Файл: Обоснование принципов построения эффективного налогового учета в системе управления финансами экономических субъектов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при планировании, анализе и контроле налогового бюджета, который является результатом налогового планирования. Необходимость планирования налогового бюджета определяется ограниченностью финансовых ресурсов и требованием их эффективного использования. [17, с. 87]

Таким образом, переход от налогового учета к налоговому планированию необходим в условиях применения бюджетирования. Эту взаимосвязь можно показать с помощью ниже представленной схемы (рис. 2.2).

Рис. 2.2 – Взаимосвязь налогового и управленческого учета в условиях бюджетирования [19, с. 101]

Таким образом, СНУ при правильной ее организации может стать источником необходимых данных для системы управленческого учета.

В заключение рассмотрения функций, свойственных СНУ, и их соотношения с основными целями, которые поставлены перед данной системой, целесообразно объединить выше изложенное в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Соотношение функций системы налогового учета с ее основными

целями [19, с. 103]

№ п/п

Функция системы налогового учета

Является ли выполнение данной функции прямой целью

системы

1

Регулирующая функция на уровне общегосударственных финансов

Не является

2

Информационная функция на уровне общегосударственных финансов

Является

3

Контрольная функция на уровне общегосударственных финансов

Является

4

Учетная функция

Является

5

Контрольная функция на уровне финансов предприятия

Не является

6

Информационная функция на уровне финансов предприятия

Не является

Из таблицы 2.1 следует, что решению основных целей СНУ, а в частности обеспечению информацией налогоплательщика для целей исчисления налоговых обязательств и обеспечению информацией внешних пользователей для проведения мероприятий налогового контроля способствуют лишь три из приведенных шести функций системы. Это информационная и контрольная функции на уровне финансов государства, а также учетная функция на уровне финансов предприятия. При правильной постановке СНУ, при использовании всех свойственных ей функций, в том числе и не основных, таких как: регулирующая функция на уровне финансов государства, контрольная и информационная функция на уровне финансов предприятия, СНУ может стать полноценным звеном системы финансового учета на предприятии и играть эффективную роль в управлении финансами экономического субъекта. [19, с. 105]


2.2. Место системы налогового учета в системе управления финансами

СНУ, являющаяся системой сбора и группировки данных, которые необходимы для исчисления налогов, не может рассматриваться без такой категории, как налоги. Поэтому, и место СНУ в системе финансов объясняется значимой ролью налогов в финансовых отношениях. [20, с. 87]

Налоги как элемент финансового механизма присутствуют в том или ином виде в любой системе финансовых отношений. При этом не каждая система налогообложения должна сопровождаться наличием системы налогового учета. СНУ может возникнуть при соблюдении первого или обоих условий: [15, с. 63]

– система должна быть востребована государством (для исполнения, информационной или контрольной функций на уровне финансов государства);

– система должна быть необходимой для хозяйствующего субъекта (для выполнения учетной функции).

Необходимость ведения налогового учета по инициативе хозяйствующего субъекта является вторичным по отношению к налоговой политике государства, так как государство законодательно устанавливает свои «правила игры» по вопросам исчисления и уплаты налогов, которые будут обязательными для исполнения налогоплательщиками. Поэтому, СНУ станет необходимостью для организации только в случае прямого указания действующего налогового законодательства на обязанность по ведению таких налоговых регистров или в случае, когда налоговое законодательство содержит усложненный порядок расчета налоговой базы для исчисления суммы налога, и предприятие вынуждено применять специальные регистры для учета, накопления и систематизации данных. [12, с. 101]

Таким образом, финансовая политика государства формирует систему налогообложения, а также оказывает огромное влияние на факт возникновения СНУ и необходимость выполнения ею определенного набора функций. Проанализируем данный вывод на четырех основных типах финансовой политики государства – классической, планово-директивной, регулирующей и современной.

Основное направление финансовой политики классического варианта, которое характерно для различных стран в период до конца 20-х годов прошлого столетия, – это состояние невмешательства государства в экономику, а также сохранение свободной конкуренции, а также использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение расходов и налогов государства, а также обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного бюджета.


Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе). [19, с. 109]

Поэтому, если организация не ведет СНУ с целью обеспечения сбора и группировки статистических данных, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (т.е. не осуществляется учетная функция), то введение такой СНУ специально для целей осуществления внутрихозяйственного контроля (контрольная функция) или получения налоговых данных для целей управленческого учета (информационная функция) не целесообразно. Поэтому, так как в отношении основной учетной функции СНУ был сделан вывод о том, что потребности в такой системе в условиях применения классического типа финансовой политики не возникает, то и дальнейшее рассмотрение контрольной и информационной функций в классическом типе финансовой политики не является целесообразным.

Функции СНУ и их актуальность в классическом типе финансовой политики представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Функции системы налогового учета и их актуальность в классическом типе финансовой политики [19, с. 112]

№ п/п

Функция системы налогового учета

Востребованность результатов, достигаемых системой налогового учета при осуществления своих функций, в классическом типе финансовой политики

1

Регулирующая функция на уровне общегосударственных финансов

Не востребована

2

Информационная функция на уровне общегосударственных финансов

Незначительная

3

Контрольная функция на уровне общегосударственных финансов

Незначительная

4

Учетная функция

Незначительная

5

Контрольная функция на уровне финансов предприятия

Незначительная

6

Информационная функция на уровне финансов предприятия

Не востребована

Поэтому, классическая модель финансовой политики не нуждается в таких дополнительных финансовых инструментах, как система налогового учета.

Регулирующий тип финансовой политики исходит из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического экономического развития. Финансовая политика наряду с ее традиционными целями и задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. [19, с. 119]


Основными инструментами вмешательства в экономику страны становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому, система налогообложения в условиях регулирующей финансовой политики кардинально меняется. Главным механизмом такого регулирования становится подоходный налог, который используют прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, которые используются в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. [13, с. 127]

Функции системы налогового учета и также их актуальность в регулирующем типе финансовой политики представлены ниже в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Функции системы налогового учета и их актуальность в регулирующем типе финансовой политики [19, с. 115]

№ п/п

Функция системы налогового учета

Востребованность результатов, достигаемых системой налогового учета при осуществления своих функций, в регулирующем типе финансовой политики

1.

Регулирующая функция на уровне общегосударственных финансов

Незначительная

2.

Информационная функция на уровне общегосударственных финансов

Значительная

3.

Контрольная функция на уровне общегосударственных финансов

Значительная

4.

Учетная функция

Значительная

5.

Контрольная функция на уровне финансов предприятия

Востребованы

6.

Информационная функция на уровне финансов предприятия

В условиях планово-директивной модели финансовой политики не возникает необходимость в использовании контрольной и информационной функций СНУ, так как весь финансовый механизм государственных организаций полностью регулируется государством, а финансовый менеджмент в таких условиях централизованно планируемой социалистической экономики не получил должного развития. Организации, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.

Обобщим результат анализа степени востребованности всех функций СНУ для планово-директивного типа финансовой политики в таблице 2.4.


Таблица 2.4

Функции системы налогового учета и их актуальность в планово-директивной финансовой политике [19, с.125]

№ п/п

Функция системы налогового учета

Востребованность результатов, достигаемых системой налогового учета при осуществления своих функций, в планово-директивном типе финансовой политики

1.

Регулирующая функция на уровне общегосударственных финансов

Не востребована

2.

Информационная функция на уровне общегосударственных финансов

Не востребована

3.

Контрольная функция на уровне общегосударственных финансов

Не востребована

4.

Учетная функция

Незначительная

5.

Контрольная функция на уровне финансов предприятия

Не востребована

6.

Информационная функция на уровне финансов предприятия

Поэтому, в условиях планово-директивной финансовой политики СНУ остается невостребованной как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов.

Также кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления – Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральная налоговая служба, Счетная палата, Государственный таможенный комитет.

В этих условиях СНУ может в полной мере реализовать все свойственные ей функции для достижения как основных, так и побочных целей. [11, с.15]

Изучив место СНУ при различных типах финансовой политики государства, можно сделать следующий вывод, что финансовая политика государства предопределяет используемую систему налогообложения, а также оказывает значительное влияние на факт возникновения системы налогового учета и необходимость выполнения ею определенного набора различных функций. Место системы налогового учета при различных типах финансовой представлено в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Место системы налогового учета при различных типах финансовой политики [19, с.128]

№ п/п

Типы финансовой политики государства

Характеристика системы налогового учета

1

Классический

В связи с отсутствием большого разнообразия и достаточной простотой в исчислении применяемых налогов система налогового учета не востребована.

2

Регулирующий

Система налогообложения, присущая данному типу финансовой политики, скорее всего, нуждается в использовании системы налогового учета.

3

Плавно-директивный

Не предполагает применение системы налогового учета.

4

Современный

Использует систему налогового учета в полном объеме, во всех функциях.