Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого органы, проводящие оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с положениями ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» наделены полномочиями по осуществлению сбора данных, на основе которых в дальнейшем могут быть приняты решения управленческого и организационного характера:

- решение о допуске к информации, являющейся объектом, составляющим государственную тайну;

- решение о допуске к производству работ, необходимых для эксплуатации объектов, относящихся к категории объектов повышенной опасности для жизни и здоровья населения, а также для экологии;

- решения о допуске к принятию участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий или о доступе к материалам, которые были получены в процессе её реализации;

- решение о налаживании взаимодействия с лицом в процессе подготовки и реализации оперативно-розыскных действий;

- решения, направленные на достижение надлежащего уровня безопасности органов, проводящих оперативно-розыскные мероприятия;

- решение о выдаче или отзыве лицензии на реализацию частной детективной и охранной деятельности, решение, касающееся переоформление документов, являющихся подтверждением наличия лицензии, решение о выдаче, продление и отзывы удостоверения частного охранника;

- о достоверности информации, касающиеся законности происхождения денежных средств, ценностей, других видов имущества и доходов от них у близких родственников у лица, принимавшего участие в проведении теракта, ситуация, когда имеются веские основания утверждать, что денежные средства, ценностей и имущества были получены от осуществления террористической деятельности, но не ранее того, как будет установлен факт начала участия лица участвовавшего в теракте представляют собой доходы от такого имущества;

-решения о достоверности и полноты информации, которая предоставляется согласно положениям федеральных конституционных законов и федеральных законов гражданами, изъявившими желание занять должности, перечисленные в нормах ч. 3 ст. 7 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[20];

- о достоверности и полноте информации, которую обязаны предоставлять лица, замещающие должности, перечисленные в нормах ч. 3 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции»;

- о неукоснительном соблюдении лицами, осуществляющими трудовую деятельность на должностях, перечисленных в нормах ч. 3 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции», накладываемых ограничений и запретов, обозначенных в нормахданного закона, существующих требований, касающихся предотвращения или урегулирование конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, которые регламентированы в нормах федеральных конституционных законов, в нормах Федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации;


- решение о достоверности данных, направляемых государственными Или муниципальными служащими, либо гражданами, стремящимися к занятию должности судьи, регламентированный в нормах федерального законодательства на основании запроса, направляемого в соответствии с порядком, установленным по решению главы государства[21].

В данной ситуации можно сделать вывод о том, что реализация оперативно-розыскных мероприятий производится не только для того чтобы решить задачу, касающуюся борьбы с преступностью, но в рамках реализации данного процесса также решается широкий спектр задач, не характеризующиеся прямой взаимосвязи с уголовно процессуальными мероприятиями, осуществляемыми органами государственной власти. Бесспорно перечень задач общего характера, которые призваны решать органы, занимающиеся проведением оперативно-розыскных действий, характеризуется своей широтой в зависимости от областей деятельности, в сравнении с процессами решения задач, которые делегированный органом дознания и предварительного следствия в рамках уголовного процесса. В том числе реализация оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в целях получения данных, касающихся имеющихся угроз государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ может отличаться отсутствием прямой взаимосвязи с преступными посягательствами и в соответствии с этим может отсутствовать прямая взаимосвязь с перечнем задач, решаемых в рамках уголовного судопроизводства, а также в процессе розыска без вести пропавших лиц. В частности нормы ст. 8.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует, что необходимо осуществлять оперативно-розыскные действия для того чтобы выявить и доказать факт установления зарубежным инвесторам или группой лиц, в составе которых присутствуют зарубежные инвесторы, контроля над субъектом хозяйственной деятельности, характеризующимся своим стратегическим значением для обеспечения обороны государства и его безопасности, а также в целях установления и доказательства факта заключения соглашения и завершение согласованных действий со стороны иностранного инвестора и третьих лиц, в целях установления такого контроля. Далеко не всегда указанные действия могут характеризоваться своим криминальным почерком, осуществляться исключительно в целях достижения коммерческих интересов [22].

В данной ситуации можно предположить, что последняя перечисленная цель, регламентированная нормами статьи 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», должна рассматриваться в широком понимании и по этой причине здесь следует иметь в виду обеспечения безопасности общественной системы и государства в целом, а не только об обеспечении безопасности, путем недопущения совершения исключительно преступных посягательств.


1.3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Характерные черты, присущие ОРД можно выявить также при изучении нормативно регламентированных принципов, в соответствии с которыми может быть реализован указанный процесс. Принципами в данном случае является комплекс основополагающих начал, базовых руководящих научных и теоретические положений, принципов устройства и формирования каких-либо систем или принципов организации практической деятельности. Комплекс подобных базовых начал и положений формирует сущностные признаки и обобщённые характеристики науки, системы, практики. Он формирует в конечном итоге фундаментальную основу, определяющую их единство, и одновременно с этим определяет их отличия от других, схожих явлений. Перечень принципов закрепляется на уровне высшего нормативного акта государства в нормах Конституции РФ и в рамках положений ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Основное предназначение указанных принцип заключается в достижении следующих результатов:

- комплекс принципов является отражением сущностных характеристик ОРД, её отличительных признаков;

- принципы формируют сложные структурированную систему юридических норм, единых для всей оперативно-розыскной деятельности в целом;

- в случае, когда будут допущены те или иные нарушения принципов ОРД может возникать ситуация, при которой ОРМ будут осуществляться незаконно, а возможность применения результатов этих действий будет отсутствовать[23].

В рамках ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 3) провозглашены и регламентированы на законодательном уровне универсальные принципы оперативно-розыскных мероприятий, среди которых следует выделить конституционные принципы, в частности законность; необходимость уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также ряд специально отраслевых принципов, в частности принцип конспирации; оптимального сочетания гласных и негласных методик и инструментов.

Принцип законности является общеправовым принципом.Данный принцип находит свое отражение в Конституции РФ (ч. 2 ст. 15)[24]. Принцип законности представляетсобой требование строгого, четкого и неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм в их иерархии, регламентирующих осуществление ОРД, со стороны должностныхлиц оперативно-розыскных органов и иных субъектов ОРД. Действующий ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» сконцентрировал в себе основные правовые нормы,регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях и т. д.). Кроме того, отдельныеаспекты осуществления ОРД получили правовое регулирование ив иных Федеральных законах («О связи»[25], «О наркотическихсредствах и психотропных веществах»[26]и др.).


Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека игражданина является общеправовым принципом, получившимзакрепление в ст. 2 Конституции РФ. В нейпровозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина - обязанность государства»[27]. Права исвободы человека и гражданина могут быть ограничены толькофедеральными законами и только в исключительных случаях(ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). При этомнаиболее часто законному ограничению подвергаются: право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;право на неприкосновенность жилища; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др. Уважение прав и свобод означает их признание вкачестве приоритетной категории по отношению к другим социальным ценностям. Соблюдение прав и свобод означает четкоевыполнение при осуществлении ОРД и проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, законодательноустановленной процедуры, недопустимость незаконного вторжения, нарушения этих прав и свобод[28].

Принцип конспирации подчеркивает специфический разведывательно-поисковый характер ОРД. Осуществление ОРД объективно невозможно без значительной степени секретности. Данный принцип определяет правомерность использования в ходеОРД способов и приемов, позволяющих сохранять в тайне отразрабатываемых и иных лиц действия субъектов ОРД по получению значимых оперативных сведений. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений либо представляющих оперативный интерес,от разыскиваемых лиц, но и от законопослушных граждан. Секретность в деятельности оперативно-розыскных органов необходима, поскольку они должны принимать меры для борьбы, втом числе, с умышленными заранее спланированными преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности, установления и розыска лиц, которые их совершили.

Таким образом, для выявления и раскрытия преступлений, которые совершаются с сокрытием их следов, розыска совершивших их лиц применяются конспиративные способы полученияоперативной информации. Действие данного принципа позволяет также сохранять в тайне сведения о лицах, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам. Сохранение в тайне источников оперативной информации является в ряде случаевнепременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений. Наконец, принцип конспирации означаетустановление и поддержание особого порядка получения,оформления, хранения и использования оперативно-розыскнойинформации, а также соблюдение обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами[29].


Принцип сочетания гласных и негласных методов и средствотражает сущность ОРД. Он позволяет оперативно-розыскныморганам решать задачи и достигать цели ОРД, при необходимости действуя как открыто, так и тайно. Это, например, означает,что оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности»,могут с учетом целесообразности проводиться и в гласной, и внегласной форме. Сочетание гласных и негласных методов исредств позволяет проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений[30].

Помимо перечисленных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» принципов в теории ОРД выделяюти иные принципы этой деятельности, которые выводятся путемсистематического и расширительного толкования действующихконституционных и специально-отраслевых норм, а также принципы, пока еще не получившие своего законодательного закрепления и являющиеся доктринальными: гуманизма, равенства всехперед законом, вневедомственного контроля, оперативности(наступательности), привлечения конфидентов, взаимодействияорганов, осуществляющих ОРД, и др.

2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

До начала 1990-х годов порядок осуществления оперативнорозыскной деятельности в нашей стране законодательно не регламентировался. Исторически сложилось так, что, в отличие отуголовно-процессуальной деятельности, регулируемой законами, оперативно-розыскная деятельность регламентироваласьподзаконными актами, представляющими собой секретные исовершенно секретные документы[31]. Таким образом, правовыеоснования достижения целей и реализации задач ОРД и в дореволюционный период, и в советскую эпоху составляли исключительно подзаконные, в основном ведомственные, акты, которые носили закрытый (секретный) характер.

Правовое регулирование ОРД на законодательном уровнеимеет важное практическое значение при реализации конституционных гарантий прав граждан. Нормативные гарантии охраныжизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства во многом определяются уровнемправового регулирования механизма их обеспечения. В процессе осуществления ОРД в силу специфики этого вида деятельности оперативно-розыскными органами могут затрагиваться (законно ограничиваться либо нарушаться) важнейшие конституционные права граждан. Следствием политических заявлений онеобходимости построения правового государства, а в дальнейшем закрепления этого положения в преамбуле к КонституцииРФ явилась судебно-правовая реформа, врамках которой предполагалось формирование реальных механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина,в том числе в сфере ОРД[32]. Исходя из этих идеологических предпосылок, существовавший ранее законодательный пробел в регламентации ОРД не мог сохраняться долго.Принятие первого в истории нашей страны Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»(1992 года), а затем и второго, ныне действующего ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 года)позволило обозначить правовые границы деятельности органов,осуществляющих ОРД, указать виды оперативно-розыскныхмероприятий, установить перечень оснований, перечислитьусловия, определить общий порядок проведения ОРМ, нормативно гарантировать соблюдение прав и свобод человека игражданина при проведении ОРМ, ввести различные формынадзора и контроля за законностью в этой сфере государственной деятельности.