Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения(Талантливые дети, одаренные дети и вундеркинды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всегда остаётся спорным отделение гениев от талантов, но ещё большие трудности возникают при определении самого понятия "гений".

По Бюффону, гениальность заключается в необычайной силе выдержки. Водсворт определил её как "акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом". [15, 102]

Гёте считал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. [16, 402]

По Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно влекущее вперёд изучение фактов, чувство подлинно важного. [18, 402]

По Эмерсону, особенностью гения является "вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества". [18, 390]

По Карлейлю, гениальность - это прежде всего способность преодолевать трудности. [16, 403]

По Оксфордскому словарю, гений - это "природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия". [15, 28]

Понятие гениальности имеет социальный аспект и определяется как практическое воплощение высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом.

Это высочайший уровень одарённости личности, который воплощается в достижении, имеющем историческое значение. В отличие от талантливых людей гений создает качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов, способствует прогрессу общества и человечества.

С психологической точки зрения гений не может рассматриваться, как особый тип личности, - обнаруживая значительные индивидуальные различия с точки зрения одарённости, характера, культуры, интересов и навыков, его творческий процесс принципиально не отличается от творчества других одарённых людей.

Ещё Аристотель, великий родоначальник и учитель всех философов, говорил, а Ч. Ламброзо, имевший немало последователей, и обосновал связь между гениальностью и психическим расстройством человека, однако многочисленные исследования не подтвердили того, что неизменным спутником гениальности являются дисгармония душевной жизни и психические отклонения. Естественно, исторические воззрения на природу гениальности и её оценка связаны с общими представлениями о творческом процессе. [17, 610]

Если с античности гениальность считалась иррациональным вдохновением, "божественным наитием" (Платон), то в период Возрождения она приобрела черты новаторства и универсализма (Леонардо да Винчи, Вазари). Позднее, в Европе понятие гениальности наделялось чертами индивидуализма и романтизма, а благодаря И. Канту, писавшему о гениальности, как "о прирождённых задатках души", и Ф. Шиллеру, раскрывавшему природу гениальности через понятие "наивности", как инстинктивного следования безыскусственной природе и способности к непредвзятому постижению мира, оно начало обретать черты естественности и историчности. [15, 28]


Однако, что бы не говорилось о гениальности, в любом случае - это экстремальное выражение индивидуально свойственных дарований, величайший, бесподобный, напряжённый труд на века, нередко вопреки непризнанию, безразличию, презрению, нищете.

История знает немало гениальных личностей, несмотря на то, что по данным ряда исследований реализовавшиеся гении бывают один на 10 миллионов человек. [18, 390]

Среди гениев выделяются два типа по степени целостности, системности видения мира и самовыражения, способности выявления и обоснования наиболее универсальных, инвариантных и сквозных законов строения и развития мира.

Как писал У. Блейк: "В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка". [17, 610]

Одни гении творили в какой-то одной своей сфере и не всегда обладали многогранными талантами или являлись эрудитами, полиматами, что не принижает их достоинств, которые реализовались в творениях и открытиях, имеющих историческое значение. Таковы были Кеплер и Шекспир, Ньютон и Кант, Бах и Гегель, Данте и Моцарт, Коперник и Д. Бруно, Л. Толстой и Достоевский, Гаусс и Менделеев, Эйнштейн и Циолковский, Н. Тесла и Л. Ландау.

