Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Система психофизиологического профессионального отбора в литературных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения этой задачи, помимо оценки уровня общего и профильного образования, наличия определенных навыков и опыта практической работы, необходимо определять у данного человека профессионально значимые качества. Это - индивидуальные особенности человека, которые определяют его потенциальные или реализуемые способности к профессиональному обучению и успешной конкретной деятельности. Они формируются на основе генетических факторов. Гены определяют задатки, а через них влияют на развитие способностей. В процессе профессиональной подготовки приобретаемые знания и навыки не просто усваиваются, а накладываются на ту естественную основу, которой человек обладает от рождения. Индивидуальные различия обнаруживаются по всем фазам восприятия и переработки информации: прием, переработка, передача информации и принятие решения.

Установлены ряд общих принципов профессиональной пригодности индивидов[14]:

- не каждый человек способен ко всякой работе, чаще всего человек может хорошо работать по какой-то группе профессий и совершенно неспособен овладеть многими профессиями, лежащими за пределами этой группы;

- предрасположенность конкретного индивида к определенной группе профессий означает для него достаточную свободу выбора профессии внутри группы;

- предрасположенность к профессии определяется психофизиологическими предпосылками не только к приобретению знаний и навыков, но и к их использованию;

- непригодность к работе в определенном виде деятельности не может быть компенсирована продолжительностью тренировки;

- пригодность к профессии определяется не только психофизиологическими особенностями человека, но и его компетентностью и степенью мотивации своим трудом.

Психофизиология должна раскрыть соотношение типических и индивидуальных свойств человека и профессии. Наука, с одной стороны, должна помочь найти пути формирования пригодности, а с другой - должна предотвратить возможные ошибки при выборе профессии. Выбор деятельности, не соответствующей внутренней структуре человека, приводит к развитию различных психосоматических и психических заболеваний. Таким образом, эффективность труда может быть обусловлена как различной готовностью, так и разным уровнем пригодности. Непродуктивная деятельность отражается не только на человеке, но и на эффективности организации, в которой работает человек, и на обществе в целом. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности человека никогда не утратит своей актуальности.


Выделяют два типа профессиональной пригодности.

К профессиям первого типа относятся те, в которых выполнение деятельности не поддается программированию. Эти профессии предъявляют такие требования к человеку, которые могут выполнить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами (концентрация внимания, сила, уравновешенность и подвижность нервной системы, скорость реакции и др.).[15].

Профессии второго типа предъявляют требования, с которыми может справиться каждый нормальный человек. Деятельность таких профессий поддается программированию, тем самым создаются условия для построения эффективного обучения персонала.

Профессиональная пригодность предопределяет надежность выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональная надежность - системное свойство, обеспечивающее безошибочные и своевременные действия человека по достижению конкретных целей в заданных условиях.

Проблема надежности персонала в условиях деятельности имеет большое экономическое значение. Допущенные ошибки проявляются в самых различных формах: в виде потери времени, брака, аварий. Под ошибкой понимается любое нарушение предписанного алгоритма деятельности. Ошибками являются: невыполнение требуемого или выполнение лишнего (несанкционированного) действия, нарушение последовательности выполнения действий, нарушение инструкций по технике безопасности, повреждение средств труда, телесные повреждения. Совершаемые ошибки различаются по своим последствиям. Ошибки могут быть неаварийными и аварийными. По своей природе ошибочные действия - это биосоциотехническая проблема, обусловленная, с одной стороны, низкой профессиональной пригодностью специалистов, а с другой - эргономическим несовершенством средств труда, недостатками в организации, содержании и условиях деятельности[16].

Роль ошибочных действий стала очевидной в последнее время, когда возросла сложность и ответственность многих видов деятельности. Мировая статистика свидетельствует о том, что около 80% аварий и катастроф в промышленности на транспорте и в энергосистемах связаны с ошибочными действиями работников.

Современные взгляды на профессиональную надежность человека основываются на следующих представлениях[17]:

- основным звеном в трудовой деятельности является человек, осуществляющий управляющую и регулирующую функцию;


- высокая эффективность и надежность системы деятельности достигается при создании компонентов системы с учетом психофизиологических особенностей человека;

- причины ошибочных действий могут быть обусловлены как индивидуальными особенностями человека, так и несоответствием компонентов системы деятельности его психофизиологическим характеристикам;

- несоответствие индивидуальных качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности может быть следствием несовершенства системы профессионального отбора и подготовки специалистов.

Выводы по главе 1

Профессиональная пригодность - это мера соответствия качеств человека как субъекта деятельности требованиям профессии, а также способность выполнять соответствующие трудовые функции.

Понятие готовности корреспондирует с понятием компетентности и чаще всего понимается как набор профессиональных знаний, навыков, умений.

Профессиональная пригодность к различным видам работ базируется на определенном уровне развития психофизиологических, так называемых профессионально значимых, качеств. Существуют современные методы, позволяющие с достаточно высокой точностью прогнозировать успешность профессиональной деятельности различных специалистов.

