Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения(Талантливые дети, одаренные дети и вундеркинды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению” – оно не минует детского сознания [8, 214].

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка проявление необычных способностей. Поэтому, в вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах, которые вовремя должны направить в нужное русло родительское воспитание.

Трудно переоценить влияние родителей на построение Я-концепции ребенка. Самый важный дар, который родители могут развить в ребенке, — здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью. [8, 214]

Чувство юмора (как защитный механизм) может быть хорошо развито у одаренного человека, как обратная сторона медали, повышенной обидчивости. В раннем детстве защитный механизм юмора еще не сформирован, поэтому многие страхи воспринимаются преувеличенно трагически. Родители, по мнению Е. М. Дубовской, все еще слишком высоко оценивают представленность традиционных для пола качеств.

Исследования подтверждают, что в образе идеальной женщины подчеркиваются уступчивость, эмоциональность, а в образе идеального мужчины — воля, несмотря на то, что в мировом сообществе полным ходом идет полоролевая демократизация. Навязанная «классика» вредна для растущего дарования. Особенно для девочек, так как традиционно в социуме образ идеальной женщины подразумевает чрезмерную уступчивость, что в итоге может привести к излишнему конформизму и необоснованному принятию чужих точек зрения. [7, 152]

Родительская поддержка в противостоянии давлению социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, особенно для девочек. У одаренных женщин нередко формируется боязнь преуспеть. Адекватная самооценка в этом случае формируется плохо. Перефразируя Карен Хорни, главная причина страха собственных честолюбивых желаний и претензий заключается в боязни потерять любовь. [8, 210]

Ведь с раннего детства папа с мамой формировали жизненный сценарий: подчиняешься — значит, ты хорошая и любимая дочь. Выйти из подобного родительского программирования во взрослом состоянии человеку затруднительно. Видимо, здесь показано психотерапевтическое «доращивание» (Е. Т. Соколова), которое предполагает создание в отношениях с психотерапевтом подобия родительских отношений.


Еще одним фактором женской боязни преуспеть, по мнению Хорни, является неуверенность в себе. Несмотря на большие способности, многие девочки показывают неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний в профессиональной сфере. [7, 152]

Стимулирование желательных черт, как «мужских», так и «женских», в одном человеке поможет ему достичь большей полноты проявлений, сочетая независимость с чувствительностью, самоутверждение с пониманием. В современном обществе разносторонне одаренный ребенок очень нуждается в родительской поддержке, чтобы остаться открытым, гибким, самостоятельным и сохранить психическое здоровье.

Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений от средней нормы. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке значимых других, прежде всего родителей. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одаренных дочерей, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто навязывает им пассивные модели поведения. Замечено, что, когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении. [8, 210].

Воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью подготовки её к участию в общественной жизни путём эффективного взаимодействия старшего и младшего поколений. В процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации гиперопеки либо гипоопеки, две крайности нежелательного воздействия на ребёнка. Так, под гиперопекой ученые понимают чрезмерную заботу и контроль над ребёнком со стороны родителей или его воспитателей. [19, 144]

Особенностями талантливых детей являются высокая энергетика и широкая познавательная потребность. Одарённый ребёнок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. [7, 152]

Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет и что бы было, если бы внешние условия изменились. Активность родителей подавляет личность ребёнка, его самостоятельность, формирует эгоцентризм, развивает тревожность, гипертрофированное чувство ответственности, что неприемлемо для одарённых детей.


Данный метод воспитания можно охарактеризовать словами Богачёва Н. Ф: «Воспитание – это попытка испортить по своему образу и подобию» [18, 223]. Ситуация гиперопеки характерна для:

а) родителей с высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей, не реализовавших свой потенциал в нужное время;

б) семьи с поздним или единственным ребёнком;

в) неполной семьи без отца;

г) родителей с демонстративно-истериоидными чертами характера.

В данных ситуациях такие родители считают, что их дети должны не только участвовать везде и во всем, но и обязательно быть первыми. Более того у некоторых родителей возникает страх перед будущим – не исчезнет ли одарённость, сумеет ли ребёнок найти своё место в жизни. В неполной семье без отца можно наблюдать «симбиоз» матери и ребёнка, который проявляется в ограждении от повседневных трудностей, возникающих в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, что мешает социальной адаптации, так как в деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. [15, 102]

Амбиции родителей с демонстративно-истероидными чертами характерами ведут к непониманию в семье, авторитарный стиль воспитания влечёт за собой агрессивное поведение ребёнка, развивает «комплекс неполноценности» как в физическом, так и интеллектуальном развитии. В данных ситуациях нужно рекомендовать родителям: быть толерантными к успехам и достижениям ребёнка в интересных ему видах деятельности; не лишать его возможности преодоления жизненных трудностей, направить активность родителей на реализацию своего потенциала, не сравнивать детей друг с другом, установить доверительные отношения с детьми. Необходимо чаще вспоминать себя в детстве, ведь тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства – плохой воспитатель. [17, 352]

Приоритетной областью воспитания можно назвать процесс становления человека, помощь в обретении им самого себя. Одной из проблем семейного воспитания является невнимание к способностям, потенциям одарённости будущего специалиста во взрослой жизни. [15, 102]

Гипоопека представляет собой недостаток внимания со стороны взрослых. Возникает в семьях с низким уровнем эмпатии, равнодушным отношением к детям, недоразвитыми эмоционально-личностными качествами и в неблагополучных, педагогически запущенных семьях. Здесь ребёнок предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию.


