Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Система психофизиологического профессионального отбора в литературных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная ситуация обусловлена тем, что начиная обучение с более высокого уровня развития определенных психических, психомоторных или физических качеств и наличия необходимых знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными. Например, люди, которые обладают способностью к быстрому переключению и широкому распределению внимания, как правило, легче овладевают навыками пилотирования самолетом[9].

Среди людей, которые не обладают таким опытом, некоторые из них могут в потенции обладать разнообразными способностями, которые еще не раскрылись. Особый интерес в данном контексте представляют показатели о летчиках-конкурсантах, которых представили к отчислению из-за летной неуспеваемости, по причине того, что они успели овладеть летной подготовкой в необходимое для этой цели время и в пределах отводимых для этого материальных ресурсов.

В рамках психологического отбора важные критерии профессиональной пригодности могут быть связаны с такими личностными чертами, как: честность, справедливость, принципиальность, чувство коллективизма, смелость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность в трудный момент, и др. В некоторых профессиях ведущую роль выполняют организаторские способности, которые выражаются в умении планировать трудовую деятельность, руководить, предъявлять адекватные требования.

Таким образом, во всех ситуациях главным фактором выступает степень осознанности и прочности мотивации к выбранной профессии. Во многих профессиях связанных с операторским профилем главную роль выполняют эмоциональная устойчивость и некоторые психические и психомоторные качества.

В контексте психологического отбора существенную важность отражает необходимый объем используемых методик, которые позволяют изучить исследуемые качества с разных ракурсов и уровнях, в связи, с чем предоставляется возможность определения возможности компенсации и выбора личностного стиля деятельности респондентов.

Не смотря на то, что условия отбора предрешают, как правило, использование экспресс-методов, следует в совокупности с проводимыми тестами оценивать как итоговый результат решения задания, а так же динамику, при неоднократном повторении измерения. Данное действие необходимо в силу того, что индивидуальная динамика развития двигательных навыков может привести к заблуждению эксперта, в случае недостаточного числа измерений. В определении профессиональной пригодности ценную информацию можно извлекать из так называемых нетестовых параметров", среди которых наиболее важны сведения о прошлом профессиональном и спортивном опыте, о возрасте испытуемых, анамнестические данные об их школьных и профессиональных интересах, сведения о физической подготовленности, данные о социальном положении и др[10].


Определив перечень психологических показателей, которые необходимо оценить для определения профессиональной пригодности^ специалист в области отбора, как уже отмечалось, встает перед проблемой изыскания соответствующих тестовых и других методик исследования (причем не менее важно и не менее сложно выявить их диагностические коэффициенты). Величина диагностических коэффициентов задается, если уже имеется достаточный опыт отбора, или высвечивается на основании результатов соответствующих исследований, заключающихся в сопоставлении тестовых показателей с показателями внешних критериев профессиональной эффективности.

По результатам проведенных тестовых и иных испытаний с учетом диагностических коэффициентов подсчитывается интегральная оценка. Например, для отбора специалистов одного из операторских профилей выбраны 10 методик[11].

A, Б. Беседа для выявления силы и осознанности мотивации выбора профессии (коэффициент - 2) и для оценки общего развития (коэффициент - 1).

B. Наблюдение за абитуриентом в процессе выполнения заданий по уборке территории, несению службы дежурного по помещению и т. п. для оценки исполнительности, добросовестности, коллективизма (коэффициент - 1).

Г. Анализ документов абитуриента с целью оценки его общественной активности, морального облика и других личностных качеств (коэффициент - 2).

Д. Методика исследования кратковременной памяти (коэффициент - 1).

Е. Методика исследования оперативной памяти (коэффициент - 3).

Ж. Методика для исследования некоторых интеллектуальных особенностей (коэффициент - 2).

З. Методика на "отыскание чисел с переключением" (коэффициент - 2).

И. Аппаратная методика для исследования сенсомоторной координации (коэффициент - 3).

К. Аппаратная методика для исследования эмоциональной устойчивости (коэффициент - 3).

Для вычисления интегральной оценки сначала выставляются оценки по каждой методике, исходя из девятибалльной шкалы. Например: А-7, Б-3, В-7, Г-5, Д-4, Е-3, Ж-4, З-5, И-5, К-6. С учетом диагностических коэффициентов интегральная оценка равняется:

Некоторые авторы выделяют два типа профессиональной пригодности - абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных индивидуальных черт) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). Оценивая профессиональную пригодность в профотборе, многие авторы ориентируются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития некоторых качеств, наиболее важных для достижения успехов в обучении и деятельности (подход по максимуму) , другие, напротив, стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму).


Выбор подхода во многом зависит от конкурса претендентов и сложности профессии. Более эффективным является второй поход, так как характеристики подавляющего большинства технических объектов рассчитаны на обслуживание их не особо одаренными лицами, а людьми, способности которых не ниже некоторого среднего уровня.

Выявление лиц с показателями "ниже среднего" уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии. При реализации "подхода по минимуму" минимально допустимые показатели тестов обычно определяются размерами конкурса, но в ряде случаев они могут быть четко определены только требованиями профессии (например, лучше не добрать абитуриентов при обучении летчиков, чем принимать лиц с показателями, на основании которых можно вероятностно прогнозировать их низкую надежность в работе).