Выделяют два типа профессиональной пригодности. К профессиям первого типа относятся те, в которых выполнение деятельности не поддается программированию.

Профессии второго типа предъявляют требования, с которыми может справиться каждый нормальный человек. Деятельность таких профессий поддается программированию, тем самым создаются условия для построения эффективного обучения персонала.

Глава 2. Экспериментальное определение профессиональной пригодности специалистов

2.1 Характеристика объекта и процедуры исследования

Исследование проходило в строительной компании. В эксперименте приняли участие 10 менеджеров. Возраст испытуемых от 25 до 38 лет.

Менеджер - это человек, который профессионально занимается управленческой работой в определенной сфере функционирования организации.


Профессиональная пригодность менеджера представляется важным вопросом для любой фирмы, потому как от профессиональных и личностных качеств менеджера зависит успешность и эффективность деятельности любой компании.

Менеджеры строительной компании устанавливают цели, определяют задачи, организуют, выбирают людей для управления задачами, решают, что должно быть сделано для того, чтобы компания достигла успеха, однако не всегда данные цели приводят к успеху.

Управляющие порой не способны отклонить дополнительно появляющиеся неотложные проблемы, которые отодвигают на более или менее длительное время первостепенные задачи, а это влечет за собой дополнительные затраты времени и средств. Кроме того, менеджеры не всегда начинают рабочий день с позитивным настроением.

Однако, руководители компании стараются поддерживать мотивацию и коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

Функциональными обязанностями линейных менеджеров компании являются привлечение клиентов, заключение выгодных договоров, работа с клиентами и партнерами, поддержание статуса компании.

Целью исследования является определение особенностей психодиагностики профессиональной пригодности менеджеров.

Гипотеза исследования: социально-психологический тренинг способствует развитию профессиональных и личностных качеств менеджеров.

Методики исследования следующие.

1. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

2. «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин).

3. Определение уровня лидерского потенциала (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

4. Диагностика мотивации к достижению успеха Т. Элерса.

Рассмотрим используемые методики.

1. На первом этапе исследования была проведена экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), см. Приложение 1.

Цель: определить управленческий потенциал руководителя.

Инструкция: «на предложенные 14 вопросов следует давать ответы в форме «да» (+) и «нет» (-). Для этого в бланке ответов рядом с номером утверждения проставьте один из указанных ответов».

Далее следует указать все стандартные требования к методикам опросного типа.

Обработка и интерпретация результатов.

Для обработки результатов исследования применяется ключ, который представлен в Приложении 1.

Максимальное количество баллов равно 20 и свидетельствует о высоком управленческом потенциале руководителя


Дифференцированные управленческие потенциалы руководителей расположены в следующих диапазонах:

1-6 - низкий;

7-13- средний;

14-20 - высокий.

2. На втором этапе исследования была проведена методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), см. Приложение 2.

Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

Коммуникативные способности являются видом способностей, которые выражается в области коммуникации и содействующий успешности личности в разных сферах труда.

Организаторские способности - это навыки планирования своего труда и при наличии возможности умение правильно выдвигать задачу группе, контролировать ее исполнение, распределять функции и, самое основное, своевременно сориентироваться в трудном экстремальном обстоятельстве.

Коммуникативные и организаторские способности представляются основными в профессиях, которые по собственному содержанию сопряжены с активным взаимодействием между индивидами.

Данные способности представляются важными составляющими для того, чтобы достигнуть успеха во многих специальностях типа «человек - человек» (к примеру, работа преподавателя, тренера, врача, сотрудника клуба и т.д.).

Коммуникативные и организаторские способности представляются главными в сфере образования межличностных отношений, в сплочении группы, в организации школьных, студенческих, спортивных, игровых и иных групп, в привлечении к себе индивидов, в навыке организовывать и направлять их труд.

Инструкция: «дорогой друг! Свободно выражай собственное мнение по любому вопросу и отвечай на них так: если твой вопрос положителен, то в надлежащей клетке «листа ответов» поставь знак «+», если же отрицательный «-». Никаких добавочных надписей и знаков делать не нужно.

Заполняя «Лист ответов», помни, что вопросы короткие и не могут содержать всех нужных деталей. Представь себе похожие обстоятельства и не думай над подробностями.

Не нужно тратить много времени на обдумывание, отвечать нужно скоро. Вероятно, что на определенные вопросы тебе будет сложно ответить, тогда попробуй дать тот ответ, который ты полагаешь предпочтительным.

Когда ты отвечаешь на каждый из данных вопросов, обрати внимание на первые его слова. Твой ответ обязан быть очень метко согласован с данными словами.

Отвечая на вопросы, не старайся произвести заведомо хорошее впечатление собственными ответами. Свободно проявляй собственное мнение. Отрицательных либо положительных ответов здесь нет. Попробуй ответить на все вопросы».