Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга(Теоретический анализ ведения социально-психологического тренинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проверки эффективности разработанного социально-психологическоготренинга в работе использовался сопоставимый анализ результатов тестированияучастников тренинга по методике КОС до и после формирующегоэксперимента. Результаты диагностики отражено в таблице 1 (приложения).

Как видно из таблицы 1 в исследуемых наблюдается тенденция кросту показателей коммуникативных способностей, что свидетельствует оэффективность, а следовательно, целесообразность внедрения разработанного тренинга дляформирование коммуникативных компетентности государственных служащих.

Выводы по 2 главе

Результаты теоретического и эмпирического исследования дают сделать следующие выводы: тренинг позволяет моделировать систему социальных взаимоотношений и взаимосвязей. Тренинговая форма работы облегчает процессы самораскрытия, познания и исследования себя идругих. Также эта форма работы позволяет участникам получить разнообразные реакции других участников на свое поведение, позволяет более широкоувидеть свою профессиональную жизнь и жизнь других, особенно проблемы итрудности профессиональной коммуникации. Широкое внедрение таких тренинговили отдельных методов обучения в систему профессионально подготовки специалистовгосударственного управления даст возможность сформировать необходимые длядальнейшей профессиональной деятельности особенности и обеспечитьконкурентоспособность этих специалистов на рынке труда.

Заключение

В ходе исследования мы проанализировали работы отечественных и зарубежных ученных.

Установлено, что социально-психологический тренинг - это целостная психолого-педагогическая система, которая способна помогать человеку в глубинном познании им как другого человека, так и самого себя, своих умений общаться и влиять на других.

Социально-психологический тренинг определяется и как средство перепрограммирования модели управления поведением и деятельностью, что уже существует у человека.

Социально-психологический тренинг прежде всего развивает умение поддерживать общения, психологически стимулировать активность партнера; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению.


Мы увидели, что на современном этапе развития психологической науки и практики для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется ряд различных терминов: групповая психотерапия, групповая психокоррекция, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, психологические экспериментальные группы и т. д .. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Подобное положение со сроками связано как с относительной новизной этой области практической психологии так и с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучение - с другой. Действительно, рассматривая СПТ как метод развития и совершенствование личности, мы сталкиваемся с различными методами групповой психологической работы, граничащих с обучением, терапией и коррекцией.Формирование нового поведения в интерпсихическом плане не означает однозначного видоизменения поведения и реакций. Для того чтоб произошли устойчивые изменения в поведении и реакциях участников, прошедших тренинг, необходимо не просто овладеть, но и присвоить новые формы поведения. Между знанием о том, как осуществлять то или иное действие, и включением этого действия в свой постоянный поведенческий арсенал зияет пропасть.

Получение новых знаний становится первым этапом на пути трансформации человеком своего поведения в сторону его большей адекватности и эффективности.

Однако само по себе осознание необходимости изменения и выработка новых смысловых установок не является достаточным условием для реального изменения поведения. Такое осознание может быть только первым этапом настоящей трансформации. Настоящая трансформация становится очевидной тогда, когда изменены элементы поведения, усвоены личностью и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.

Обобщение результатов исследования доказывает, что социально-психологический тренинг дает возможность создать такие условия обучения, при которыхпрактически каждый ученик становится вовлеченным в процесс активного познания, имеет возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что он знает, думает и чувствует. Кроме того, совместная деятельность в процессе познания обеспечивает обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Итак, цель исследования достигнута.

Список литературы


  1. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности / М.И. Бобнева // Социальная психология личности. – М.: Наука, 1979. С. 35-62.
  2. Вачков И.В. Основы технологии групового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. 224 с.
  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
  4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985.166 с.
  5. Ильин В. А. Психосоциальная теория как полидисциплинированный подход к анализу социальных процессов в современном обществе : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.05 / Валерий Александрович Ильин. – Москва, 2009. 388 с.
  6. Карварский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1999. 752 с.
  7. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / И.С. Кон / Новое педагогическое мышление / [под ред. А.В.Петровского]. – М.: Педагогика, 1989. С.191-205.
  8. Лебедева H. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. — М., 2004, с. 113-114.
  9. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.,2001, с. 45-46.
  10. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336с.
  11. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально психологического тренинга. – М: Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
  12. Петровский А. В. Социальная психология коллектива / А. Петровский, В.Шпалинский. – Каунас :Швиеса, 1983. 184 с.
  13. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПБ., 1999. 256 с.
  14. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасар-ского. - СПб., 1998, с. 645.
  15. Семенова В.В. Качественные методы в социологии// В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. C.396, 407
  16. Семиченко В. А. Психология социальных отношений [Текст] : модульный курс для преподавателей и студентов / В. А. Семиченко. – К. : Магистр-S, 1999. 167 с.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д.: Издательство «Фенкикс», 1997г. 736с.
  18. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1985. – № 6. С.26- 37.
  19. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С.402-408
  20. Ясвин В. А. Методические основы тренинга для педагогов // Обра­зовательная среда. От моделирования к проектированию. — М., 2001. 201 с.

Приложения

Таблица 1

Различия в показателях коммуникативных способностей государственных служащих до и после формирующего эксперимента


Показатели коммуникативных способностей

К формированию

12,65

После формирования

12,90