Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций ( ЗАО «РОСТА» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Ресурсные показатели рентабельности, показывают доходность используемых ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся [15]:

  • Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала, рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала.
  • Рентабельность предприятия, показывает величину чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль активов. Рассчитывается как чистая прибыль деленная сумму активов предприятия
  • Рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, данные коэффициенты показывают отношение чистой прибыли к использованным активам.
  • Коэффициенты покрытия активов, окупаемости активов, покрытия собственного капитала, окупаемости собственного капитала.

3. Доходные показатели рентабельности рассчитываются, как отношение прибыли от реализации продукции к выручке предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр. [15]

Эффективность хозяйствования характеризуют показатели рен­табельности, рассчитываемые как отношения показателей при­были к базам, отражающим затраты различных факторов произ­водственно-хозяйственной деятельности. В качестве синонимов используют такие понятия, как рентабельность, доходность, при­быльность, норма прибыли.

Выделяют две группы показателей рентабельности: продукции, капитала.[16]

К рентабельности продукции относят:

  • рентабельность отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг) (Ri);
  • рентабельность продаж (RPs);
  • предельная рентабельность (Rc).

Рентабельность отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг) (Ri) исчисляется отношением разницы между продажной ценой и полными затратами, либо себестоимости единицы про­дукта труда к полным затратам, себестоимости или продажной цене. Себестоимость включает в себя главным образом переменные затраты. Рассмотрим порядок расчета различных показателей рентабельности отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг):

1) по отношению к полным затратам:

(1)

где Si — продажная цена i-го вида товара (продукции, работ, ус­луг); Сi — полные затраты i-го вида товара (продукции, работ, услуг);


2) по отношению к переменным затратам:

(2)

где Cw- — переменные затраты (себестоимость) на единицу товара (продукции, работ, услуг).

3) Здесь по отношению к цене по данным полных затрат:

(3)

4) по отношению к цене по данным переменных затрат (доля маржинальной прибыли в цене продажи):

(4)

Коэффициент, рассчитываемый в формуле (4), аналогичен критерию доли маржинальной (валовой) прибыли в цене прода­жи. Этот показатель целесообразно использовать для принятия решения о расширении, свертывании, ликвидации производства отдельных видов продуктов труда.

Следует отметить, что в финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти организации нет данных для исчисления рентабельности от­дельных видов продукции, поэтому необходимо обращаться к информации аналитического учета. [15]

Рентабельность товарооборота (Rp), определяется как отношение прибыли до налогообложения (Р) либо прибыли от продажи (Ps) к выручке от прода­жи (N), а рентабельность продукции как отношение прибыли до налогообложения (Р) либо прибыли от продажи (Ps) к себестоимости продукции (С).

Порядок расчета рентабельности товарооборота по данным о прибыли до налогообложения и выручки от продажи характери­зует выражение

Rp = P / N (5)

Представляет интерес показатель рентабельности товарообо­рота, рассчитанный на основании показателей прибыли и выруч­ки от продажи:

Rps=Ps / N (6)

По заключению К.Уолша, западная компания будет чувство­вать себя достаточно уверенно и занимать выгодное положение на рынке, если рентабельность ее продукции, вычисленная на осно­вании прибыли от продажи, равна примерно 10%, а оборачивае­мость совокупных активов (фондоотдача) находится в диапазоне от 1,3 до 1,5 раз.[6]

Рентабельность продаж (RPx) определяется как отношение чи­стой прибыли х) к выручке от продажи (N):

RPx=PX / N (7)

В зарубежных источниках специальной литературы рентабель­ность продаж обозначается ROS (Return On Sales) и называется также коммерческой маржой.

Предельная рентабельность (Rc) вычисляется как отношение прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг) (Ps) к полным затратам (С):

RC = Ps / C (8)

Она характеризует регулирование цен на продукцию организа­ций-монополистов.


Анализ рентабельности продукции не выявляет каких-либо за­кономерностей в изменении данных показателей. Их величина недостаточна для того, чтобы обеспечить устойчивое функциони­рование предприятия.

К рентабельности капитала относят [10]:

  • общую (экономическую) рентабельность (R);
  • рентабельность основной (обычных видов) деятельности (Rp);
  • финансовую (чистую) рентабельность (Rx);
  • рентабельность внеоборотных активов (в том числе по ви­дам) (Rf);
  • рентабельность текущих (оборотных) активов (в том числе по видам) (Rq);
  • рентабельность собственных средств (Ric);
  • рентабельность инвестиций (долгосрочных обязательств и соб­ственных средств) (Rk1;k);
  • рентабельность финансовых вложений (Rfin);
  • рентабельность акционерного капитала (Rl).

Рентабельность капитала определяется путем отношения при­были до налогообложения или чистой прибыли к средней сто­имости соответствующих видов активов или пассивов.

Общая (экономическая) рентабельность (R) вычисляется как от­ношение прибыли до налогообложения (Р) к средней за анализи­руемый период стоимости основных и оборотных активов (F+ Q)cp)'

Согласно международной практике определяется рентабельность операционного капитала (ROC) путем отношения прибыли от продажи к средней сумме капитала, непосредственно задейство­ванного в основной деятельности организации. В состав операци­онного капитала не включаются основные средства непроизвод­ственного назначения, неустановленного оборудования, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и крат­косрочные финансовые вложения.

(9)

где Fcp — средняя стоимость внеоборотных активов; Qcpсредняя стоимость оборотных активов; Zcp — средняя стоимость матери­альных оборотных активов; Racpсредняя сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженно­сти и прочих оборотных активов; Васр — средняя стоимость акти­вов предприятия.

Средняя за период стоимость активов рассчитывается по фор­муле:

(F+Q)cp = [(F+Q)H + (F+Q)K]/2, (10)

где (F + Q)H, (F+ Q)K — средние за период стоимости основных и оборотных активов на начало и конец периода соответственно.

Общая рентабельность характеризует прибыль до налогообло­жения, получаемую предприятием с 1 р. совокупных активов (до­ходность совокупных активов). «При помощи этого коэффициента менеджеры измеряют повседневное состояние "здоровья" компа­нии и принимают меры к тому, чтобы оно было нормальным». Среднее значение общей (экономической) рентабельности, по данным мировой практики, составляет 18 — 20%. Исследова­ния, проведенные К.Уолшем, свидетельствуют о неоднород­ности значений рассматриваемого критерия. Так, доходность со­вокупных активов в США и Великобритании составляет от 13 до 15 %, в Японии — 7 %.[7]


Рентабельность основной (обычных видов) деятельности (Rp) вычисляется путем отношения прибыли от продаж Ps к средней за период стоимости внеоборотных и оборотных активов (F+ Q)cp:

(11)

Согласно международной практике определяется рентабельность операционного капитала (ROC) путем отношения прибыли от продажи к средней сумме капитала, непосредственно задейство­ванного в основной деятельности организации. В состав операци­онного капитала не включаются основные средства непроизвод­ственного назначения, неустановленного оборудования, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и крат­косрочные финансовые вложения.

Финансовая (чистая) рентабельность (Rx) определяется отно­шением чистой прибыли х) к средней за период стоимости вне­оборотных и оборотных активов (F+ Q)cp:

(12)

Среднее значение этого показателя в мировой практике со­ставляет 12%.[4]

По международным стандартам данный показатель имеет обо­значение ROA (return on assets).

Показатели рентабельности внеоборотных (Rj) и текущих ак­тивов (Rq), отдельных видов названных активов, а также рента­бельности производственных фондов (Rf + z) рассчитываются пу­тем отношения прибыли до налогообложения либо чистой к сред­ней стоимости соответствующих активов. Производственными фон­дами признаются нематериальные активы, основные средства, а также запасы и затраты.

Рентабельность собственных средств (Ric) характеризует доход­ность собственного капитала и исчисляется путем отношения чи­стой прибыли х) к средней за период сумме источников соб­ственных средств (Iсcр):

(13)

В зарубежной специальной литературе этот показатель обозна­чается ROE (Return On Equity). По мнению К.Уолша, доход­ность собственного капитала — это самый важный финансовый коэффициент, который во многом определяет стоимость компа­нии. Результаты исследований 200 крупнейших компаний разных стран свидетельствуют о достаточно большом разрыве значений показателя. У компаний США рассматриваемая доходность соста­вила 19,6 %, у компаний Японии — 10 %, для компаний Велико­британии — примерно 15 %.[7]

Задачами анализа показателей рентабельности являются оценка размера и динамики отклонений фактических (анализируемых) значений от базисных, выявление причин отклонений и измере­ние степени влияния различных факторов на отклонения (фактор­ный анализ), предвидение значений показателей рентабельности.


Основными источниками информации для анализа рентабельности являются Отчет о финансовых результатах и Бухгалтерский баланс, а также приложения к ним Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств. Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета.[8]

Если в качестве источников информации принимается только финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, то базой для сравнения могут быть показатели состояния активов и финансо­вых результатов на конец предыдущего периода. Для сравнения показателей фактической эффективности деятельности предпри­ятия с предусмотренной по плану или сопоставления результатов деятельности различных организаций необходимо в качестве ис­точника информации использовать финансовый план либо пуб­ликуемую отчетность других организаций.

В ситуации, характеризуемой высоким уровнем инфляции, зна­чения большинства показателей рентабельности оказываются завышенными и не отражают реальную доходность деятельности организаций. Одним из возможных путей преодоления указанного несоответствия является оценка рентабельности на базе только тех коэффициентов, у которых инфляционный фактор оказывает влияние как на числитель, так и на знаменатель. К таковым мож­но с известной степенью точности отнести показатели рентабель­ности продукции.

Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «РОСТА»

2.1. Общая характеристика организации

ЗАО «РОСТА» – это юридическое лицо, которое является закрытым акционерным обществом, образовано 2 декабря 2002г. и действует на основании Устава, Федерального закона «Об акционерных обществах» и ГК РФ гл.4 Статьи 96 –104.

Общество ведет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, общество может заниматься только при получении лицензии.

Общество является юридическим лицом и коммерческой организацией по законодательству Российской Федерации.

Фармацевтическая группа «РОСТА» была образована 2 декабря 2002 года в результате слияния трех сильных «игроков» фармацевтического рынка России: