Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций ( ЗАО «РОСТА» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Показатели рентабельности более полно, нежели чем величина прибыли отражают результативность хозяйственной деятельности предприятия, показатели являются «дорожными знаками» и используются, как инструменты ценовой деятельности, инвестиционной деятельности, планирования, являются критерием для принятий решений.

Целью данной работы является анализ формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций;

- дать экономическую характеристику предприятию;

- проанализировать динамику показателей рентабельности и провести факторный анализ рентабельности собственного капитала;

- проанализировать рентабельность продаж и затрат, показав их взаимосвязь.

Объектом исследования в представленной работе выступает ЗАО «РОСТА».

Предметом исследования является процесс формирования и использования финансовых ресурсов ЗАО «РОСТА».


Глава 1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций

1.1. Понятие финансовых результатов и информационной базы их анализа

Наряду с «Бухгалтерским балансом» – одной из важных форм финансовой отчетности предприятий, которой должны интересоваться все деловые партнеры по бизнесу (предприниматели, инвесторы, поставщики и покупатели), является «Отчет о финансовых результатах».

В бухгалтерском балансе представлены данные об имущественном положении предприятия на определенную дату, а отчет о финансовых результатах характеризует достигнутые финансовые результаты за отчетный период, т. е. виды доходов, расходов и прибыли.

Данные, включаемые в этот отчет, носят временную определенность, т. е. факты хозяйственной деятельности относятся к тому периоду времени, в котором они имели место, независимо от момента фактического поступления или выбытия денежных средств по ним. Такой метод начисления принято называть «методом начисления», в отличие от «кассового метода», который применяется в отчете о движении денежных средств.

Например, для определения дохода от хозяйственной операции берется не момент отгрузки продукции или поступления денежных средств, а момент перехода права собственности на поставленную продукцию. Расходы в производственных предприятиях учитываются в момент произведенных затрат, связанных с производством реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а не момент их оплаты.

В отчете о финансовых результатах представлена информация о финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятия, т. е. доходах, расходах и полученной прибыли за отчетный период.

Доходы и расходы подразделены по двум группам: по обычным видам деятельности и прочей деятельности.

К обычным видам деятельности относятся доходы и расходы, связанные с основной деятельностью:


- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг осуществленных данным предприятием за отчетный период;

- себестоимость (расходы) проданных товаров, продукции, работ, услуг;

- коммерческие расходы, осуществленные в отчетном периоде;

- управленческие расходы за отчетный период.

К прочим доходам и расходам относятся доходы и расходы от инвестиционной, финансовой и прочей деятельности. К доходам и расходам от инвестиционной деятельности относятся:

- доходы от участия в других организациях;

- проценты к получению;

- проценты к уплате.

Доходы и расходы от финансовой и прочей (внереализационной) деятельности в отчете о финансовых результатах показываются по статьям:

- прочие доходы;

- прочие расходы.

Сумма полученной прибыли за отчетный период в отчете о финансовых результатах, также показывается по видам деятельности:

- валовая прибыль, т. е. прибыль, полученная от проданных товаров, работ, услуг произведенных в отчетном периоде;

- прибыль от продаж, т. е. прибыль, полученная от основной деятельности отчетного периода;

- прибыль до налогообложения, т. е. прибыль, полученная предприятием за отчетный период в процессе всей хозяйственной деятельности, включая инвестиционную, финансовую и прочую деятельность;

- чистая прибыль отчетного периода, т. е. прибыль, которая остается предприятию после уплаты налога на прибыль и отложенных налоговых активов и обязательств.

Отчет о финансовых результатах составляется по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в которую время от времени вносятся изменения [3].

1.2. Цель и задачи анализа финансовых результатов предприятия

Читая «Отчет о финансовых результатах», вначале необходимо видеть чистую прибыль или убыток, полученную предприятием за отчетный период. Сравнив их с прошлым периодом (кварталом или годом), можно определить их динамику.

Увеличение прибыли является результатом эффективной работы предприятия и возможности ее капитализации для дальнейшего развития производства, увеличения выплат по дивидендам и отчислений предпринимателям за вложенный капитал. Наличие убытков указывает на неэффективную работу предприятия, превышение расходов над доходами.

Сравнивая чистую прибыль с прибылями от продаж и до уплаты налогов, можно сделать вывод об эффективной и неэффективной деятельности предприятия от основной, прочей операционной и финансовой деятельности. Так, если чистая прибыль превышает сумму прибыли от продаж, т. е. от основной деятельности, это указывает на превышение доходов от прочей и финансовой деятельности над расходами, что характеризует эффективную работу предприятия в целом.


Если сумма прибыли до налогообложения ниже суммы прибыли от продаж, это является результатом неэффективной прочей деятельности. Чтобы определить это, необходимо сравнить доходы с расходами от фи-нансовой деятельности (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, сравнить с процентами к уплате), доходы и расходы от прочей деятельности.

Сравнивая чистую прибыль с суммой прибыли до налогообложения, определим влияние уплаченных налогов на чистую прибыль, а также насколько высоки уплачиваемые предприятием налоги и различные сборы.

На основе формы «Отчет о финансовых результатах» можно произвести мониторинг и анализ финансовых результатов деятельности предприятия (доходов, расходов и прибыли) за отчетный период по сравнению с прошлым.

Осуществляя мониторинг финансовых результатов на основе отчета о финансовых результатах, можно определить:

- изменение доходов и расходов за отчетный период по сравнению с прошлым периодом, а также влияние их на чистую прибыль;

- факторы, способствовавшие увеличению (снижению) чистой прибыли;

- состояние и изменение показателей финансовых результатов за отчетный период;

- изменение эффективности работы предприятия за отчетный период.

На основании изучения информации, содержащейся в отчете о финансовых результатов дается следующее заключение, т. е. ставится «диагноз» о состоянии финансовых результатах:

- «финансовые результаты предприятия на высоком уровне», т.е. предприятие высоко рентабельное;

- «финансовые результаты предприятия на низком уровне», т. е. предприятие имеет прибыль, однако сумма прибыли и уровень рентабельности ниже предусмотренных по плану или других предприятий этой отрасли;

- «предприятие убыточное»;

- «прибыль и рентабельность имеет тенденцию роста»;

- «прибыль и рентабельность имеет тенденцию снижения»;

- «предприятие высоко эффективное» и т. п.

Информация, содержащаяся в отчете о финансовых результатах, дает возможность произвести анализ финансовых результатов и обобщающих показателей эффективности работы предприятия, что даст возможность определить причины и факторы, повлиявшие на состояние и изменение финансовых результатов хозяйственной деятельности, качество управления финансовыми ресурсами и разработать конкретные рекомендации для принятия управленческих решений.

К основным задачам анализа финансовых результатов относятся:

- определение выполнения плана прибыли и рентабельности за отчетный период.


- выявление тенденции изменения финансовых результатов за анализируемый период.

- определение и расчет влияния основных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности.

- анализ факторов, повлиявших на изменение суммы и уровня рентабельности.

- разработка рекомендаций для принятия управленческих решений по увеличению прибыли и рентабельности, устранению выявленных недостатков и закреплению положительных достижений.

Приступая к анализу финансовых результатов хозяйственной деятельности, необходимо иметь четкое представление о таких категориях как: факторы и причины, эффект и эффективность, доход и прибыль, прибыль и рентабельность.

1.3. Система показателей рентабельности деятельности предприятия

Однако абсолютные показатели, принимающие одинаковые значения, могут быть получены в несопоставимых экономических условиях, а следовательно, нарушено главное условие сравнения двух величин между собой. Следовательно, с помощью абсолютных показателей не всегда возможно оценить эффективность деятельности организации.

Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами [5].

Состояние является рентабельным, когда доход (денежные поступления от деятельности) компенсируют понесенные расходы на осуществления данной деятельности за определенный промежуток времени (накапливается прибыль). Обратным состоянием является – убыточность (сумма понесенных расходов превышает денежные поступления). Способность понесенных расходов окупиться (и выйти на уровень прибыльности) характеризуют показатели эффективности, что является основой дальнейшей деятельности.

Показатели рентабельности, по которым проводится анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия, группируются следующим образом [15]:

1. Расходные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных расходов в процессе хозяйственной деятельности компании. К расходным показателям относятся:

  • Рентабельность деятельности (рентабельность обычной или хозяйственной деятельности). Определяет, сколько получено прибыли от текущей деятельности в сравнении с 1 рублем понесенных расходов.
  • Рентабельность прочей деятельности – показывает, сколько получено прибыли от деятельности, не являющейся основной, с 1 рубля прочих расходов. Рассчитывается, как отношение финансового результата от прочей деятельности к прочим расходам.
  • Рентабельность продукции – данный показатель считается как отношение валовой прибыли от реализации товаров к себестоимости реализованной продукции. Показатель показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов.
  • Коэффициент покрытия производственных расходов показывает, на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает производственные расходы. Рассчитывается как отношение чистого дохода к производственной себестоимости реализованной продукции, где чистый доход – это выручка без НДС, акцизов и др.косвенных налогов и пошлин.
  • Коэффициент окупаемости – показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода. Рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу.