Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения(Талантливые дети, одаренные дети и вундеркинды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность.

Нередко уже в 2-4 года маленький вундеркинд опережает своих сверстников в развитии, легко запоминает интересные факты, услышанные из книг или в средствах массовой информации, обладает ярко выраженными способностями в математике, музыке, проявляет огромный интерес к окружающему миру.

Означает ли это, что перед нами одарённый ребёнок, требующий индивидуальных методов воспитания? Безусловно, да!

Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними способностями. Хотя, вполне естественно думать, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню развития, не будет встречать трудностей в учебе, и ему уготовано более счастливое детство, а в последующем и сокрушительный успех во взрослой жизни.

В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, зачастую принимающие характер настоящей драмы в ходе возрастного развития.

Тема вундеркиндов и гениев широко представлена в литературе, в том числе, и в Интернете, однако в ней немало неясностей и неопределённости.

Этим обусловлен интерес и актуальность темы исследования.

Основная цель курсовой работы - проанализировать тему одарённости и гениальности детей, в том числе, с позиций человековедения, чтобы не только лучше понять и уточнить представления о вундеркиндах, гениях и остальных, так называемых, простых смертных, но и предметно говорить о возможности сокращения дистанции между ними.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Рассмотреть собенности развития одаренных детей,

2. Выделить различия между талантливыми детьми, одаренными детьми и вундеркиндами,

3. Рассмотреть проблемы поиска одаренных детей.

Объект исследования: одаренность.

Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.

Глава 1. Особенности развития одаренных детей


1.1. Талантливые дети, одаренные дети и вундеркинды

Прежде всего отметим, что слово вундеркинд не является научным термином и в переводе с немецкого означает "чудесный или чудо-ребёнок". Вундеркиндами называются дети - носители таланта (гениальности), одарённые и так называемые "саванты". [6, 204]

Талант - высшая степень одарённости, способности, которая раскрывается по мере развития и приобретения навыков и опыта в какой-то одной области. Гениальность ребёнка - дар природы, которая вложила в него большой, взрослый талант. Давая преимущество перед другими, он, тем не менее, требует от ребёнка определённых психофизических усилий, - потому, чтобы не повредить его естественному развитию, необходимо разумно дозировать их. [9, 102]

Одарённые дети более способны к разным видам деятельности, чем остальные, но их способности могут быть выражены в разной степени, которую определяют по значению коэффициента интеллекта - IQ, введённого В. Штерном, выделяя пять групп:

1) Яркий, просветлённый: IQ выше 115, или 1 из 6 детей (17%);

2) Умеренно одарённый: IQ выше 130, или 1 из 50 детей (2%);

3) Высоко одарённый: IQ выше 145, или 1 из 1000 детей (0,1%);

4) Исключительно одарённый: IQ выше 160, 1 из 30000 (0,003%);

5) Необычайно одарённый: IQ выше 175, или 1 из 3 миллионов (0,00003%).

Коэффициент интеллекта вычисляется для каждой возрастной группы, при этом IQ детей разного возраста может быть одинаков, свидетельствуя о том, что развитие более старших не соответствует своей возрастной группе. Известно также, что IQ ребёнка может отличаться при решении различных задач в пределах какой-либо области знаний. [10, 202]

Природа одарённости, как и природа человека, ещё не имеет однозначного определения. Существуют два основных варианта объяснения феномена одаренности: 1-й вариант исходит из того, что каждый ребёнок по-своему одарён, отражая гуманистическую тенденцию в науке и право каждого на развитие своих способностей. Такой подход акцентирует возможность нахождения "ключика" к способностям ребёнка и методам их развития. Примеры выдающихся педагогов, находивших и находящих такие "ключики" и владеющие методами развития способностей учащихся, сближают этот вариант с человековедением и другими учениями, например, Агни Йогой, которые нацелены на развитие и совершенствование каждого человека. 2-й вариант рассматривает одарённость, как дар "свыше", которым наделены лишь избранные, предполагая необходимость выявления одарённых детей, и ставит под сомнение возможность дальнейшего развития их способностей. [10, 202]


