Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Система психофизиологического профессионального отбора в литературных источниках).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система психофизиологического профессионального отбора в литературных источниках
1.1 Критерии профессиональной пригодности в отборе
1.2 Сецифика оценки профессиональной пригодности
Глава 2. Экспериментальное определение профессиональной пригодности специалистов
2.1 Характеристика объекта и процедуры исследования
Средний уровень развития лидерства, характеризует нерешительность в некоторых рабочих ситуациях. Иногда теряются, если люди, которые их окружают, не согласны с их мнением. Кроме того, у менеджеров следует отметить негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты и задумчивый взгляд.
Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Показатели лидерского потенциала менеджеров
Таким образом, результаты, представленные на рисунке 4, свидетельствуют о том, что у большинства менеджеров средняя выраженность лидерства.
На последнем этапе исследования, в процессе диагностики мотивации к достижению успеха менеджеров, по методике Т. Элерса, были получены результаты, которые представлены в Приложении 4.
Обобщенные данные мотивации менеджеров представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели мотивации к достижению успеха менеджеров
Уровень мотивации |
Кол-во человек |
Показатели в % |
Высокий |
1 |
10 |
Повышенный |
3 |
30 |
Средний |
5 |
50 |
Низкий |
1 |
10 |
Как видно из таблицы у 50% менеджеров отмечается средний уровень мотивации к достижению успеха, который характеризуется недостаточной активностью, уверенностью и целеустремленностью управляющих.
Менеджеры со средними показателями мотивации к достижению успеха в большинстве ситуаций отказываются от трудного задания, однако потом сурово осуждают себя, так как понимают, что в нем могли бы добиться успеха. Склонны утрировать свои неудачи.
У 10 % менеджеров наблюдаются низкие показатели мотивации к достижению успеха, которые проявляются в неуверенности в себе, тяготением выполняемой работы, нежелании выполнять трудные задания.
И у 30% менеджеров зафиксирован повышенный уровень мотивации к достижению успеха. Их отличает сильное стремление к успеху, достаточно большая активность, упорство и настойчивость, они являются хорошими специалистами своего дела. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
У 10% высокий уровень мотивации к достижению успеха.
Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Показатели мотивации к достижению успеха менеджеров
Из рисунка 5 видно, что у большего числа менеджеров отмечается средняя мотивация к достижению успеха, которая характеризуется недостаточной активностью, уверенностью и целеустремленностью управляющих. Менеджеры зачастую отказываются от трудного задания, склонны утрировать свои неудачи, иногда откладывают то, что должны были сделать сегодня.
Выводы по главе 2
Анализ полученных в эксперименте результатов позволяет сделать следующие выводы.
В процессе исследования управленческого потенциала менеджеров у большего числа был выявлен средний уровень управленческого потенциала, который выражается в сложности менеджеров отказываться от тех приемов управления, которыми они пользовались, работая на более низкой должности либо в другой компании.
В рамках изучения коммуникативных и организаторских склонностей менеджеров были получены в основном средние показатели.
В большинстве ситуаций менеджеры проявляют инициативность в установлении контактов, умеют ориентироваться в новой обстановке. Однако у них отсутствует желание при удобной ситуации знакомиться и беседовать с новым человеком.
В процессе исследования лидерского потенциала менеджеров у большинства была зафиксирована средняя и сильная выраженность лидерства, которая проявляется в решительности, в умении убеждать других людей, создавать необходимый уровень энергии и мобилизации у членов организации.
Мотивация к достижению успеха менеджеров была отмечена средняя, что характеризуется недостаточной активностью, уверенностью и целеустремленностью управляющих.
Заключение
Формирование профессиональной пригодности осуществляется на протяжении определенного жизненного периода человека. Базовыми этапами профессиональной пригодности являются следующие: трудовое воспитание и обучение; профессиональная ориентация; профессиональный отбор; профессиональная подготовка; профессиональная адаптация; профессиональная деятельность; профессиональная аттестация; профессиональная реабилитация.
