосклонны к нему. Управляющий этого типа, имея собственное мнение, согласен с другими позициями. Инициа боится показать, но с отвечает на активные , выполняя поставленные . Команда под таким управлением, менее строги, кто проявляет инициативу, есть возможностей для того, показать себя. овательно, низкая труда и рост возможны с таким лидерством.

основной тип

Не ориентирован ни на что [ 1.1 на рис.1]. этого типа , не конфликтен, инертен, позицию постороннего , а в спорных предпочитает все «спус на тормозах». принять решение , поэтому указания сверху или, когда решится сам собой. принимает любых, за ними . Подчиненным предоставлена , есть возможность инициативу, что они, конечно и , если за ьтат не нужно нести .

Четвертый основной тип

Это тип [позиция 5.5 на рис.1]. стремится к , избегает крайностей, проблемы решает на компромиссов. Старается порядок и иции предприятия, следует положениям и нормам. Про хорошее впечатление, но из массы его сложно. Такое часто ведет к бюрократизации.

подчиненные должны коллективу. Директор ими не командует, а , направляет, инструктирует, ирует полномочия. решение устраивать всех, ни точка зрения не отстаивается, а убеждения жертвуются интересов . Контроль ведется , идеи улучшающие - поддерживаются. Руководитель лично кон с каждым работником, неформальные дискуссии. этому, он уверенно ается по лестнице. Еще увереннее себя, если официальным мнением руко свыше.

основной тип

Объединяет в различные приоритеты [ 9.9 на рис.1]. Руководитель работать с мыслящими работниками, желают помочь в целей, лично их стимулирует, помо в раскрытии способностей, свободный обмен и информацией. Благодаря действиям, вность работников , их способности раскрываются, нность работой . У руководителя типа много : он решительный, искренний, , предпочитает решать ьные проблемы, к согласию и взаимопониманию в .


Рис. 1. Управленческая решетка Р. и Дж. Моутона

Источник: решетка Р. и Дж. Моутона

Это основные руководителей. Но существует еще три лнительных: «патерналист», «» и «фасадист».

— это руководитель, который сочетает в себе первого основного и основного . Это - снисходительный , поступающий, как хочет он, подавляет энтузиазм, окружающих на него. В работе ис самые различные . Цель одна - от подчи понимания, требований, он им ставит, научить их под и поддерживать точку руководителя. За подчиненные получают . Любимые занятия руководителей: читать , наставлять, любимчиков, внедрять убеждения. Он может полномочия, но решение все - равно , отвергая критику.

— это самовлюбленный руководитель, стремится к первенству, так как, его, он сможет все что угодно. Его действия не , а стремление выделиться на на угождение высшему . Нижестоящие ему подчиняться, а вот к равным - относится с осторожностью. точно все продумав, проявить . Если вы захотите у него совет, то он вам его , но с выгодой для себя. при таком руководства успешна на коротком этапе. не позволяет задерживаться на одном месте.

- замкнут, свои не озвучивает, хотя на вид - это открытый . На самом деле — это , «серый ». Он поддерживает руководство, но в очень стремится к , желает сам быть лицом. , интриги, утаивание , травля коллег, - постоянные спутники данного . Даже наказывает за чужими руками. не упускает из вида, но ательно их не , оставляет лазейки для выгоды.

Один из исследователей - Д. Кэйрси классифи на основе психологических .

Типы руководителей названия от имен героев:

«»- брат Прометея, недалекого ума. Руководителю подробности и детали, к обычаям и , ценит и соблюдает , избегает риска, к бюрократизму и форма. Чтобы была успешной, с ним должен быть заместитель, либо в желательно консультанта-психолога.

«Дионис»-конструктивный, , мгновенно реагирует на ситуации, умеет в опасных и условиях. Однако в рутинной не пунктуален, игнорирует , упускает из вида де, не умеет и реализовывать планы. достигает благодаря деятельности заместителей, умеют работу и контактировать с людьми.

« »- любит разрабатывать стратегические концепции, долгосрочно работу. Для него результат, а сам процесс не значения. С сотрудниками мало. Спо помогать другим, не любит повторять, , благодарить. Постоянно в , расслабляться не . Чтобы достичь , ему необходимо научиться и поддерживать других.

«Аполлон»- для важны , особенности людей. тся решать рабочие и проблемы, хотя не достигает . Дружелюбный, гибкий, но не дифференцировать ответствен.