Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга(Теоретический анализ ведения социально-психологического тренинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поддержка может использоваться в двух формах: «получение» и«Выдача» поддержки.

Получение поддержки: в простой форме, проявляется в том, чточлены группы слушают и пытаются понять и принять участника какличность, таким, какой он есть, независимо от его социального статуса ипрошлого. Принятие не означает одобрения того, что он делал или совершает, неисключает выдачу ему отрицательной обратной связи.

Получение участниками поддержки со стороны других создает атмосферубезопасности и ослабляет действие механизмов психологической защиты, способствуетформированию более позитивного отношения участника к себе.

Выдача, (предоставления) поддержки другим членам группы способствует преодолениючрезмерной направленности участника на самого себя, усиливает чувствосопринадлежности к другим, повышает уверенность и позитивное отношение ксебе, так как появляется чувство способности оказания помощи другим.

На основе предоставления поддержки появляется возможность для более полногосамораскрытия участников в процессе тренинга. Самораскрытия, понимается каксообщение другим людям личной информации о себе. Такаяинформация представляется осознанно или неосознанно, в вербальной иневербальной формах, в прямом или косвенном виде (в косвенныхвысказываниях или отдельных действиях проектируются социально-психические особенностичеловека). В ходе тренинга участники могут научится и оптимальномсамораскрытию что способствует адаптации личности в различных ситуациях взаимодействия.

Оптимальный уровень самораскрытия определяют в соответствии со следующимипараметрами: уровень интимности выдаваемой информации, объем информации,открывается о себе.

Виды обратной связи:

- Вербальный и невербальный;

- Личностный (поступает непосредственно от партнеров пообщению) и аппаратурный (например, обратная аудио- и видеосвязь)

- Положительный и отрицательный;

- Конструктивный и деструктивный.

Можно выделить основные критерии классификации групптренинга, выдвинутые представителями различных направлений группового движения.

Первый критерий - целые группы.

В зависимости от того, какая цель является ведущей, можно выделить три основныхцели, которые мотивируют человека на групповую работу:

1. Получить для себя значимые переживания, уникальный эмоциональныйопыт и поддержку, найти близких по духу людей.

2. Научиться чему-то конкретному.

3. Лучше узнать себя и найти опору для личностного роста.


Исходя из этого по основанию цели можно выделить три типа групп:

1. Группы поддержки.

2. Учебные группы.

3. Развивающие группы.

Так как речь идет о групповую работу в СПТ, в классификации невключены лечебные группы, направленные на помощь людям, страдающимпсихическими расстройствами.

Второй критерий - принадлежность к одному из ведущих теоретическихнаправлений современной психологии.

В данном случае выделяются тренинги бихевиористской,психоаналитической, гуманистической ориентации и др.

Третий критерий - основная методологическая ориентация в пониманиипсихологического воздействия на личность.По этому критерию тренинги можно разделить на инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные.

Из всех критериев классификации тренинговых групп наиболее значимымивыдаются два: основная цель группы и принадлежность к одному из ведущихтеоретических направлений современной психологии.

Основная цель группы тренинга помогает выдвигать перед участникамизадачи, требующие решения, подбирая для этого адекватныеметоды, а также - сделать группу более гомогенной, что способствует эффективностиее работы.

Диагностический этап тренинга – это, прежде всего, самопознания. Каждый участник тренинга в процессе его проведения должен задуматься над своими индивидуально-психологическими особенностями, оценить их, определить свое отношение к ним. Наряду с самодиагностикой, в процессе работы группы происходит и «внешняя» диагностика - познание тренером индивидуально-психологических особенностей участников игры. Эта сторона тренинга является необходимым предпосылкой его коррекционного этапа [6, с. 61].

Коррекционный этап направлен, прежде всего, на исправление недостатков, обнаруженных на диагностическом этапе [6, с. 61], а также на развитие различных элементов коммуникативной компетентности.

Следует отметить, что между этими этапами нет четкой временной границы. Поскольку различные участники группы неодинаково воспринимают и признают у себя наличие психологических трудностей, деформаций, барьеров, которые мешают им взаимодействовать с другими людьми и для этого им требуется разное количество времени.

Организация обоих этапов достигается путем организации жизни группы по определенным правилам, которые основываются на взаимопонимании, желании помочь и понять друг друга, эмоциональной поддержке, создании климата доверия [6, с. 61]. Кроме того, опыт, приобретенный в специально организованных группах, создает противодействие отчуждению, способствует решению проблем, возникающих в межличностном общении.


Атмосфера, созданная приемами, направленными на сплоченность группы, позволяет в дальнейшем применять систему приемов, которые помогли бы индивиду понять, как он воспринимается окружающими, и соответственно корректировать недостатки в развитии своей коммуникативной сферы.

Теоретические основы группы дает тренеру возможность сориентироваться вметодических разработках, представленных различными психологическими школами, ивыбрать из них то, что соответствует его мировоззрению.

Итак, при всем многообразии видов тренинговых групп содержание каждого изуказанных тренингов может определяться конкретными задачами, которые стоятперед ведущим, и особыми запросами участников, и определяет выборметодов работы в каждой конкретной группе.

Этапы социально-психологического тренинга

Активным методом обучения является социально-психологического тренинг. Проблемы теории и практики формирования коммуникативной компетентности руководителей с помощью интерактивных технологий (и, в том числе, социально-психологического тренинга) рассмотрены в трудах Н.Н. Богомоловой, А.В. Винославская, Ю.Н. Емельянова, Л. Карамушки, А. Ковалева, С. Петрушина, Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко Н.Ю. Хрящевая и др.

К основным задачам тренинга относятся: ознакомление будущих специалистов с психологическими особенностями коммуникативной взаимодействия, ее составляющими; усвоения навыков делового общения в разных его формах, которые используются в профессиональной деятельности; обучение участников тренинга определенным приемам, которые способствовали бы развитию коммуникативной компетентности.

Совокупность специфических характеристик тренинга позволяет выделить методы практической работы: соблюдение принципов групповой работы; направленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, определена территориальная организация, акцент на взаимных отношениях между участниками группы, которые развиваются «здесь и теперь»; применение активных методов групповой работы; объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; атмосфера открытости и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [2].

Тренинг состоит из теоретической части, подается в форме минилекций, слайдов и тренинговых задач, включая такие формы работы: работа всей группой, работа в парах, ролевые игры, групповая дискуссия.


Процедура планирования социально-психологического тренинга, по Л.А. Петровской, проходит в несколько этапов (фаз). Первой фазой в планировании тренинга является организационно-подготовительная.

На этом этапе работы тренер выполняет две основные функции: организационно-техническую и организационно-психологическую. Организационно-техническая функция предполагает подготовку места и материалов для проведения занятий. Организационно-психологическая функция обеспечивает формирование групп участников. По мнению Л.А. Петровской, оптимальное количество участников тренинга - 12 человек. При этом группы должны быть гетерогенными по их составу.

Второй фазой является вступительно-ознакомительная. Этот этап имеет двойную цель. Во-первых, это знакомство участников. Л.А. Петровская предлагает традиционную форму знакомства, когда участники отрекомендовывает себя, а также выражают ожидания, с которыми они пришли на тренинг. Во-вторых, это выработка общих норм общения в группе. Для этого Л.А. Петровская разработала ряд принципов поведения в группе:

1) общение по принципу «здесь и теперь» (этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в этот момент; чувства, переживаемые в данный конкретный момент; мысли, появляющиеся в этот момент)

2) принцип персонификации высказываний (все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую ...», «мне кажется ...»);

3) принцип акцентирование языка чувств и эмоций (обращается внимание на эмоциональное состояние человека, при этом запрещается оценочное суждение относительно личности другого участника);

4) принцип активности (в группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития);

5) принцип доверительного общения (способствует получению и предоставлению другим честной обратной связи)

6) принцип конфиденциальности (все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы - естественная этическая требование, которое является условием создание атмосферы психологической безопасности и самораскрытия).

Третьей фазой планирования тренинга является диагностическая. Именно этот этап в тренинге основным. В рамках тренинга могут использоваться любые традиционные социально-психологического методы (групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), которые позволяют получить диагностические сведения о себе и других. Основной части в структуре тренингового занятия отводится около 80% общего времени. Она направлена на ознакомление с новым материалом и отработки соответствующих умений и навыков поведения. Важную роль при этом выполняет рефлексия собственных умений.


В конце занятия группа возвращается к своим ожиданиям. Это этап подведения итогов работы. Тренер обращается к участникам с просьбой оценить, насколько оправдались их ожидания, сформулированные в начале работы.при методически грамотном проведении тренером занятия, как правило, все участники констатируют реализацию своих ожиданий, а большинство из них указывают на появление новых вопросов, на которые они хотели бы найти ответ.

Успехи практики социально-психологического тренинга определяются расширением сферы применения. К. Рудестам определяет такие преимущества групповой формы работы:

1) групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;

2) группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм;

3) предоставляет возможность получить обратную связь и поддержку от людей со сходными проблемами (в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить истинную безоценочную обратную связь);

4) в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров (если в реальной жизни подобное экспериментирования всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают как своеобразный «психологический полигон», где можно попробовать вести себя иначе)

5) в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «проиграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя;

6) взаимодействие в группе создает напряжение, помогает увидеть психологические проблемы каждого;

7) группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания;

8) групповая форма более выгодна и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия.

Итак, стоит вспомнить и о недостатках, которые в основном связаны с теоретическим обоснованием исследовательской цели, основных эффектов и механизмов социально-психологического тренинга.

Вывод по 1 главе

В современной психологической практике существует большое количество различных видов и форм тренинга, подходов к его проведению, организации. Принципы классификации тренинговых групп так же разнообразны. В качестве критериев классификации групповой работы большинство исследователей выделяют: теоретические основы тренинга, основную методологическую ориентацию в понимании психологического воздействия на личность, цели группы, способ реализации целей, позиция тренера, степень свободы терапевтического процесса, его главный действующий фактор и т.д.