В практике психологического отбора широко применяется также более дифференцированный подход, с разделением обследованных лиц на 3-4 группы по степени вероятности прогноза последующих успехов в обучении и деятельности, например[12]:

1 группа - предоставляются наибольшие преимущества при зачислении в число обучаемых;

2 группа - рекомендуется к зачислению на общих основаниях,

3 группа - рекомендуется только при достижении высоких показателей в конкурсных экзаменах (испытаниях);

4 группа - не рекомендуется для зачисления на обучение по данной специальности.

Как уже отмечалось, оценка профессиональной пригодности, т. е. вероятностный прогноз успехов в обучении и деятельности, должна выводиться на основе обобщения материалов разностороннего обследования, среди которых нетестовые параметры, данные служебных и школьных характеристик, конкурса аттестатов, результаты анализа специального сочинения, проводимого с целью оценки мотивации, результаты наблюдения, осуществленного опытными педагогами, и другие показатели для некоторых профессии могут иметь даже большее значение, чем итоги тестовых испытании.

К тестам, применяемым в психологическом отборе, обычно предъявляется ряд требований, которые мы перечислим.

1. Валидность, или прогностическая ценность теста - соответствие его своему назначению. Она заключается в том, что результаты обследования находят подтверждение в успехах обучения и профессиональной деятельности. Валидность теста часто измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения с внешними критериями (независимыми от этого теста). Получение при этом коэффициента корреляции, равного 0,3-0,4 можно считать очень хорошим показателем, свидетельствующим об удачном выборе теста. Известен целый ряд случаев, когда объявление валидности какого-либо теста на уровне коэффициента корреляции более 0 5 было связано с недобросовестностью экспериментатора или ошибками расчета. Обследовав более миллиона абитуриентов летных училшц в годы второй мировой войны, американские, канадские, английские и французские психологи лишь в отдельных комплексных тестах, моделирующих деятельность летчика, приблизились к валидности на уровне коэффициентов корреляции, равных 0,5.


2. Надежность теста, определяемая стабильностью его результатов пр выполнении задания одним и тем же испытуемым. Надежность обычно измеряется коэффициентами корреляции между рядами результатов измерения по одному и тому же тесту (например, четными и нечетными) при первом и повторном измерении (в условиях, когда внешние факторы не могли еще повлиять на результаты). Надежность тестов возрастает с их продолжительностью. Минимально допустимым значением коэффициента надежности обычно считают величину 0,7.

3. Научность теста, т. е. научная обоснованность его применения. Выбор теста на основании психографического изучения профессии, выявления ее структуры, требований с ее стороны к личности работника, к некоторым психическим процессам и психомоторным свойствам с учетом возможности их компенсации и развития, а также с учетом того положения, что многие тестовые показатели, характеризующие искусственно изолированные свойства, выглядят иначе при моделировании целостной деятельности.

4. Дифференцированность и адекватность теста - направленность его на оценку определенного качества или группу качеств. Они определяются путем расчета коэффициентов корреляции с показателями тестов, направленных на оценку других показателей (чем выше коэффициент, тем ниже дифференцированность теста), и с показателями тестов, адекватность которых изучаемому качеству установлена (чем выше коэффициент, тем выше адекватность).

5. Объективность и достоверность тестов достигается стандартизацией условий обследования, исключением влияния посторонних факторов (условий среды, особенностей экспериментатора, функционального состояния испытуемого, ошибок аппаратуры и т. п.). Должны быть исключены: предвзятые мнения экспериментатора; отсутствие мотивации у испытуемого, возможности индивидуальной предварительной подготовки к тесту. Тестирование должно проводиться в точном соответствии с соответствующей инструкцией. Тесты должны иметь объективные показатели количественного измерения, сочетаемые с показателями педагогической оценки поведения и деятельности.

6. Устойчивость к влиянию случайных причин, доступность инструкции, отсутствие элементов дезинформации испытуемых. Иначе говоря, не должно быть таких случаев, чтобы случайное выявление какого-либо правила решения теста резко облегчило его выполнение или, например, чтобы оно зависело от получения заблаговременно сведений о том, что угроза электрокожного воздействия является ложной и т. п..


7. Возможность оценки динамики показателей в тех тестах, которые характеризуются высокой тренируемостью. Анализ динамики таких тестов обычно представляет более важную информацию об испытуемом, чем конечный результат работы с тестом.

8. Наличиеэффективных внешних критериев, независимых от тестов.

9. Практичность тесте, характеризуемая их доступностью, простотой выполнения, возможностью коллективного обследования и применения с ограниченным количеством персонала, при небольших материальных, затратах.

Применение тестов с целью прогнозирования профессиональной пригодности может осуществляться только на основании аналитического синтетического и комплексного подходов. Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических (например, внимания, памяти, двигательной координации и др.), важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии. Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и потому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции. Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических и психомоторных процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями.

1.2 Сецифика оценки профессиональной пригодности

В науке и практике наблюдается смешение понятий пригодности и готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность - это мера соответствия качеств человека как субъекта деятельности требованиям профессии, а также способность выполнять соответствующие трудовые функции.

Понятие готовности корреспондирует с понятием компетентности и чаще всего понимается как набор профессиональных знаний, навыков, умений.

Профессиональная пригодность к различным видам работ базируется на определенном уровне развития психофизиологических, так называемых профессионально значимых, качеств. Существуют современные методы, позволяющие с достаточно высокой точностью (более 80%) прогнозировать успешность профессиональной деятельности различных специалистов[13].