Своим личным примером, поведением мы должны способствовать развитию так, чтобы подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей.

Главная цель - содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту индивида; непрерывному самораскрытию, реализации лучшего в человеке на пути личностного становления. Содействовать, а не управлять, не принуждать развиваться в «нужном направлении», сложно и непривычно, связано с владением особым стилем взаимоотношений [1, 25].

Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому также необходима родительская забота и любовь.

2.2. Проблемы поиска одаренных детей

Прежде, чем думать о том, что делать, чтобы было больше вундеркиндов и гениев, имеет смысл обратиться к остальному большинству людей, которое весьма неоднородно и, что примечательно, не всегда стремится к достижению таких целей. В отличие от гениев часто весьма способные и даже одарённые люди расходуют свой потенциал на добывание мелких благ, карьерных достижений, престижа, почестей, денег, удовольствий - того, что определяется господствующими жизненными ценностями, иначе говоря, они просто распыляются на бесчисленные проблемы и соблазны, которыми жизнь всегда достаточно богата. [15, 102]

Немало людей, если не сказать, большинство, составляющих основу так называемого общества потребления, по разным причинам не развивают свои способности, реализуя себя в сфере услуг, на производстве, транспорте и других сферах, не требующих больших дарований, где важны средняя сообразительность, внимательность и работоспособность. Далеко не всех это устраивает, но несправедливость жизнеустройства и материально-социальное неравенство людей не позволяют многим проявить свои способности и дарования вполне. [17, 352]

Не секрет, что появление вундеркиндов и гениев значительно более вероятно в среде обеспеченной интеллигенции и некоторых национальностей, например, еврейской, отличающихся более высокими осмысленностью и практичностью, целеустремлённостью и организованностью жизни. [1, 25]

Вместе с тем, если одарённость и гениальность даются человеку от природы, означающее, что он получает самое лучшее от родителей или более отдалённых предков, может показаться, что эти качества, как самородок или только что добытый алмаз, самоценны, видны многим и требуют лишь отделки, огранки, шлифовки, скажем, певческий голос, способности к рисованию или другим видам деятельности. Соглашаясь со сказанным выше, заметим, что это не перечёркивает четыре фактора Н. В. Гончаренко и не означает того, что талант или тем более гениальность реализовать легко... И тем не менее, не вызывает больших сомнений тот факт, что в той или иной степени каждый человек с детства обладает какими-то способностями или дарованиями, но не всем благоволит судьба в их проявлении...


Впрочем, с разработкой более объективных методов наблюдения и усовершенствованием тестовых методик появилась возможность выявлять и не столь выдающихся индивидуумов, которые являются переходным звеном между обычным человеком и обладателем особого дара и могут принести немалую пользу обществу. Весьма любопытны рассуждения о гениальности В. П. Эфроимсона, который на основании изучения биографий гениев всех времён и народов пришёл к выводу о том, что гениями рождаются, однако, только ничтожно малая доля родившихся потенциальных гениев - в гениев развивается. А из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. При этом зарождение потенциального гения является прежде всего проблемой биологической, даже генетической, развитие гения - проблемой биосоциальной, а реализация гения - проблемой социобиологической. [1, 25]

Выше приводились причины, тормозящие появление и проявление таланта и гениальности, данные, поддерживаемые передовыми педагогами, что более 80% современных детей, имеющих врождённые способности и высокий креативный потенциал, теряют их полностью или частично уже в начальной школе. Сторонники раннего развития детей: М. Монтессори, Г. Доман, М. Ибука и др. идут ещё дальше, полагая, что это происходит ещё раньше - до 3 - 4-х лет, и предлагая оригинальные методики духовного и физического развития... Так, система Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и поддержании его естественной радости от обучения. Её учебный материал ориентирован на чувственное восприятие ребёнка и изначально был рассчитан на детей с отставанием в развитии. Методика Монтессори, испытавшая влияние Ж. Итара и Э. Сегена и объединяющая ощущение и познание в единое целое, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение и моторику. [16, 352]

Глен Доман - американский врач, занимался лечением детей с нарушением умственной деятельности. Их учили читать, показывая карточки со словами, написанными крупным, красным шрифтом, произнося их громко вслух. Весь урок занимал 5 - 10 секунд, но таких уроков было несколько десятков в день. Спустя некоторое время после начала обучения эти дети по весу, росту, окружности головы и грудной клетки превосходили обычных детей, а выздоравливая, легко осваивали беглое чтение, математику, становились эрудитами и вместе с тем, были прекрасно развиты физически. Применяя эту методику со здоровыми детьми, Г. Доман считал, что такая учёба эффективна в период роста и развития мозга, то есть, до 7 - 7,5 лет, но особенно в первые три года. [17, 414]