Саванты - дети, обладающие способностями в какой-либо узкой сфере (математике, моделировании, музыке, изобразительном искусстве), но часто имеющие проблемы в других (обычно в вербальных умениях). Нередко у таких детей наблюдается синдром Аспергера или отклонения аутического характера, проявлением которых является "погружённость в себя", избегание общества и неразговорчивость - задержка развития речи. Они могут иметь необыкновенные способности в одной или нескольких областях знания, контрастирующие с общей ограниченностью личности, которые бывают обусловлены генетически или приобретёнными. [3, 201]

Общая для всех савантов особенность - хорошая, вплоть до феноменальной память, потому среди них выявлены склонные к изучению иностранных языков, тонкой дифференциации запахов и т.п. При этом в областях вне проявлений савантизма такой ребёнок может иметь очевидную неполноценность вплоть до умственной отсталости. Эта группа одарённых детей требует особого внимания и контроля детей со стороны взрослых. [9, 102]

Одним из самых древних случаев детей-вундеркиндов был Кристиан Генрих Хайнекен, чьи выдающиеся достижения увековечены в старой Германской книге. В возрасте 14-ти месяцев ребёнок был способен рассказывать по памяти предания Старого и Нового завета. В 4 года читал и говорил на французском, немецком и латинском языках. В этом же возрасте вундеркинд был способен выполнять основные арифметические действия, знал множество исторических фактов, разбирался в географии. Будучи известным всей Европе, мальчик был принят королём Дании. Однако, Хайнекен был болезненным ребёнком и умер в возрасте 4-х лет и 4-х месяцев. [3, 201]

В противовес печальной судьбе К. Г. Хайнекена можно привести пример Карла Витте, родившегося в Пруссии в 1800 г. Этот вундеркинд дожил до 83-х лет и до конца дней сохранил свои выдающиеся интеллектуальные силы. Его отец был убеждён в эффективности раннего обучения и учил ребёнка с колыбели, используя развивающие игры. В возрасте 8-лет Карл читал в оригинале Гомера и Плутарха, Вергилия и Цицерона, Флориана, Метастазио и Шиллера. В девять лет мальчик стал студентом в Лейпциге, а накануне своего четырнадцатилетия получил степень доктора философии. Спустя два года он стал доктором юриспруденции и был зачислен в штат преподавателей Берлинского университета. Безусловно, велика роль отца Карла Витте в успехах сына; обсуждая процесс обучения сына, он писал:" сын был должен, прежде всего, расти активным, здоровым и счастливым парнем. Мне было бы неприятно, если бы из него преждевременно получился выдающийся специалист по языкам или математике, потому я останавливал его, когда мне казалось, что это привлекло его внимание слишком рано". [2, 104]


Несомненно, большинству известны такие имена, как Моцарт, который сочинял музыку с трёх лет, Штраус и Гайдн, сочинявшие с шести. С восьми начал рисовать Рафаэль, с одиннадцати решал сложнейшие задачи Ампер. Вундеркиндами были Паскаль и Лейбниц, основатель кибернетики Винер и математик Гаусс. Вундеркинды были и в России, например, А. Грибоедов, однако, в условиях дворянского быта они были не востребованы, что не помешало некоторым из них весьма успешно проявиться позже, например, в литературе, А. Пушкину и М. Лермонтову, Л. Толстому и М. Булгакову. Немало русских вундеркиндов в музыке - М. Глинка и П. Чайковский, А. Скрябин и С. Прокофьев. Были они и в науке - Н. Пирогов и И. Мечников, Н. Боголюбов и Л. Ландау. Появлялись они позже, есть и теперь свои - художники и музыканты, физики и математики, поэты и артисты... Как не сказать о ярком художественном даровании Нади Рушевой и необыкновенных стихах Ники Турбиной, пятилетнем дипломанте шестого международного конкурса молодых исполнителей - музыканте Данииле Булаеве и юном научном гении из Саратова восьмилетнем Матвее Никельшпарге. [17, 411]

Говоря о вундеркиндах, следует упомянуть о так называемом феномене "детей индиго", термине, впервые введённом Ненси Тепп, считающейся экстрасенсом, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Широкую известность это словосочетание получило в конце 1990-х, благодаря упоминанию в источниках, относящихся к движению "нью эйдж" (новый век). "Детям индиго" приписывают высокий уровень интеллекта, высокую чувствительность, телепатические способности и многие другие, позволяющие утверждать, что они представляют собой "новую расу людей". Тем не менее, не существует ни одного научного доказательства этого "феномена", более того, большая часть признаков и качеств "детей индиго" давно известна психиатрам и описывается диагнозом "синдром дефицита внимания и гиперактивности". В заключение заметим, что тема вундеркиндов, будучи весьма важной, интересной и многообразной, ещё не получила глубокого научного обоснования, как, впрочем, и представление о человеке и его сущности. [18, 201]

Проявление одарённости и таланта в раннем возрасте, безусловно, весьма интересно, - являя собой чудо, оно привлекает широкое внимание. Одновременно оно показывает, как непросто подобного добиться другим, порой способным и целеустремлённым людям, которые по словам Сальери "поверяют алгеброй гармонию", чтобы с большим трудом сделать то, что легко даётся гениям. Сам факт появления вундеркиндов весьма примечателен, говоря о необыкновенных скрытых или явных возможностях человека с ранних лет, которые спонтанно проявляются у единиц и могут быть в определённой мере развиты и у более широкого круга детей, благодаря достижениям выдающихся педагогов - сторонников раннего развития за рубежом и в России. Однако с этим связано и немало психологических проблем, часто выдающиеся интеллектуальные или художественные проявления ребёнка отнюдь не дают гарантий, что это сохранится надолго, постепенно угасая. [16, 214]


Неординарный ребёнок должен расти в условиях внимания и заботы, а ещё, вспомним отца Карла Витте и российского психолога А. В. Запорожца, - разумного отношения к маленькому вундеркинду. Не должно быть места родительскому тщеславию, порождающему развитие у ребёнка заносчивости, повышенного самомнения, чувства превосходства над другими детьми, завышенным притязаниям. [15, 102]

С другой стороны, не приемлемы и необоснованная боязнь родителей за здоровье детей с необычайными интеллектуальными способностями или равнодушие к их успехам, травмирующее детское сознание. Психологи отмечают, что детям с признаками одарённости в семье и школе труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. У одарённого ребёнка нередки трудности во взаимоотношения со сверстниками, - конформируясь, он может потерять те лучшие качества, которые отличали его от других. По наблюдениям учёных, наиболее перспективен такой ранний подъём интеллекта, который несёт в себе и некоторую направленность и сочетается с укрепляющейся с годами склонностью к определённой деятельности, хотя и в этом случае выбор специальности может оказаться несвоевременным или неудачным. [13, 280]

Хорошо ли быть вундеркиндом? Наверное, неплохо, но это зависит от ряда обстоятельств, важнейшие из которых были отмечены выше. Главное - дать вундеркинду возможность уже в раннем возрасте развить свои природные способности, не лишая при этом ребёнка радостей и волнений светлого детства - прекрасной поры человеческой жизни! На вопрос: почему так мало вундеркиндов, можно было бы ответить - всё решается свыше, но можно сформулировать и по-другому: пока ещё не сложились условия для того, чтобы люди, решая задачу продолжения рода, думали и действовали для того, чтобы их дети рождались и становились лучше их, а ведь в этом, если задуматься, - высший смысл жизни людей на Земле. [12, 85]

 1.2. Гении - определение, примеры и их редкость

Природа гениальности, как и феномена вундеркиндов, не вполне ясна, хотя теперь о ней говорят скорее как о даре, нежели чем о чём-то воспитуемом или развиваемом. Впрочем, пример великого изобретателя Томаса Альвы Эдисона, говорившего, что гений - это 1% вдохновения и 99% потения, наводит на другое представление, также идущее от природы - одержимость и энергичность, самозабвенность и целеустремлённость, побуждающие человека вновь и вновь искать и трудиться, чтобы найти то новое, чего ещё не было. [1, 24]