При анализе профессиональной пригодности человека следует опираться на такие принципы как: принцип комплексного подхода, принцип активности в применении итогов определения профессиональной пригодности, принцип дифференцированного прогноза, принцип динамичности критериев общей пригодности.
В рамках экспериментального исследования были получены следующие результаты.
В процессе исследования управленческого потенциала, коммуникативных и организаторских склонностей менеджеров у большинства был выявлен средний уровень управленческого потенциала.
В процессе исследования лидерского потенциала менеджеров у большинства была зафиксирована средняя выраженность лидерских способностей, которая проявляется в решительности, в умении убеждать других людей, создавать необходимый уровень энергии и мобилизации у членов организации.
Мотивация к достижению успеха менеджеров была отмечена средняя, что характеризуется недостаточной активностью, уверенностью и целеустремленностью управляющих.
Список использованной литературы
- Акимова М. К. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека / М. К. Акимова, В. А. Данилов, В. Т. Козлова.- М.: Владос, 2001.-199с.
- Анализ деятельности человека-оператора//Инженерная психология. - М.: Просвещение, 2003.-174с.
- Бобров В. А. Основы профессионального психофизиологического отбора / Под ред. В. А. Пухова. - М.: Академия, 2002.- 272 с.
- Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия. - М.: ПЕРСЭ Логос, 2007. 855 с.
- Бодров В. А., Марищук В. Л. Психофизиологический отбор и подготовка специалистов операторского профиля//Вторая Всесоюзная конференция по инженерной психологии. Расширенные тезисы. - Л.: 1968.
- Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Владос, 1970.
- Гуревич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. - СПб.: Питер, 2008. 336 с.
- Джамгаров Т. Т., Марищук В. Л. Отбор курсантов в летные училища методом комплексного изучения двигательных и психологических качеств//Вопросы научного обоснования физической подготовки в ВС СССР. - Л.: 1964.
- Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011.-701 с.
- Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. - М.: Академия, 2011.- 196с.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань, 1969.
- Марищук В. Л. О преодолении излишнего эмоционального напряжения сред вами специальной физической тренировки II Труды КВФФК и С при ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. 1961. Вып. XXIX.
- Наенко Н. И., Овчинникова О. В. Способы оценки показателей состояния напряженности в работе человека-оператора//Проблемы инженерной психологии.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 1996.-176 с.
- Платонов К. К. Психология летного труда//Психологическая наука в СССР. - М.: 1960. Т. 2.
- Психологические методы исследования в клинике. - Л.: 1967.
- Психологический отбор летчиков. - Киев, 1966.
- Савищев В. И., Марищук В. Л., Хилова Г. Н. Исследование некоторых характерологических особенностей методов опросника "ЧХТ"//Социально-психологачежи и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. - Л.: 1970.
- Саймон Б. Английская школа и индивидуальные тесты. - М.: Академия, 2011.-201с.
- Смирнов Б. А. Инженерная психология: экономические проблемы / Б. А. Смирнов, Б. А. Душков, Ф. П. Космолинский. - М.: Экономика, 1983.-224 с.
- Толочек В. А. Современная психология труда. - СПб.: Питер, 2005. -479 с.
- Травин В.В. , Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2002.
- Юнсон М. Толерантность к психологическому стрессу и экспериментальное измерение защитных механизмов // Эмоциональный стресс/Ред. Л. Леви. - Л.: 1970.
- Шахова В.А. Система работ с кадрами управления. - М.: Мысль, 1984-122с.
