Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» правовой основой оперативнорозыскной деятельности являются Конституция РФ, ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральныхорганов государственной власти[33].

Таким образом, нормативную основу осуществления ОРД вРФ составляют:

- конституционные нормы, определяющие перечень прав исвобод человека и гражданина и возможности по законномуограничению этих конституционных прав и свобод граждан приосуществлении ОРД и проведении ОРМ;

- нормы УПК РФ, устанавливающие отдельные основания проведения ОРМ, определяющие понятие результатов ОРД и возможность их использования в уголовном судопроизводстве;

- нормы ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением ОРД и проведением ОРМ;

- положения федеральных законов, регламентирующие некоторые аспекты проведения оперативно-розыскных мероприятийи иные вопросы ОРД (Федеральных законов от 8 января1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропныхвеществах»[34], от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»[35], Уголовно-исполнительного кодекса РФ[36] и др.);

- положения федеральных законов и подзаконных актов, позволяющие разграничить компетенцию ОРО (Федеральных законов от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»[37], от 3 апреля1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[38], постановления Правительства РФ от 16 сентября 2013 года № 809«О Федеральной таможенной службе»[39], Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 «ВопросыФедеральной службы исполнения наказаний»[40] и др.);

- положения подзаконных нормативно-правовых актов, принятых по отдельным вопросам ОРД (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ);

- положения ведомственных и межведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих порядокпроведения ОРМ, порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и др.

В соответствии с законодательными актами РФ органы, осуществляющие ОРД, наделены полномочиями производить действия и принимать решения, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина. Такую возможность предусматривает ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, обусловливая ее необходимостью защиты конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности страны. При этом наиболее часто законному ограничению подвергаются: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на неприкосновенность жилища; право на тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др. Поскольку оперативно-розыскная деятельностьявляется самостоятельным специфическим социально полезным видом государственной деятельности, постольку проведение оперативно-розыскных мероприятий является допустимым, с точки зрения Конституции РФ (ч. 3ст. 55), ограничением прав и свобод граждан, так как оно осуществляется согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»[41].


Специфика нормативного регулирования ОРД в Россиипредполагает, что именно в положениях подзаконных актов, втом числе секретного и совершенно секретного характера, конкретизируются установки закона, определяются механизмы исполнения его конкретных норм. Статьи 6, 8, 9, 10 и 11 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности»предполагают конкретизацию их положений в ведомственныхнормативных актах либо содержат отсылочные нормы. Многиенормы указанного Закона носят общий и, по сути, неопределенный характер, а потому требуют соответствующего толкования.При этом сложилась практика толкования этих норм как правоприменителями, так и органами судебной власти.

При наличии пробелов в законодательстве об ОРД важноезначение для установления единообразия применяемых общихнормативных положений имеет судебная практика. Обычно вюридической науке правовой пробел рассматривают как неурегулированность конкретной нормой права отношений, которыезакреплены в его общей норме[42]. Следствием является дезорганизация тех или иных видов общественных отношений, котораявызвана отсутствием правового регулирования, тогда как объективные условия требуют такого регулирования. В этой ситуациивозможно урегулирование конфликта посредством суда, в порядке судебного прецедента или правовой аналогии, - считаетЕ. Г. Лукьянова[43]. И хотя исторически наша правовая системаранее никогда не расценивала судебный прецедент в качествеисточника права, а отдельные специалисты отказывают ему вэтом статусе и поныне, тем не менее конвергенционные процессывзаимовлияния и взаимопроникновения мировых правовых систем позволили частично пересмотреть традиционные подходы вэтой области правовой теории и практики. Следует отметить, чтоза минувшие годы предметом судебного рассмотрения в Конституционном Суде РФ неоднократно становились обращения, связанные с применением положений ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности»[44]. Правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в вынесенных определениях и одном постановлении, существенно повлияла на практику применения норм оперативно-розыскного законодательства и должна учитываться в процессе дальнейшего нормои законотворчества. Однако применение положений доктринысудебного прецедента характерно не только в связи с деятельностью Конституционного Суда РФ. Прецедентное значение судебных решений высшей судебной инстанции страны - Верховного Суда РФ постепенно находит понимание и признание среди специалистовправоведов. Сторонники признания судебного прецедента источником права считают решения Верховного Суда РФ образцом квалифицированности и убедительности. Именнопоэтому судебная практика приводится в периодическом издании«Бюллетень Верховного Суда РФ». Опубликованные в нем судебные решения чаще всего и выполняют рольподлинного судебного прецедента[45].


