Файл: Изучение основных вопросов, связанных с мировыми экономическими кризисами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опираясь на основу представленной выше антикризисной стратегии предприятия можно приступать к определению методики разработки региональной антикризисной стратегии. На мой взгляд, методика разработки региональной антикризисной стратегии должна иметь модульную структуру, рис. 2.

Рис. 2. Этапы разработки региональной антикризисной стратегии

Конкретизируя предложенные этапы необходимо отметить, что предложенный вариант разработки региональной антикризисной стратегии представляется методически «гибким». Возможно как сокращение, так и расширение предложенных этапов разработки, в зависимости от конкретных требований к проводимой работе по созданию антикризисной стратегии. Первый этап - обоснование необходимости разработки антикризисной стратегии - в первую очередь, является стимулирующим фактором начала разработки стратегии. В настоящее время необходимость наличия антикризисной стратегии диктуется федеральным уровнем власти. И связано это с существованием нормативных документов, касающихся стратегического планирования развития государства в целом. Переходя в этом вопросе на региональный уровень, можно сказать, что в настоящее время уже в полном объеме региональными властями осознана необходимость планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Данный уровень планирования необходим, так как устанавливает цели, в соответствии с которыми координируется вся текущая работа по развитию региона. Этот уровень позволяет осуществлять комплексное решение проблем региона и избегать "белых пятен" в решении не остро стоящих проблем.

Анализ внешней среды региона. Сводится к мониторингу процессов, происходящих в стране и за рубежом, которые могут оказывать влияние на обстановку в регионе, либо явились одной из причин кризиса. Выделяем следующие направления исследования:

- Экономические процессы в стране. Возникновение финансовых кризисов или их опасность; изменения в приоритетах экономического развития и т.д.

- Политические тенденции. Направления развития политических процессов в стране; риск возникновения кризисов и анализ их последствий.

- Правовые факторы. Изменения в законодательной базе, тенденции нормотворчества и их влияние на жизнь региона и т.п.

- Социо-культурная среда. Социальная обстановка, риски, миграции, демографические процессы; культурные факторы развития страны и т.п.


- Развитие технологий. Инновационные тенденции, развитие науки и техники.

- Экологическая обстановка. Экологические катастрофы, проблемы окружающих регионов, политика и нормы в сфере экологии.

- Тенденции мировых процессов. Здесь понимается в первую очередь экономический процесс: изменение конъюнктуры мировых рынков, тенденции в нормах качества, экспортные правила и т.п. Также важны политические и другие тенденции, могущие оказать влияние на жизнь и развитие региона. Отдельно в данном блоке необходимо выделить такую задачу как необходимость определения текущего места данного региона среди других регионов страны по совокупности показателей развития.

Следующий этап - анализ внутреннего состояния региона - особенно важен. Именно от объективности оценки процессов на данном этапе зависит правильность разработки региональной антикризисной стратегии, постановки ее целей и их достижение. Для получения объективной оценки состояния региона необходимо проводить исследования не только "внутренними силами", но и привлекать специалистов извне. На данном этапе будет очень полезна помощь федерального уровня власти, как методическая, так и практическая. И, конечно же, не лишними будут различные заимствования опыта других стран в проведении аналогичных исследований и вынесении оценок.

Анализ внутреннего состояния региона будет состоять из целого ряда направлений исследования:

Экономическое развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.

Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Текущее региональное финансовое планирование.

1. Уровень социальной защиты.

2. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы, используемые в регионе. Слабые места обеспечения бюджета.

3. Региональная законодательная и нормативная базы. Ее состояние и соответствие требованиям.

4. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона.

5. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение

6. Информационно-рекламное и организационное сопровождение жизнидеятельности региона.

7. Механизмы и инструментарий реализаций действующих региональных программ социально-экономического развития регионов, и их соответствие требованиям сегодняшнего дня.

Необходимость качественной оценки по вышеуказанным направлениям всех процессов, происходящих в регионе, связана еще и с тем, что данные направления отражают основы деятельности региона и могут в точности соответствовать стратегическим направлениям выхода из системного кризиса в исследуемом нами регионе. После получения данные анализа состояния региона переходим на этап пересмотра (определения) целей развития региона. В основу разработки антикризисных стратегий на уровне регионов и муниципальных образований должны быть положены задачи по обеспечению их комплексного социально-экономического развития. Это – достижение местным населением необходимого уровня жизни, сохранение или создание благоприятной природной и жизненной среды, достижение в целом устойчивого развития территории (региона или муниципального образования). Изложенные цели в полной мере соответствуют стратегии социально-экономического развития страны.


