Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Система психофизиологического профессионального отбора в литературных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования связана с тем, что в современных условиях большое количество стран ориентированы в сторону инновационного развития, в рамках которого осуществляется рациональное и экономное использование материальных и трудовых ресурсов, повышение эффективности производства и производительности труда.

Для реализации данных задач следует заострить внимание на эффективности научных исследований, сокращении сроков внедрения достижений науки и техники, укрепления связей научных исследований с производством.

Существенная роль в актуальных условиях отводится таким научным отраслям, предметом изучения которых выступает трудовая деятельность человека.

В соответствии с техническим прогрессом происходит более широкая механизация и автоматизация производственных процессов, осуществляется централизация управление ими, используются системные методы в организации и управлении предприятием. Данные факторы значительно меняют специфику и структуру профессиональной деятельности специалиста, что приводит так же к возникновению новых профессий.

Следует отметить, что профессии, являясь важным видом человеческой деятельности, предусматривает длительное выполнение комплекса профессиональных обязанностей, которые по своим характеристикам являются достаточно неоднородными. Задачи, которые составляют профессиональную деятельность, вызывают мобилизацию многообразных психологических и физиологических функций, и для их эффективного решения необходимы различные личностные особенности. В силу того, что большое количество подобных задач входят в профессиональную деятельность, возникают существенные трудности в овладение профессией.

Для эффективной реализации трудовой деятельности, специалист должен удовлетворять конкретным профессиональным требованиям.

Цель исследования: раскрыть систему психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности специалистов.

Объект исследования – профпригодность специалистов.

Предмет исследования – особенности профпригодности специалистов.

Гипотеза исследования: высокий уровень управленческого и лидерского потенциала, коммуникативные и организаторские склонности, а так же мотивация к достижению успеха способствуют успешной профессиональной адаптации менеджеров.


Задачи исследования.

1. Рассмотреть критерии профессиональной пригодности в отборе.

2. Выявить особенности оценки профессиональной пригодности.

3. Провести эмпирическое измерение профессиональной пригодности специалистов.

4. Описать характеристику объекта и процедуры исследования.

5. Предоставить интерпретацию полученных результатов исследования.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования, тестирование.

Эмпирическая база исследования. Экспериментальное исследование проходило в строительной компании. В эксперименте приняли участие 10 менеджеров компании. Возраст испытуемых от 25 до 38 лет.

Объем работы: 37 страниц.

Глава 1. Система психофизиологического профессионального отбора в литературных источниках

1.1 Критерии профессиональной пригодности в отборе

Вопросы, связанные с учетом и оценкой профессиональной пригодности решаются в контексте профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профессиональная ориентация связана с научно обоснованным распределением людей по многочисленным видам социально полезной деятельности в соответствии с общественными потребностями в различных профессиях, а так же способностями людей к их замещению. В рамках профессиональной ориентации предусмотрено проведение различных мероприятий, среди которых выделяются следующие[1]:

- профпропаганда и профпросвещение, направлены на формирование мотиваций к профессиям, которые являются наиболее актуальными для общества. Так же в рамках данного подхода освещается информация о специфики различных профессий, и их требований к специалисту;

- профконсультация, в рамках данного направления посредством обследования специалиста оказывается практическая помощь в выборе профессии посредством предоставления методических рекомендаций на базе соотношения итогов обследования и сведений о требованиях профессий. В контексте профориентации можно так же использовать специальную систему педагогических воздействий, ориентированных на активность субъекта в развитии и совершенствовании психо-физических качеств, которые предопределяют успехи в определенной трудовой деятельности.


Профессиональный отбор является научно обоснованным допуском людей к конкретному виду профессионального обучения и деятельности. Как правило, профотбор обусловлен лимитом времени, которое отпускается на обучение и приспособление к деятельности, а так же наличием достаточного количества кандидатов на рассматриваемую должность. Немаловажную роль выполняют уровень требований к надежности трудовой деятельности, вероятность аварий и катастроф, а так же стоимость обучения.

Оценка профессиональной пригодности лежит в основе принятия экспертного решения в профотборе. Профессиональная пригодность является вероятностной характеристикой, отражающей возможности субъекта в овладении определенной профессиональной деятельностью.

Оценку профпригодности в контексте профотбора можно осуществить по нескольким параметрам[2]:

  • по медицинским показателям, а так же показателям физической подготовленности;
  • по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам;
  • с помощью психологического обследования;
  • с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо кандидата;
  • с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

В ходе отбора выделяются несколько взаимосвязанных этапов[3].

1. Психологическое изучение профессии с целью определения требований к человеку. В данном контексте необходимо раскрыть внутреннюю структуру деятельности, причем не только посредством обозрения перечня психических и психомоторных процессов, которые находятся под значительной нагрузкой. Главным образом, следует рассматривать целостную картину их взаимосвязи и реализации в трудовой эффективности. Данное изучение в свою очередь завершается подробной характеристикой профессии - профессиограммой и психограммой.

2. Отбор психодиагностических инструментов исследования, в частности тестов, в значительной мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых следует оценивать профессиональную пригодность.

3. Психодиагностика, является психологическим изучением кандидатов на степень овладение профессиональными навыками, оценкой их общего развития, ориентированности на овладение конкретной трудовой деятельностью, степени развития у них качеств, наиболее необходимых для успехов в овладении трудовой деятельностью, а так же оценкой способности реализации ими элементов целостной деятельности в различных условиях.


4. Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на базе соотношения сведений о требованиях профессии к субъекту и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку индивидуальных характеристик; о вероятности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятности приспособления к трудовой деятельности.

С позиции медицинских критериев профпригодности значительное внимание уделяется ряду противопоказаний, на базе которых можно предопределить снижение надежности в трудовой среде и оказывать содействие развитию заболеваний, обусловленных трудовой деятельностью[4].

К таким противопоказаниям относятся: психическое здоровье, состояние нервной системы, основные анализаторные системы (слух, зрение), сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-двигательный аппарат и мышечная системы и др. В некоторых профессиях особые требования могут предъявляться к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению, барофункции и многим другим медицинским показателям. Так же бывают случаи, при которых принимаются в учет антропометрические показатели и физическая тренированность (например, рост, сила или выносливость и др.).

Например, к водителям предъявляется ряд требований в отношении нервно-психического здоровья, зрения, цветоощущения; к педагогам требования предъявляются в отношении дыхательной системы и речевой функции. Некоторые медицинские противопоказания имеется по ряду профессий в отношении труда подростков.

Как правило, в большинстве учебных заведений, во всех высших учебных заведениях и в целом ряде видов профессионального труда проводится отбор по данным образовательного ценза и по конкурсным экзаменам. Посредством соответствующего конкурса кандидатов и спецификой учебной или трудовой деятельности, в отношении которой проводится отбор, осуществляется оценка профпригодности. В ряде исследований было зафиксировано, что в профотборе наиболее валидными и надежными являются показатели учета успешности обучения в школе (конкурс аттестатов), чем итоги вступительных экзаменов в учебное заведение[5].

В рамках социального отбора осуществляется изучение автобиографии, характеристик с места работы или учебы, комсомольских, профсоюзных характеристик и др. Особое внимание должно быть уделено беседе по конкретной программе, проведению специального сочинения на тему, при обсуждении которого претендент способен показать свою социальную зрелость и необходимые познания. В ситуации жесткого отбора может быть возможно изучение кандидата в ходе выполнения им специализированных трудовых и социальных поручений[6].


Определение критериев психологического отбора базируются на конкретных особенностях тех профессий, в отношении которых осуществляется отбор. Начальным этапом для измерения профессиональной пригодности выступает, главным образом, профессиограмма и, в частности, психологическая ее часть - психограмма. В рамках профессиограммы можно вывить требования к состоянию здоровья специалиста, к его умению противостоять влиянию среды, где осуществляется трудовая деятельность.

Посредством психограммы определяется "центр тяжести" профессии в отношении нагрузки на психофизические функции и требования к индивидуальным чертам специалиста в определенной трудовой деятельности. Список подобных требований лежит в основе психологического обследования при отборе[7].

Необходимо, чтобы в отборе наблюдалось сочетание прогноза успешности обучения с более длительным прогнозом последующей трудовой деятельности. В соответствии с данным обстоятельством индивидуальный подход и оценка абитуриента вуза или кандидата на определенную трудовую деятельность (например, оценка умения руководить, работать в коллективе и т. п.) выступают также необходимым компонентом психологического отбора, как и изучение психомоторных способностей или способностей к широкому распределению внимания и т. п.

В определенной мере сложной, спорной и в меньшей степени изученной частью в исследованиях профпригодности выступает оценка интеллектуальных способностей. Некоторое время назад советскими психологами осуществлялись ошибочные попытки решения данного вопроса в форме определения "умственной одаренности". Тем не менее, следует, отметить, что имеющиеся тесты отражают не только способности, особенно, если это касается интеллектуальной деятельности, а отражают в некоторой мере индививдуальный уровень развития знаний, умений и навыков[8].

В свою очередь судить о способностях возможно в соответствии с длительным, лонгитюдным изучением определенных психологических показателей, принимая в учет их динамику на фоне высокой мотивации к реализации, а также индивидуально-типологических черт и ряда других нетестовых параметров.

Следует отметить, что ситуации, в которых определяется уровень наличной подготовки, не снижает в некоторых ситуациях вероятности предпологаемого прогноза успехов в обучении и деятельности. Наиболее эффективный прогноз можно осуществить в контексте профотбора к профессиям, обучение которым осуществляется в ограниченные сроки и при очень высоких материальных затратах.