Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга(Теоретический анализ ведения социально-психологического тренинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Практические аспекты ведения социально-психологического тренинга

2.1. Опыт использования тренинга как метода психосоциальной работы

Известно, что впервые ввел понятие «социально-психологический тренинг» немецкий психолог М. Форверг. Однако наш отечественный социальный психолог Л. Петровская впервые создала программу перцептивно-психологического тренинга и написала по этому вопросу фундаментальную работу. Необходимо назвать и А. Сидоренко, как ведущего руководителя тренингов и А. Ситникова, который выдвигал мысль о том, что тренинги - это обучающие игры, которые проходят в условиях моделирования различных игровых ситуаций. Назовем наших современников, которые продолжают изучать, совершенствовать и воплощать на практике психологический тренинг, как необходимое условие для развития личности: М. Паскаль, А. Решетникова, И. Вачков, А. Шадура, С. Коробко, А. Ридкоус.

В психологическом словаре В. Шапара указано: тренинг - это специальный тренировочный режим, тренировки [5, с. 548].

Тренер-психолог М. Паскаль высказывает мнение о том, что тренинг - это не только метод обучения, но и метод развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности [3, с. 3].

Во время тренинга, отмечает М. Паскаль, решаются задачи различных сфер личности:

1) мотивационные (повышение активности, актуализация потребностей, саморазвитие)

2) когнитивные (повышение самооценки, коррекция представлений о себе);

3) эмоциональные (коррекция текущего состояния и формирования умений саморегуляции)

4) поведенческие (формирование эффективных умений и навыков) [3].

Психологический тренинг является важным условием для создания комфортной психологической атмосферы в коллективе. Поддерживаем мнение психолога С. Коробко о том, что тренинг способствует формированию у детей самосознания, способности к самооценке и чувство собственного достоинства, как позволяет им взглянуть на себя со стороны, глазами других [2; 5].


В настоящее время в отечественной практике социально-психологический тренинг имеет очень широкое применение. В 1982 году вышла первая фундаментальная научная работа Л.А. Петровской, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга [9]. Сейчас тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в учебе.

Следует отметить, что само понятие «тренинг» в литературе трактуется по-разному. Это зависит от сферы их использования.

Специалист по активным методам обучения Ю. Емельянов говорит о том, что термин «Тренинг» должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладение любым сложным видом деятельности, и в частности общением [5].

При разработке и проведении тренинга мы традиционно придерживаемся следующих этапов.

Трансформация поведения возможна только во внешнем плане сследующей интериоризацией ее измененных форм. Эта возможность проявляетсятолько с использованием проигрывания проблемных ситуаций во внешнем плане. Ведущий и участники тренинга манипулируют общей поведением,вместе ищут варианты оптимального взаимодействия, поведения и реакций идоводят их до совершенства.

Субъективно изменение смысловых установок ощущается как расширениекругозора или осознание чего-то нового. Изменение установок становится первымтолчком к овладению новыми вариантами поведения. При этом "Я"выступает как содержание, осознается и осваивается, то есть объектомсобственного развивающего воздействия человека. Овладения любыми новымизнаниями предполагает определенные усилия по организации познавательнойдеятельности таким образом, чтобы в ней стало возможным как использование ужеприобретенных знаний, так и появление новых - "зона ближайшего развития".

Таким образом, участие в тренинге личностного роста позволяетупорядочивать и расширять отношения к миру, к себе и себе подобных- Создавать новую зону ближайшего развития.

Заключительный этап - модификация поведения участников группыдля максимального приближения к идеалу и закрепления его ввнутреннем плане.

Психолог-тренер в процессе тренинга выделяет успешные техники поведения в интрапсихическом плане, переводит их в план интерпсихическойи помогает участникам изменять их интрапсихический план, формируетновое поведение.

При выполнении всех пунктов этой схемы участники тренинга не толькоовладевают, но и придают себе процедуры совершенной поведения.


Результаты практических исследований показывают, что психологическийтренинг (в частности, тренинг личностного роста) меняет мировоззрениеучастников в пункте восприятия общения: человек начинаетосознавать возможность произвольного овладения собственным поведениеми реакциями с использованием приобретенного другими людьми опыта в качествеопосредованных орудий.

Тренинг личностного роста стимулирует аналитическую активность,вооружает участников инструментами и приемами анализа и нагляднодемонстрирует преимущество таких подходов. Итак, психологический тренинг как структурированное опосредующее действие закладывает механизм целенаправленногосамосовершенствования. В своих отзывах участники называют это "стимулом,толчком к самосовершенствованию ".

Процесс тренинга личностного роста в рамках любой теоретическойпарадигмы имеет три ключевых этапа:

1) выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;

2) построениемоделей идеального поведения во внешнем плане; 3) модификацияповедения участников тренинговой группы в сторону максимального приближения кэталона и закрепление его во внутреннем плане.

Последний этап можноразделить на два подэтапа:

1) модификация;

2) закрепление. Некоторые из тренеровне учитывает последнего подэтапа или не предоставляет ему должного внимания, чтонегативно сказывается на результатах тренинга.

Итак, вбизнес-тренингах цели и задачи заключаются в основном в чертеразвития определенных их содержанием умений и навыков, определяет возникновениеизменений у участников непосредственно в процессе тренинга. После окончаниятренинга участники или хранят эти изменения, или теряют их, возвращаясьдо привычных стереотипов.

Организация и проведение эксперимента

Выборка исследования была сформирована из участников учебного проекта «Школа молодого госслужащего», обучающихся по этой программой в Волынском областном центре переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местногосамоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций. Численностьвыборки составила 25 человек. По половому признаку сбалансирования выборки непроводилось.

Экспериментальная программа содержит следующие этапы: диагностический(Определение общего уровня коммуникативных и организаторскихсклонностей по методике КОС) вступление (знакомство) принятие правилработы в группе; проведения тренинга (использование психотехнического упражнений,задач направленных на повышение коммуникативной компетентности)заключительный этап - рефлексия.


Этап знакомства начинается с того, что ведущий называет свое имя, атакже озвучивает ожидания и опасения относительно работы в тренинге. Этотэтап реализует также диагностическую цель, поскольку другие участники по той жесхеме представляются сами. Формирования и изложения своих опасений инадежд относительно развертывания этого тренинга дает для тренера интересную ипознавательную информацию. Поэтому, когда тренер почувствует и увидитзаинтересованность каждого участника, эмоциональную идентификацию с группой,активизации работы над личностными проблемами, это является индикаторомготовности всей группы работать.

Далее происходит принятие принципов и правил работы в группе. Онивыбираются методом мозгового штурма могут быть изображены ипродемонстрированы участникам с помощью технических средств. Существуютсовместные групповые правила и нормы, регламентирующие работу фактически любойлибо социально-психологического тренинга. Все они начинают действовать с самогоначала функционирования группы.

В начале деятельности тренинга участникам сообщают основную цельи ожидаемый результат обучения. Далее устанавливаются и предлагаютсяосновные принципы деятельности и работы в группе: принцип конфиденциальности,принцип активности, принцип искренности, принцип «Я-высказываний» и другие.

После принятия участниками правил работы в тренинговой группепроисходит основная психологическая работа: диагностическая и коррекционная.

Главной задачей диагностического этапа в нашем тренинге стоит определение общего уровня развития коммуникативных и организаторскихспособностей. Эту информацию мы получили из анализа результатов методики навыявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) и признакомстве с каждым участником в начале тренинга.

Следующим этапом работы тренинговой группы является коррекционный этап, которыйтесно связан с диагностическим. В течение этого периода целостноосмысливаются поставленные проблемы и ситуации, участники эмоционально, свободновыражают свои чувства, переживания. Когда участники группы отметят, чтоони получили новый положительный опыт для повседневного взаимодействия слюдьми, новые переживания личного прошлого, можно считать, чтокоррекционная фаза прошла успешно.

Тренинговая работа началась с мини-лекции, в которой были рассмотреныструктуру, уровни и личностные факторы коммуникативнойкомпетентности, ее роль в профессиональной жизни личности. Послеизложения теоретического материала, ведущий отметил, чтоважным аспектом успешной коммуникативной взаимодействия является умение слышатьпартнера и давать ему понять, что его слышат. Тренер, ссылаясьна роздан материал на первом этапеупражнения, обсуждает с участниками существующие техники рефлексивного слушания и предлагает отработать умение анализировать парах: слушатель - рассказчик. Роли слушателя и рассказчика меняются по команде тренера. Перед слушателями стоит задача: создать у партнера желание общаться в течение определенного времени, используя различные техники слушания, особенно такие, которые способствовали бы дальнейшей беседе, развертыванию вашего общения. По завершению упражнения, участники поделились с группой впечатлениями от выполненного упражнения, дали ответ на поставленные тренером вопросы.


Выполнение этого упражнения логично продолжила следующее упражнение «Правила и типичные ошибки телефонных разговоров». Выполнение этого упражнения позволило ознакомиться с психологическими особенностями делового общения в форме телефонных разговоров. Для этого группа была разделена на две подгруппы, каждая из которых получила соответствующее задание: I группа обсуждает и представляет правила и типичные ошибки «входного» телефонного звонка; II группа участников тренинга обсуждает и представляет правила и типичные ошибки «выходного» телефонного звонка. Обсуждение течение упражнения было направлено на то, чтобы проанализировать типичные ошибки телефонных разговоров и закрепить правила «Входящих» и «исходящих» телефонных звонков. Участники отметили, что основное требование успешного телефонного разговора - это тактичность и вежливость.

Обязательно нужно поздороваться, представиться, говорить без пренебрежения в голосе и раздражение. Компетентность, которая проявляется в четкой постановке целей, четком формулировании проблемы (задачи), является важным моментом как «исходящих», так и «выходных» звонках». Стремление оперативнои плодотворно решать поставленные вопросы также является одной из основных требованийуспешного телефонного общения. Отметили участники тренинга и напродолжительности разговора, который должен быть в пределах 3-5 минут с учетом рациональнойструктуры телефонного разговора по времени. Что касается ошибок, тотипичными ошибками, по мнению участников тренинга, является неподготовленность кразговору (человек не предрешает цель своего звонка, нечетко формулируетдля себя и собеседника задачи, которые надо решить), отсутствиеобращения к собеседнику, равнодушие и невнимательность.

После этого предлагаются упражнения на работу с различными формами деловогообщения: ролевая игра «Деловая беседа», упражнение «План совещания», упражнение«Эффективные переговоры», анализ публичного выступления и тому подобное. Этиупражненияповышают самосознание и компетентность в общении членов группы,провоцируют на ответственность перед своими действиями, способствуют самоанализу.

На завершающем, итоговом этапе тренинга участникампредложено по кругу выразить свои впечатления и пожелания.

После завершающего этапа тренинга была осуществлена повторнаядиагностика коммуникативных и организаторских способностей с цельюсопоставления показателей до и после внедрения тренинговой программы.