Таким образом, в нормотворческой и правоприменительнойдеятельности обязательно следует учитывать правовые позицииКонституционного Суда РФ, обобщенияпрактики, утверждаемые постановлениями Пленума ВерховногоСуда РФ, а также принимать во внимание иучитывать ориентирующе-нормативное значение решений, выносимых по конкретным уголовным делам Президиумом Верховного Суда РФ, судебными коллегиями Верховного Суда РФ, судебными коллегиями судовсубъектов РФ, которые отражают особенности региональной судебной практики. При наличии отдельныхсудебных решений по вопросам применения оперативнорозыскного законодательства, отсутствие официальных обобщений практики применения норм ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности», практики применения нормУПК РФ по вопросам процедуры использования результатов ОРДв уголовном судопроизводстве, а также по вопросам работы сдоказательствами, сформированными на основе результатов ОРД,утвержденных постановлением Пленума Верховного Суда РФ, не позволяет сформировать единообразнуюсудебную практику, которая в настоящее время носит ярко выраженный региональный характер. Поэтому проведение такогообобщения и придание ему юридической силы постановлениемПленума Верховного Суда РФ следует расценивать как необходимое и своевременное действие.

ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности»(ст.ст. 1 и 6) устанавливает, что ОРД осуществляется оперативными подразделениями государственных органов посредствомпроведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако ОРДможет проводиться и путем совершения иных действий (например, это могут быть рейды, патрулирование, негласное сопровождение поездов, засады, работа в местах стоянок транспорта,операции по перехвату автотранспорта и т. д.). Действующая редакция ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» не воспроизвела положения ч. 1 ст. 6 Закона РФ«Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» (1992 года), которые предусматривали, чтоОРМ могли проводиться только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач ОРД. В статье 6 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены 15 разрешенных ОРМ. Приведенный перечень оперативнорозыскных мероприятий может быть изменен или дополнентолько ФЗ[46].

История развития оперативно-розыскного законодательствапоказывает, что перечень разрешенных ОРМ, сохраняя свою основу, может частично меняться. Например, упомянутый Закон1992 года допускал проведение двенадцати ОРМ, среди которыхмогли проводиться такие ОРМ, как опрос граждан, контрольныезакупки, контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденных. Данный Закон не предусматривал осуществление оперативного внедрения, проведение контролируемой поставки и оперативного эксперимента. Впоследствииназвания некоторых ОРМ были изменены, содержание отдельные из них расширено.


Вместе с тем одним из главных недостатков действующего законодательства, регулирующего процедуру проведения ОРМ иполучения результатов ОРД, является наличие законодательногопробела в части раскрытия основных понятий, применяемых вФедеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»,поскольку легитимные ОРМ только названы, но их определенияне раскрыты. Отсутствие законодательных определений негативно сказывается на состоянии законности при проведении ОРМ,так как оперативные сотрудники различных ОРО, во-первых, нередко по-разному понимают содержание одного и того же ОРМ, аво-вторых, по-разному его проводят и документируют.

Кроме того, многие традиционно используемые в практике деятельности оперативных подразделений мероприятия не былилегализованы в действующем Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, к таким мероприятиям относятся засада и захват[47].

Понятия некоторых ОРМ (проверочная закупкаи контролируемая поставка) применяются в иных федеральныхзаконодательных актах (например, в Федеральном законе«О наркотических средствах и психотропных веществах»), тамже формулируется их содержание. Указанные нормативные источники по своей направленности не предназначены длярегламентации общественных отношений в сфере ОРД. Представляется, что понятия и определения допускаемых ОРМ дляобеспечения единства в правоприменительной практике различных правоохранительных органов должны содержаться в базовомФедеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Это принципиальное положение, поскольку сейчас порядок проведения одних и тех же ОРМ устанавливается в секретных ведомственных актах различных органов, осуществляющих ОРД.

ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует права и обязанности ОРО. При этом перечень их полномочий обозначается как перечень общих полномочий, делегированных всем органам, имя словами он рассматривается применительно ко всем существующим ОРО. Характерные черты их воплощение на практике более подробно рассматриваются в нормах других федеральных законов и подзаконных актов.

В соответствии с нормами ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на органы, занимающиеся проведением оперативно-розыскных мероприятий, возложены следующие обязанности:

- по принятию в рамках своих полномочий всех необходимых мер, позволяющих обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, регламентированных на уровне Конституции, обеспечение надлежащей защиты собственности, общественная система и государства в целом;


- обязанности по исполнению в рамках своих полномочий поручений дознавателя, органа дознания, следователя, руководители следственных органов по реализации оперативно-розыскных действий при рассмотрении уголовных дел и на основании материалов проверки сообщений о преступлении, которые были приняты указанными органами к производству, информация в письменной форме, а также судебные решения, принимаемые при разбирательстве уголовных дел;

- Осуществление мероприятий, направленных на выполнение в соответствии с требованиями международных договоров РФ, запросов, направляемых соответствующими международными органами правоохранения, или специальными службами зарубежных стран;

- информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказыватьэтим органам необходимую помощь;

- соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;

- содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовногосудопроизводства, а также членов семей и близких указанныхлиц от преступных посягательств[48].

Для достижения задач ОРД и выполнения возложенных наОРО обязанностей они наделяются существенными властнымиправомочиями, которые установлены в ст. 15 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности»:

- проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности», производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, атакже прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической илиэкологической безопасности РФ;

- устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;

- использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилыеи нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;