Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга(Теоретический анализ ведения социально-психологического тренинга).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ ведения социально-психологического тренинга
Тренинг как метод психосоциальной работы
Этапы социально-психологического тренинга
Глава 2. Практические аспекты ведения социально-психологического тренинга
2.1. Опыт использования тренинга как метода психосоциальной работы
Содержание:
ведение
Актуальность исследования. В настоящее время в мире наблюдается большое количество людей требующих помощи со стороны специалистов социальной работы. Сегодня 40% детей в возрасте от 14 до 18 лет уже вовлечены в систематическое употребление алкоголя [12].
68% женщин испытывают издевательство в семье, в том числе 20% - «как правило» или «Часто» (в основном это избиение со стороны мужа) [5].
Для этого на современном этапе развития общества, в то время, когда большое количество люди нуждаются в помощи, вопросы социальной защиты населения и подготовки компетентных социальных работников, смогли бы работать не только в социальных службах, но и непосредственно с людьми различных категорий, значительно возрастает. Поэтому в учебных заведениях, при подготовке социальных работников следует уделить значительное внимание не только теоретическим знанием, но и практической части их обучения, а именно умению слушать и понимать человека.
Аспект анализа современных факторов повышение эффективности процесса подготовки социальных работников и выпуска компетентных специалистов вызывает потребность постановки проблемы изучения целесообразности социально-психологических тренингов как средства формирования коммуникативных способностей, которые должны быть присутствовать в высококвалифицированных специалистов социальной работы. Актуальность проблемы определяется необходимостью психолого-педагогического обеспечения процесса внедрения социально-психологических тренингов в дидактическую практику, воплощение элементов социально-психологического тренинга для приобретения, развития и закрепление коммуникативных способностей. Это обусловлено распространенной практикой их проведения, ориентацией на получение не только теоретических знаний, но и на формирование и развитие личностных качеств. Исследованию проблемы социально-психологических тренингов как средства формирования коммуникативных способностей, согласно результатам анализа последних исследований и публикаций, в зарубежной и отечественной психолого-педагогической теории и практике последние годы уделяется значительное внимание. Следует заметить, что за последние десятилетия немало педагогов посвятили свои исследования разработке теории и практике организации проведения социально-психологических тренингов. В частности, проблемы развития коммуникативных умений на основе тренингов были в центре внимания Н.Лебедева [8], А. Панфилова [10], В. Федорчук.
Методологические основы, принципы и групповые феномены психологического тренинга исследовались И. Вачков, Ю. Емельяновым, Т. Зайцевой, К. Кэмпбелл, С. Макшанов, Г. Марасанов, В. Никандров, Л. Петровской, А. Сидоренко, К. Рудестама и др.
Целью исследования является концептуализировать роль социально-психологического тренинга в жизни каждого человека и при подготовке социальных работников в частности, оценить значение социально-психологического тренинга для приобретения и развития коммуникативных способностей социальных работников.
Объект исследования – процесс ведения социально-психологического тренинга.
Предмет исследования – социально-психологический тренинг как метод работы.
Согласно цели сформулированы следующие задачи:
Введение 3
1. Описать тренинг как метод психосоциальной работы.
2. Раскрыть этапы социально-психологического тренинга.
3. Изучить опыт использования тренинга как метода психосоциальной работы.
4. Организовать и провести эксперимент.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как контент-анализ, наблюдение.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ ведения социально-психологического тренинга
Тренинг как метод психосоциальной работы
Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого базируется на активных методах групповой работы. Социально-психологические тренинги помогают студентам адаптироваться к обучению в высшем учебном заведении, сформировать психологическую готовность к профессиональной деятельности, способность к коммуникации, конфликтам и стрессоустойчивость, предотвратить профессиональное выгорание и профессиональным деформациям в будущем. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы формирования субъектности и развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сложившиеся ранее стереотипы и решить свои личные проблемы. Итак, социально-психологического тренинг - это запланированный процесс, предназначенный пополнить навыки и знания участников и проверить их отношения, идеи, поведение с целью изменения и обновления.
Он содержит широкий круг знаний, может полностью изменить или усилить шкалу оценок и ценностей. В широком смысле социально-психологический тренинг - это:
- познание себя и окружающего мира;
- изменение своего «Я» через общение;
- общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;
- эффективная форма работы для усвоения знаний;
- инструмент для формирования умений и навыков.
В «Психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [7].
И .В. Вачков [2] определяет специфические черты социально-психологического тренинга.
1. Соблюдение принципов групповой работы.
2. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в их саморазвития.
3. Наличие более или менее постоянной группы (7-15 человек).
4. Конечно пространственная организация (Изолированное помещение, участники сидят в кругу).
5. Акцент на взаимоотношениях между участниками вопросы психологии группы, которые анализируются в ситуации «здесь и теперь ».
6. Применение активных методов групповой работы.
7. Объективизация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе.
8. Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, сформированный климат безопасности.
Благодаря созданию в группе атмосферы безопасности, терпимости, где не критикуют и не осуждают, люди находят возможность позитивного взаимодействия с другими.
Эти специфические черты так или иначе основными в организации любого тренингового занятия, именно реализация этих черт является спецификой тренинговой работы как формы организации деятельности.
Теоретико-методологический подход в обучении умениям и навыкам в рамках тренингового курса базируется на идеях бразильского педагога Паоло Фрейре:
1) приобретенные в процессе тренинга навыки должны быть актуальными, то есть соответствовать запросам и потребностям человека;
2) путь познания должен быть эмпирическим, когда знанию предшествует опыт;
3) процесс обучения должен вмещать исследования, эксперимент и рефлексию;
4) обучение должно быть активным и интерактивным;
5) образование должно формировать побудительные мотивы.
При проведении социально-психологического тренинга на стадии фактов происходит осознание неадекватности ситуативных импульсивных реакций. Это осознание эмоционально переживается участником тренинга, поскольку значимость реальной ситуации проживается им в игровой имитационной форме, когда собственные чувства и чувство партнеров становятся понятными через то, что появляется возможность посмотреть на себя со стороны глазами других участников, получить удовольствие от собственных активных действий и коммуникации с партнерами.
В реальном процессе психического переживания человек включен в ту или иную эмоцию и не отделяет себя от нее, чаще актуально даже не осознает своего состояния.
Социально-психологический тренинг вне реальной ситуацией позволяет личности увидеть возможность волевого перехода с одного состояния (отрицательного) в другой (Положительный) и натренировать эту способность, которая потом может быть применена к нынешним состояниям и стать чертой личности. Эта технология может применяться как в простом варианте (многократные переходы от произвольного негативного состояния к позитивному и наоборот), так и в усложненном (когда ранее оговоренные конкретные негативные и позитивные психические состояния).
История становления групповых форм психологической работы и становление групповых форм психологической работы в первой четверти ХХ века имело ряд предпосылок.
В медицине (в частности, в психиатрии и психотерапии), под влиянием психологии и социологии, все большее распространение получала позиция, согласно с которой психические нарушения возникают в результате нарушения взаимодействия личности с социальной средой, в частности, малыми группами, в которые она включена. Соответственно, группа может быть не только источником формирования неадекватных мотивов поведения человека, но может быть использована и для изменения этих неадекватных мотивов.
Развитие групповых форм психологической работы связано также с становлением социальной психологии как самостоятельного направления психологической науки. В 1908 году социальная психология выделяется в самостоятельную отрасль в рамках которой подробно изучаются вопросы создания групп, их структуры, законы функционирования малых групп, процессы межличностного взаимодействия в группах.
Родоначальником непосредственно тренингового движения принято считать Курта Левина,занимался изучением малой группы, ее динамики, межличностных отношений,межличностных конфликтов, стилей руководства, психологической атмосферы ит.д. Он и основал в 1946 году первые тренинговые группы (Т-группы).
Появились первые тренинги по развитию социальных и жизненных навыков. На этих занятиях люди решали свои проблемы, училиськритичности мышления, способам управления эмоциями и т. д.
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и вотечественной практике. Методология и методика тренинга представлена вработах И.В. Вачкова, Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А. Ковалева, Л.А. Петровской, А.В. Сидоренко, Т. С. Яценко и др.
Преимущества и недостатки группового метода психологической работы.
Как любой метод практической психологии социально-психологический тренинг имеет свои преимущества и недостатки.
Многие авторы вводят понятие социально-психологического тренинга каксовокупность методов. Определяя границы понятия СПТ, И. Вачков пишет:«Современное понимание тренинга включает в себя традиционные методы групповойпсихотерапии и психокоррекции, что заставляет искать его истоки вразличных направлениях клинической психотерапии в группах »[2].
Формы СПТ:
Социально-психологический тренинг, будучи формой практической работы,всегда отражает своему содержанию определенную парадигму того направления, взглядовкоторого придерживается психолог, который проводит занятия. При всем разнообразии подходов в настоящее время выделяют ряд основныхконцептуальных направлений в психологическом тренинге: психодинамическое,поведенческий, гуманистический, когнитивный. Каждое из этих направленийхарактеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и логичносвязанной с этим собственной системой психологического вмешательства. Несмотряна различия в теоретической платформе, общим для всех направлений являетсяпредставление о том, что тренинг обращен к человеческой индивидуальности инаправленный на изменение тех или иных личностных характеристик и поведения сцелью самосовершенствования и развития личности.
Однако, все множество формы СПТ можно разделить на три больших класса.
1. Тренинги, ориентированные на развитие специальных умений и навыков всфере общения (умение вести дискуссию, умение разрешать конфликты,навыки самопрезентации и др.).
2. Тренинги, направленные на углубление опыта анализа ситуацииобщения. Имеется в виду повышение адекватности анализа себя,партнера по общению, групповой ситуации в целом.
3. Тренинги, направленные на изменение личностных мотивов поведенияучастников.
Разнообразие подходов к пониманию тренинга обусловливает иразнообразие целей социально-психологического тренинга, отражающиемногосторонность происходящих в тренинговой группе. Вместе стем, анализ научно-методической литературы позволяет выделить общие цели изадачи, которые объединяют разные по направленности и содержанию группы СПТ.
В научно-методической литературе по групповому социальнопсихологическому тренингу описано большое количество факторов, определяющихуспешность обучения и эффективность работы тренинговой группы. Различные авторыприводят различные классификации факторов, среди которых упоминаются такие как:альтруизм, групповая сплоченность, идентификация, вселение надежды, поддержка,наблюдение за переживаниями других, самораскрытия, психологическийобратная связь и т.д. К наиболее важным факторам большинство авторовотносят: поддержку, самораскрытия и психологическую обратную связь.