Приложение 1
Показатели управленческого потенциала менеджеров
№ менеджера |
Баллы |
Уровень управленческого потенциала |
1 |
14 |
высокий |
2 |
12 |
средний |
3 |
5 |
низкий |
4 |
13 |
средний |
5 |
11 |
средний |
6 |
6 |
низкий |
7 |
13 |
средний |
8 |
11 |
средний |
9 |
10 |
средний |
10 |
5 |
низкий |
Приложение 2
Таблица 1
Показатели коммуникативных склонностей менеджеров
№ менеджера |
Баллы |
Уровень коммуникативных склонностей |
1 |
0,68 |
высокий |
2 |
0,63 |
средний |
3 |
0,64 |
средний |
4 |
0,54 |
ниже среднего |
5 |
0,60 |
средний |
6 |
0,61 |
средний |
7 |
0,59 |
средний |
8 |
0,52 |
ниже среднего |
9 |
0,50 |
ниже среднего |
10 |
0,39 |
низкий |
Таблица 2
Показатели организаторских склонностей менеджеров
№ менеджера |
Баллы |
Уровень организаторских склонностей |
1 |
0,76 |
высокий |
2 |
0,68 |
средний |
3 |
0,70 |
средний |
4 |
0,66 |
средний |
5 |
0,68 |
средний |
6 |
0,62 |
ниже среднего |
7 |
0,69 |
средний |
8 |
0,60 |
ниже среднего |
9 |
0,41 |
низкий |
10 |
0,35 |
низкий |
Приложение 3
Показатели лидерского потенциала менеджеров
№ менеджера |
Баллы |
Степень выраженности лидерства |
2 |
36 |
сильная |
3 |
30 |
средняя |
4 |
39 |
сильная |
5 |
26 |
средняя |
6 |
38 |
сильная |
8 |
28 |
средняя |
9 |
29 |
средняя |
10 |
28 |
средняя |
11 |
30 |
средняя |
12 |
29 |
средняя |
Приложение 4
Показатели мотивации к достижению успеха менеджеров
№ менеджера |
Баллы |
Уровень мотивации |
1 |
25 |
высокий |
2 |
20 |
повышенный |
3 |
16 |
средний |
4 |
18 |
повышенный |
5 |
13 |
средний |
6 |
19 |
повышенный |
7 |
14 |
средний |
8 |
15 |
средний |
9 |
13 |
средний |
10 |
6 |
низкий |
-
Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия. - М.: ПЕРСЭ Логос, 2007. 855 с. ↑
-
Толочек В. А. Современная психология труда. - СПб.: Питер, 2005. -479 с. ↑
-
Шахова В.А. Система работ с кадрами управления. - М.: Мысль, 1984-122с. ↑
-
- Психологические методы исследования в клинике. - Л.: 1967.
-
Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Владос, 1970. ↑
-
Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. - М.: Академия, 2011.- 196с. ↑
-
Юнсон М. Толерантность к психологическому стрессу и экспериментальное измерение защитных механизмов // Эмоциональный стресс/Ред. Л. Леви. - Л.: 1970. ↑
-
Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011.-701 с. ↑
-
Психологический отбор летчиков. - Киев, 1966. ↑
-
Гуревич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. - СПб.: Питер, 2008. 336 с. ↑
-
Акимова М. К. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека / М. К. Акимова, В. А. Данилов, В. Т. Козлова.- М.: Владос, 2001.-199с. ↑
-
Наенко Н. И., Овчинникова О. В. Способы оценки показателей состояния напряженности в работе человека-оператора//Проблемы инженерной психологии. ↑
-
Бобров В. А. Основы профессионального психофизиологического отбора / Под ред. В. А. Пухова. - М.: Академия, 2002.- 272 с. ↑
-
Бодров В. А., Марищук В. Л. Психофизиологический отбор и подготовка специалистов операторского профиля//Вторая Всесоюзная конференция по инженерной психологии. Расширенные тезисы. - Л.: 1968. ↑
-
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2002. ↑
-
Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань, 1969. ↑
-
Анализ деятельности человека-оператора//Инженерная психология. - М.: Просвещение, 2003.-174с. ↑