Другие, коих значительно меньше, универсальные гении отличаются уникальным сплавом творческих дарований, нерасторжимым единством высочайшего интеллекта, интуитивной проницательности, богатства чувств и волевой целеустремлённости (Н. В. Гончаренко). К их числу относят

- Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э. философа, биолога, зоолога, литератора и театроведа, политолога, педагога),

- Цицерона (106 - 43 гг. до н.э. - философа, лингвиста, стилиста, политика, оратора и государственного деятеля),

- Аль Бируни (973 - 1048 гг. - философа, математика, физика, антрополога, астронома, историка, фармаколога, филолога, учителя, путешественника),

- Авиценну (980 - 1037 гг. - философа, астронома, химика, геолога, физика, психолога, палеонтолога, математика, поэта, педагога),

- Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг. - живописца, скульптора, архитектора, инженера, математика, механика, оптика, астронома и космолога, геолога, ботаника, анатома и физиолога),

- Михайло Ломоносова (1711 - 1765 гг. - философа, химика, физика, минералога, историка, астронома, филолога, географа, писателя и поэта, ритора, механика, металлурга, академика),

- Бенджамина Франклина (1706 - 1790 гг. - физика, географа, политолога, изобретателя, писателя, музыканта, журналиста, политика, издателя, дипломата, государственного деятеля),


- Томаса Юнга (1773 - 1829 гг. - физика, механика, физиолога, врача, лингвиста, астронома, востоковеда, теоретика музыки, египтолога),

- Д. И. Менделеева (1834 - 1907 гг. - химика, физика, метролога, экономиста, технолога, геолога, метеоролога, приборостроителя, воздухоплавателя, общественного деятеля, педагога),

- Н. К. Рериха (1874 - 1947 гг. - художника, писателя, поэта, педагога, философа, археолога, путешественника, основателя международных культурных движений).

Этот список можно ещё продолжить, упомянув имена Архимеда и Пифагора, Чжугэ Ляна и Аббас ибн Фирнаса, Омара Хайама и Шень Ко, Роджера Бэкона и Микельанджело, Г. Лейбница и Вольтера, Гёте и А. Гумбольта, Г. Спенсера и А. Бородина, И. П. Павлова и И. И. Мечникова, Р. Тагора и А. Д. Сахарова.

Перечисление гениев, проявивших себя за два с половиной тысячелетия, не говорит о лёгкости проявления гениальности. Разумеется, это не так, хотя в случае гениев, подобных В. Моцарту, со вторым в определённой степени можно и согласиться. Если признать гениями только тех, кто единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за всё время существования нашей цивилизации находится в пределах 400 - 500 (В. П. Эфроимсон).

Даже несмотря на то, что гениальность - дар природы, чтобы гений состоялся вполне, должны сложиться необходимые предпосылки и благоприятные условия, которые Н. В. Гончаренко сводит к четырём важнейшим факторам:

- врождённая одарённость;

- собственные усилия;

- ближайшее окружение;

- ситуация в обществе в целом. [17, 610]

Увы, они далеко не всегда таковы и потому природная одарённость ребёнка, не замечаемая или не поддерживаемая окружающими, может не проявиться или быть не столь яркой. Недооценка близких или их иная ориентация, в силу ли семейных традиций, историко-социальной конъюнктуры или недостаточных материальных возможностей также может негативно влиять на реализацию природного дара человека. Революционная ситуация или состояние войны, слабость и неразвитость экономики, неорганизованность общества, низкая культура людей и девальвация института семьи, демографические проблемы и неопределённость сущности человека формируют негативный фон развития и тормозят появление и проявление талантливых и, тем более, гениальных людей.

К этому следует добавить и то, что жизненная ориентация людей, производная их развитию, как и связанные с ней состояние и направленность педагогики, также не вполне способствуют появлению вундеркиндов и формированию и проявлению гениальности. По данным ЮНЕСКО способностями к творчеству и наукам от рождения обладают 85% российских малышей, однако, к 1-му классу остается 35 - 40% ребят с такими способностями, а к моменту окончания школы – 3 - 6%. Известно так же и то, что после начальной школы лишь 10% учеников не имеют отклонений в здоровье, а ко времени получения аттестата здоровых школьников остаётся ещё меньше – 3 - 5%. И, несмотря на это, они есть - и дети-вундеркинды, и люди, которых можно называть гениями, но их могло быть и больше!..


Глава 2. Пути воспитания и проблема поиска одаренных детей

2.1. Особенности воспитания одаренных детей

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. [11, 402]

Нередко уже в 2-4 года маленький вундеркинд опережает своих сверстников в развитии, легко запоминает интересные факты, услышанные из книг или в средствах массовой информации, обладает ярко выраженными способностями в математике, музыке, проявляет огромный интерес к окружающему миру.

Означает ли это, что перед нами одарённый ребёнок, требующий индивидуальных методов воспитания? Безусловно, да!

Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними способностями. Хотя, вполне естественно думать, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню развития, не будет встречать трудностей в учебе, и ему уготовано более счастливое детство, а в последующем и сокрушительный успех во взрослой жизни. [12, 85]

В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, зачастую принимающие характер настоящей драмы в ходе возрастного развития.

Многие родители считают, что основное воспитание ребенок должен получать в школе, забывая при этом, что даже самый лучший учитель, имея дело с классом из 25-30 человек, лишен возможности ориентироваться на тех, кто по своим личностным качествам на голову выше всех остальных. С другой стороны, большинству учителей в силу загруженности просто некогда заниматься одаренными детьми, да и исключительность ребенка с необычайно высоким коэффициентом умственных способностей требует особого к нему подхода, который не всегда адекватно оценивается со стороны родителей, у которых дети на общем фоне сверстников ничем не выделяются. [7, 152]

Науке известны два типа одарённых детей: альтруистический и эгоцентрический, которые по своей сути представляют собой как бы два разнонаправленных вектора: один вектор идет в сторону человека (эгоцентрик), а другой – от него (альтруист).

Образно говоря, альтруисты – это дети с высоким уровнем духовности и свои «таланты и дары» они направляют во благо других, стараются быть полезными обществу.


Например, дети с высокими интеллектуальными способностями принимают активное участие в научных конференциях, олимпиадах, викторинах, культурных и спортивных мероприятиях, тем самым защищая интересы и честь своей школы. [8, 214]

Им нравятся сложные игры, требующие смекалки, гибкости ума, проявления логических способностей. Дети с эгоистическими наклонностями более ориентированы на самообогащение за счёт своих способностей. Мотивом к участию в проводимых мероприятиях служит финансовое или материальное вознаграждение. Данный случай – случай влияния родителей. Это в большей степени проблема семейного воспитания, нежели социального. Таким образом, в воспитании сформулированы главные ценностные ориентации и установки, оно является важной составляющей гармоничного развития одарённого ребёнка. [7, 152]

Большинство проблем одарённых детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Так, они обнаруживают обострённое чувство справедливости и предъявляют высокие требования к себе и окружающим, зачастую, им недостаёт эмоционального баланса. Они критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. [12, 85]

Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам. Очень важно, как будут вести себя родители, бабушки и дедушки, когда выяснится, что ребенок обнаруживает необычные способности. Вполне понятно, что наряду с чувствами радости и гордости такой ребёнок вызывает некоторую озабоченность и даже тревогу, поскольку раннее пристрастие к занятиям, требующим работы ума, ставит старших членов семьи в настоящий тупик.

Им кажется, что занятия не по возрасту выбиваются из общих понятийных рамок нормального развития, что не может не являться основанием для подсознательной тревоги. В результате на голову ребенка обрушиваются разного рода сомнения и страхи.

Другой крайностью является чрезмерное восхищение способностями и успехами вундеркинда, когда они при первом же удобном случае, к месту и не к месту охотно демонстрируются знакомым и незнакомым людям с ярким эмоциональным окрасом. [12, 85]

В результате с самых ранних лет подогревается детское тщеславие, что в дальнейшем может обернуться немалыми проблемами в социальной адаптации, когда ребенок на основе самомнения и завышенной самооценки не сможет находить общий язык со сверстниками. Конечно, всегда можно ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но рано или поздно кто-нибудь из членов семьи, забывшись, обязательно выразит свой восторг тем или иным действием нестандартно мыслящего маленького «Эйнштейна», а тот, в свою очередь, не пропустит случая в душе восхититься собой – единственным и неповторимым. [7, 152]