Следом за выявлением целей развития региона наступает ответственный этап определения стратегических направлений выхода из кризиса, определения направлений развития территории на долгосрочный период. Здесь при системном кризисе цели соответствуют направлениям анализа внутреннего состояния региона. Естественно, с учетом корректировок, вносимых в соответствии с результатами и выводами анализа. Антикризисную стратегию региона можно условно поделить на четыре глобальных направления воздействия разработанной стратегии (рис. 3).

Рис.3. Стратегические направления выхода из кризиса

Конкретизируя стратегические направления, выделяем по каждому из них:

1. Экономика региона. Здесь приоритетно обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона и рационального природопользования; структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями мировой экономики; оптимизация использования средств регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия стратегии; формирование экономической основы местного самоуправления.

2. Законодательная база деятельности. Законодательное обеспечение стратегии развития региона на основе системы законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. А также долговременный, стратегический характер этого обеспечения.

3. Социальная защита населения. Повышение уровня социальной защищенности населения региона; контроль и улучшение социально-демографической ситуации в регионе. Проведение социальных программ и установление приоритетов.

4. Система управления региона. Создание эффективной организационной инфраструктуры стратегии, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы; «отладка» системы управления социально-экономическим развитием региона, инфраструктурное его обеспечение; информационно-рекламное и организационное сопровождение жизни региона. По завершении этого этапа переходят к определению механизмов реализации антикризисной стратегии, что по сути своей ближе к тактическому планированию. На данном этапе моделируются, разрабатываются и принимаются к исполнению конкретные антикризисные программы различных направлений. Естественно, их внедрение и осуществление производится в рамках разработанной антикризисной стратегии.


Заключение

Вопросы экономического кризиса, глобального финансового кризиса затрагивают экономики всех стран - кого-то больше, кого-то меньше. В нынешних условиях, страны, чьи экономики тесно взаимосвязаны, должны действовать скоординировано - только в этом случае возможно дать адекватный ответ на возникающие трудности.

Страны СНГ страдают от кризиса больше, чем другие. Замешанная на экспорте нефти, газа либо металлов экономика постсоветских республик теряет валютную выручку. В мире падает спрос на сырьевые товары. И национальная валюта во многом является индикатором состояний экономики этих стран СНГ.

Сейчас перед экономистами стоит задача вывода экономики из кризиса. Задача очень серьёзная и необходимо скорое решение проблемы. Перевод предприятий из убыточных в рентабельные и их стабилизация, что в итоге должно привести российскую экономику к выздоровлению.

Выход из кризиса во многом зависит от единой стратегии борьбы с ним. Однако единой стратегии у стран пока нет.

В Великобритании, США, Германии, Японии основным инструментом стали госгарантии под выделяемые государством финансовые средства контрагентам.

В России основной ход - капитализация или, иначе говоря, прямое финансирование банков.

При решении проблем современного кризиса стабилизация финансовых рынков и экономики является приоритетом. Для восстановления доверия необходимо продолжать поставлять ликвидность.

Еще одним методом борьбы с кризисом является борьба с протекционизмом и скоординированным мерам по преодолению мирового финансового и экономического кризиса.

Так же, необходимо расширение участия развивающихся стран в Международном валютном фонде и Мировом банке, что увеличит их представительство, и, следовательно, финансовую ответственность. Многие страны уже выразили желание увеличить свою долю в этих организациях.

В России началось создание единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. Это так же является необходимой мерой. Россия должна сотрудничать со странами СНГ в преодолении кризиса, в том числе создавая новые институты и механизмы развития.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009)"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"(принят ГД ФС РФ 18.09.1998) // ПБД «Консультант плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
  2. Приказ от 23 января 2001 г. № 16 об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» // ПБД «Консультант плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
  3. Российский статистический ежегодник 2010 г. // [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru
  4. Антикризисный менеджмент / Под. ред. А.Г. Грязновой. М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 2004. – с. 368
  5. Аристова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. М.: Паблишер, 2002. – с.87
  6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2006. - с.384
  7. Бригхэм Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. / Ред. кол.: А.М. Емельянов, В.В. Воронков, В.И. Кушлин— М.: РАГС, 1998. — 823 с.
  8. Броило Е.В. Построение эффективных параметров реорганизации кризисного предприятия / Е.В. Броило // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №2. – с. 96-103
  9. Вебер Ю., Шеффер У. На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 5. —С. 88—96.
  10. Вишневская О.В. Механизмы антикризисного управления предприятием / О.В. Вишневская // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - №3. – с. 105-113
  11. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 320 с.
  12. Герасименко Н. Антикризисное управление: информационно-аналитические системы поддержки принятия решений / Н. Герасименко // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №3. – с. 68-78
  13. Глумаков В.Н. Организационное проведение: Учебное пособие – М.: Финстатинформ, 2008. – 411 с.
  14. Глухих Л.В. Управление в условиях кризиса: актуальные инструменты и методы кризис-менеджмента в промышленных предприятий / Л.В. Глухих, С.А. Хохлова // Экономические науки. – 2009. №9. – с. 130-133
  15. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устой­чивостью предприятия: Учеб. пособие. / А.В. Грачев. - М.: Финпресс, 2002. - 208 с.
  16. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия. / О.В. Грищенко. - М.: ЮНИТИ, 2005.-426с.
  17. Герасименко Н. Антикризисное управление: информационно-аналитические системы поддержки принятия решений / Н. Герасименко // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №3. – с. 68-78
  18. Глухих Л.В. Управление в условиях кризиса: актуальные инструменты и методы кризис-менеджмента в промышленных предприятий / Л.В. Глухих, С.А. Хохлова // Экономические науки. – 2009. №9. – с. 130-133
  19. Демиденко С.И. Выбор критериев оценки финансового состояния сельхозпредприятий при антикризисном управлении / С.И. Демиденко, А.Г. Губанов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. №10, - с. 44-47
  20. Демиденко С.И. Особенности антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями / С.И. Демиденко, А.Г. Губанов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. №9, - с. 42-44
  21. Ильин К.В. Финансовые аспекты антикризисного управления компаниями / К.В. Ильин // Финансовый менеджмент. – 2007. - №3. – с. 34-43
  22. Замков О.О. и др. Математические методы в экономике: Учебник /О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемных. — М.: ДИС, 1997. — 368 с.
  23. Захаров В.Я. Антикризисный менеджмент: стратегия развития промышленных предприятий в России / В.Я. Захаров // Инновации. – 2008. -№5. – с. 80-81
  24. Зверева А.С. Реализация механизма искусственного банкротства предприятий на практике / А.С. Зверева // Финансы и кредит. – 2007. - №20. – с. 57-61
  25. Ильин К.В. Финансовые аспекты антикризисного управления компаниями / К.В. Ильин // Финансовый менеджмент. – 2007. - №3. – с. 34-43
  26. Казанцева А.К. Общий менеджмент / А.К.Казанцева. – СПб: Дело, 2009. – 502 с.

  1. Моисеев С.Р., Международное распространение кризиса // Финансовый менеджмент. – 2008.- №3. – с. 56-62

  2. Российский статистический ежегодник 2010 г. // [Электронный ресурс]:http://www.infostat.ru

  3. Российский статистический ежегодник 2010 г. // [Электронный ресурс]:http://www.infostat.ru

  4. Российский статистический ежегодник 2010 г. // [Электронный ресурс]:http://www.infostat.ru

  5. Российский статистический ежегодник 2010 г. // [Электронный ресурс]:http://www.infostat.ru

  6. Российский статистический ежегодник 2010 г. // [Электронный ресурс]:http://www.infostat.ru

  7. Моисеев С.Р., Международное распространение кризиса // Финансовый менеджмент. – 2008.- №3. – с. 56-62

  8. Российский статистический ежегодник 2010 г. // [Электронный ресурс]:http://www.infostat.ru

  9. Моисеев С.Р., Международное распространение кризиса // Финансовый менеджмент. – 2008.- №3. – с. 56-62

  10. Ильин К.В. Финансовые аспекты антикризисного управления компаниями / К.В. Ильин // Финансовый менеджмент. – 2007. - №3. – с. 34-43