Файл: Обоснование принципов построения эффективного налогового учета в системе управления финансами экономических субъектов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Налоговая система РФ, по определению НК РФ, представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

СНУ по определению может существовать исключительно при условии существования налогов.

СНУ, являющаяся системой сбора и группировки данных, которые необходимы для исчисления налогов, не может рассматриваться без категории «налоги». Поэтому, и место системы налогового учета в системе финансов объясняется значимостью налогов в финансовых отношениях.

Налоги как элемент финансового механизма присутствуют в том или ином виде в любой системе финансовых отношений. При этом не каждая система налогообложения должна сопровождаться наличием системы налогового учета.

Наблюдаемое в настоящее время выделение налогового учета в самостоятельную учетную систему является объективным фактором, который характерен для современного типа финансовой государственной политики, при котором использование всех присущих СНУ функций как на уровне финансов государства, так и на уровне финансов организации возможно в полной мере, что позволит ей стать полноценным звеном системы финансового учета и играть эффективную роль в управлении субъекта экономических отношений.

Анализ современного состояния налоговой системы по уровням налоговой системы показывает, что в консолидированный бюджет в январе-сентябре 2016 года поступило администрируемых Службой доходов 10 529,7 млрд. рублей, или на 1,0% больше, чем в январе-сентябре 2015 года.

Формирование всех доходов в январе-сентябре 2016 г. на 79 % обеспечено за счет поступления налога на прибыль, НДФЛ и НДПИ – по 20%, НДС – 19%. В январе-сентябре 2015 г. совокупная доля указанных налогов составляла 81 %.

Таким образом, проанализировав структуру и динамику налогов по уровням налоговой системы, были определены проблемы и выработаны направления совершенствования современной налоговой системы России.

В курсовой работе были выделены следующие недостатки налоговой системы РФ.

1. Налоговая система РФ носит преимущественно фискальный характер, что значительно затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.


2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что особенно выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

4. Значительно выросла неэффективность существующих льгот.

5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства РФ и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и соответственно росту экономики.

6. За региональными и местными бюджетами закреплены такие налоги, которые не имеют существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15-20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, что вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

7. В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.

В курсовой работе были выделены следующие причины низкой налоговой обеспеченности региональных бюджетов в условиях децентрализации бюджетно-налоговых отношений в РФ:

– произошло сокращение общего перечня налогов, которые могли быть задействованы и задействовались на региональном и местном уровнях;

– происходило перераспределение федеральных налоговых доходов между федеральным и субфедеральными бюджетами;

– изменения, которые вносились в порядок формирования отдельных элементов налогов, режима их уплаты зачастую приводили к изменению объемов поступлений в бюджеты различных уровней и перераспределению доходов между бюджетами различных субъектов РФ. Особо яркими примерами являются – изменение режима уплаты акцизов на алкогольную продукцию с частичным перераспределением обязанности по уплате налога на торговлю;

– различная динамика налоговых доходов, которые формируют доходную базу федерального и субфедеральных бюджетов, также отражается на перераспределении финансовых ресурсов.

К основным направлениям совершенствования налоговой системы РФ можно отнести:

1. Обеспечение преемственности и стабильности налоговой системы РФ с позиций всех участников, так как это гораздо более значимо, чем рискованные налоговые эксперименты с заранее непредсказуемым результатом.

2. Существующая налоговая система РФ адаптирована к структуре российской экономики и вполне удовлетворительно выполняет свою фискальную функцию.


3. Налоговая система РФ демонстрирует растущий тренд налогового бремени в период устойчивого экономического роста и понижательный тренд – в период экономического спада.

4. Наблюдается заметное улучшение налогового администрирования. 5. Достаточно сбалансированной можно признать эффективную налоговую нагрузку на отдельные элементы ВВП: на оплату труда (с учетом страховых взносов), на валовую прибыль в экономике, на фактическое конечное потребление.

Реформирования требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффективности. На данный момент основные обсуждаемые возможные направления роста фискальной эффективности НДС следующие:

– отмена возмещения НДС из бюджета;

– изменение методологии расчета налоговой базы по НДС;

– введение механизма электронных счетов-фактур;

– введение системы регистрации плательщиков НДС;

– введение специальных НДС-счетов.

Таким образом, налоговая система РФ удовлетворяет потребностям экономического развития страны и не требует кардинального реформирования. Для решения существующих проблем необходимо вносить лишь точечные изменения, которые будут способствовать более полному развитию российской экономики.

Поэтому важным направлением в совершенствовании налоговой системы РФ является грамотное перераспределение налоговой нагрузки с юридических лиц на физические. Это обусловлено изменениями в хозяйственных системах развитых стран, в которых довольно значительно расширяется круг собственников. В настоящее время в процесс капиталообразования вовлечены более широкие слои населения (держатели акций, вкладов, облигаций, а также собственники недвижимости потребительского назначения), за счет которых возможно существенно расширить налогооблагаемую базу и тем самым снизить налоговое бремя с организаций, которые функционируют в базовых отраслях экономики. Это должно благотворно отразится на воспроизводственном процессе, а также существенно повысит основные параметрические характеристики современной экономической динамики.

Библиография

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017).
  3. Аналитическая справка «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2016 года».
  4. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта в условиях рынка. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 324 с.
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. Учебник. – М.: Перспектива, 2013 – 192 с.
  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014.
  7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИПБ- БИНФА, 2013. – 304 с.
  8. Кондраков Н.П. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: ИПБ - БИНФА, 2014.
  9. Кузьмина М.С. Формирование управленческой учетной политики // Бухгалтерский учет - 2007. №04.
  10. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 640 с.
  11. Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2013. – № 42.
  12. Бондаренко Любовь Викторовна, Чернокожева Светлана Андреевна Основные принципы налоговой системы России // Science Time. – 2014. – № 9.
  13. Лыкова Л. Н. Налоговая система России: некоторые результаты реформ и современное состояние (Науч. доклад). – М., 2015.
  14. Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования // Финансы. – 2013. – № 8.
  15. Панченко А. Ю. Определение экономической эффективности в планировании трудовых показателей // Диспут плюс. – 2012. – № 10 (10).
  16. Понемасов Анатолий Дмитриевич Налоговая система российской Федерации: пути совершенствования // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2014. – №1.
  17. Сарабский А. А. Инвестиционное развитие – как фактор ускоренной модернизации производства // Диспут плюс. – 2012. – № 4 (14).
  18. Светлаков А. Г. Особенности возникновения теневых явлений в современных условиях функционирования АПК // Аграрный вестник Урала. – 2012. – № 5.
  19. Севастьянова Т.В. Налоговый учет в системе управления финансами организаций. – диссертация на соискание степени к.э.н. Москва,2005.
  20. Стремоусова Е. Г., Кляйзер Е. С. Роль заработной платы в развитии инновационной активности работников малых предприятий //Диспут плюс. – 2012. – № 4 (4).
  21. Чернышова О. Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. – № 1-2.
  22. Яркова Т. М. Динамика и тенденции развития государственной поддержки в условиях вхождения в ВТО // Аграрная Россия. – 2013. – № 6.
  23. gks.ru – официальный сайт федеральной службы государственной статистики.
  24. http://minfin.ru/ru/ – официальный сайт Министерства финансов РФ.

Приложение 1

Налоги РФ и модели их налогового учета

п/п

Виды налогов

Виды моделей налогового учета

1

2

3

1

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)

«Абсолютный налоговый учет» (ст. 169 НК РФ) – налоговые данные принимаются к учету только в случае, если они приведены в специальном первичном учетном документе налогового учета – счете-фактуре. Учет полученных и выданных счетов-фактур происходит в специальных регистрах налогового учета – журналах учета выданных и полученных счетов-фактур. Группировка данных, которые необходимы для исчисления налога, осуществляется в налоговых регистрах – книге покупок и книге продаж.

2

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

«Абсолютный налоговый учет» (ст. 54, 230 НК РФ) – граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, ведут учет своих доходов и расходов в порядке, которое установлено налоговым законодательством РФ, – в специальных налоговых регистрах без обязанности ведения бухгалтерского учета.

Лица, которые осуществляют выплаты в пользу физ. лиц, исполняя обязанности налоговых агентов, обязаны вести учет доходов, которые получены от них физ. лицами, в специальных регистрах налогового учета.

3

Единый

социальный налог (гл. 24 НК РФ)

«Абсолютный налоговый учет» (ст. 243 НК РФ) – налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, в специальных регистрах налогового учета (Форма налогового регистра утверждена Приказом МНС РФ от 21 февраля 2002 г. № БГ-3-05/91 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения»).

4

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ)

«Смешанный налоговый учет» или «абсолютный налоговый учет» – на усмотрение налогоплательщика (ст. 313 НК РФ) – источником информации для исчисления налогов являются данные бухгалтерского учета, которые систематизируются и группируются в налоговых регистрах. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится достаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик может использовать бухгалтерские регистры, а также самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, таким образом формируя регистры налогового учета.

5

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)

«Абсолютный налоговый учет» (ст. 340 НК РФ) – при исчислении налоговой базы применяются исключительно налоговые показатели выручки и расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, которые подлежат учету (расчету) в специальных регистрах налогового учета.

6

Упрощенная

система

налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)

«Абсолютный налоговый учет» – налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей деятельности, которые необходимы для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании специального налогового регистра – книги учета доходов и расходов (Форма налогового регистра утверждена Приказом МНС РФ от 28.10.2002 г. № БГ-3-22/606 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения») (ст. 346.24 НК РФ); организации, которые перешли на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

7

Система

налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов

деятельности (гл. 26.3 НК РФ)

«Абсолютный налоговый учет» (ст. 346.29 НК РФ) – поскольку исчисление налоговой базы зависит от базовой доходности, которая установлена налоговым законодательством, и величины физического показателя по конкретному виду деятельности, то и не предполагается использование данных бухгалтерского учета. Расчет налоговой базы осуществляется в налоговой декларации.

8

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ

«Абсолютный налоговый учет» (ст. 359 НК РФ) – для исчисления налоговой базы используются не бухгалтерские данные (мощность двигателя, валовая вместимость, количество единиц транспортных средств и т.п.), расчет налоговой базы проводится в налоговой декларации.

9

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)

«Абсолютный налоговый учет» (ст. 369 НК РФ) – для исчисления налоговой базы используются не бухгалтерские данные (количество игровых столов, автоматов, касс тотализаторов), расчет налоговой базы проводится в налоговой декларации.

10

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)

«Бухгалтерский налоговый учет» (ст. 375 НК РФ) – при исчислении налоговой базы принимаются данные

бухгалтерского учета.


Приложение 2

Три подхода к постановке системы налогового учета по налогу на

прибыль

п/п

Описание подхода к постановке системы налогового учета

Пояснения

1

2

3

1

За основу берутся данные бухг. учета, а налоговый учет как таковой заключается в налоговых корректировках (по аналогии с порядком исчисления налога на прибыль до 1.01. 2002 г.)

Это более простой способ с точки зрения трудоемкости процедур по организации системы налогового учета, значительно облегчающий расчет налоговых показателей. Однако при имеющихся глубоких различиях в порядке расчета показателей для целей бухгалтерского и налогового учета, закрепленных гл. 25 НК РФ, указанный подход к постановке системы налогового учета практически не применим.

2

Налоговый учет является самостоятельной системой, которая никаким образом не связанной с бухгалтерским учетом. При этом движение информации происходит из первичных учетных документов непосредственно в налоговые регистры

Это параллельное ведение обоих видов учета. Общими для них будут лишь первичные документы, а взаимодействие двух систем учета сведется к минимуму: данные бухгалтерского учета не используются для налогового учета, а бухгалтерский учет использует из налогового учета только данные о начисленном налоге на прибыль. Этот вариант взаимодействия двух систем учета в целом нерационален уже потому, что в любом случае реализация на практике такого варианта приведет к росту накладных расходов организации.

Отказ в налоговом учете от данных бухгалтерского учета, где отражение хозяйственных операций осуществляется на взаимосвязанных счетах, имеет высокий риск утраты информации о причинно-следственных связях не только в системе средства - источники, но и в системе доходы-расходы, что в конечном итоге может отразиться на правильности исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Продолжение Приложения 2

1

2

3

3

Налоговый учет является самостоятельной системой, но при этом при расчете отдельных налоговых показателей используются данные бухгалтерского учета

Налоговый учет – система обобщения информации, которая имеет общие источники с бухгалтерским учетом в виде хоз. операций, но обобщает не все операции, а только те, которые связаны с доходами и расходами, регистрирует хоз. операции на основании первичных документов. Поэтому, и для бухгалтерского, и для налогового учета существует единая информационная база, источником которой являются общие первичные документы об одних и тех же хоз. операциях.

Для формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения используются бухгалтерские данные, а также информация, которая получена путем преобразования бухгалтерской отчетности.

Таким образом, система налогового учета не должна существовать обособленно, вне остальных учетных систем.

Кроме того, данный подход закреплен законодательно. Согласно ст. 313 НК РФ если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, который предусмотрен ст. гл. 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета, данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета.