Файл: Эффективность менеджмента организации (Принципы оценки эффективности менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1 - Основные принципы менеджмента*

Авторы

Содержание принципов

Ф. Тейлор

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
  • кооперация с рабочими;
  • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Г. Эмерсон

  • Отчетливо поставленные цели;
  • Здравый смысл;
  • Компетентная консультация;
  • Дисциплина;
  • Справедливое отношение к персоналу;
  • Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;
  • Диспетчирование;
  • Нормирование операций;
  • Эффективное планирование
  • Нормализация условий труда;
  • Стандартные письменные инструкции;
  • Вознаграждение за производительный труд;

А. Файоль

  • Разделение труда;
  • Полномочия и ответственность;
  • Дисциплина;
  • Единоначалие;
  • Единство действий;
  • Подчиненность личных интересов общим;
  • Вознаграждение персонала;
  • Централизация;
  • Иерархия;
  • Порядок;
  • Справедливость;
  • Стабильность персонала;
  • Инициатива;
  • Корпоративный дух

* таблица выполнена по материалам источников

Представленные в таблице 1 принципы менеджмента отражают его теоретический идеал, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности менеджмента в организации. По мнению В.Д. Грибова, принципы менеджмента должны учитываться в первую очередь при [10, с.29]:

  • построении системы управления, при этом они рассматриваются как ограничительные условия создания системы;
  • оценке результатов процесса управления.

Необходимо также отметить, что принципы менеджмента служат основной для разработки и реализации его методов. В теории и практике управления под методами управления понимаются способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления для достижения поставленных целей. Структура основных методов управления представлена в Приложении В. Как видно из данного приложения, существует три основных группы методов управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические. Выбор конкретного метода воздействия на объект управления определяется уровнем развития коллектива, характером деятельности, особенностями поставленных целей.


Формулируя выводы по результатам исследования в данном параграфе бакалаврской работы, необходимо отметить следующее. Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, которая осуществляется с целью повышения эффективности работы организации и максимизации прибыли. Основными характеристиками менеджмента являются его основные аспекты, принципы и методы осуществления.

1.2 Содержание и особенности менеджмента организации

Современная теория управления объединяет предприятия и фирмы одним понятием «организация». В различных источниках данное понятие трактуется по-разному. Так, например, О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют организацию как систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей [7, с. ]. По определению Э.А. Смирнова, организация – это физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури приводят следующее определение организации: «Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.» [с. 20]. Эти же авторы формулируют основные черты организации:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью организации.

2. Наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

4. Наличие отношений управления.

Таким образом, управление является необходимой чертой любой организации. Менеджмент в организации можно рассматривать с двух позиций: как явление и как процесс. Как явление менеджмент представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. При этом для этого взаимодействия характерно то, что субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления, а он в свою очередь получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации. Технология этого взаимодействия показана на рисунке 2.

Обратная связь

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ


(управляемая подсистема)

Прямое воздействие

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

(управляющая подсистема)

Рисунок 2 – Взаимодействие субъекта и объекта управления в организации

В совокупности субъект и объект управления образуют систему управления организацией. Различные авторы в целом дают схожее определение понятию «система управления». Так, например, В.А. Долятовский, В.Н. Долятовская рассматривает систему управления как совокупность отношений управления в социально-экономической системе, определяемую действиями менеджера, оказывающего воздействие на объект управления [13, с. 19]. О.С. Виханский и А.И. Наумов дают следующее определение системы управления: «Система управления – это система, которая является ограниченной частью организации, её действиями осуществляется управление организациями, и она не решает задач, отличных от управленческих»[7, с. 31]. Рассматривая особенности системы управления Б.З. Мильнер отмечает, что это прежде всего социальная система, которая включает те элементы человеческого фактора в организации, которые влияют и на индивида, и на группу, и на их отношение к работе и организации. К таким элементам относятся индивидуальное и групповое влияние, организационная культура, руководство и управление..

Структурная схема системы управления представлена в Приложении Д. Как видно из данного приложения, в систему управления входят четыре блока: целевой, структурно-функциональный, информационный и организационно-поведенческий. Основными элементами целевого блока являются миссия и цели организации, которые определяют общие перспективные ориентиры их деятельности. Структурно-функциональный блок включает в себя организационную и функциональную структуру предприятия, в рамках которых определяется иерархия подчиненности между всеми подразделениями предприятия, взаимосвязи между ними, механизм передачи полномочий и ответственности, движения информации. С данным блоком в системе управления тесно связан организационно-технический блок, в котором должны быть определены основные элементы информационного и программного обеспечения, а также средства технической поддержки. Одним из основных элементов системы управления является организационно-поведенческий блок. Система управления прежде всего состоит из людей, владеющих определенными знаниями, навыками, опытом, позволяющим им принимать управленческие решения. Большое влияние на управленческий персонал оказывает организационная культура, которая изменяет и поддерживает поведение сотрудников с помощью устоявшихся, норм, традиций. Каждый из этих блоков тесно взаимосвязан с другими и образует единую систему. Но и сама система управления функционирует не изолированно, а является составным элементом организационно-производственной системы, которая в свою очередь активно взаимодействует с внешней средой, получая из нее материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы и преобразует их в конечные результаты деятельности.


По словам Л.А. Горшковой, система управления современной организации должна отвечать следующим основным требованиям [9]:

  • Обладать высокой гибкостью;
  • Быть адекватной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;
  • Оперативно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды предприятия, конъюнктуру рынка;
  • Учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров и услуг;
  • Учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;
  • Обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;
  • Способствовать развитию организации;
  • Обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;
  • Обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы быстро фиксировались и сразу же принимались корректирующие меры

Если говорить о менеджменте как о процессе, то в различных источниках он трактуется по-разному. Так, например, О.С. Виханский, А.И. Наумов представляют процесс управления в организации в виде следующей схемы

Процесс создания и реализации продукции

Действие и функции управления

Процесс управления

1. Поставленные цели

2. Полученные результаты

1. Ресурсы:

  • трудовые
  • материальные
  • финансовые
  • информационные

2. Положение в среде

3. Динамика развития

4. Стратегия

Рисунок 3 – Процесс управления организацией [7, с.22]

Из данного рисунка видно, что управление представляет собой процесс осуществления взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ее основных целей.

З.М. Макашева, рассматривая процесс управления, отмечает, что он носит циклический характер и по своей технологии делится на три основных цикла: информационный, организационный, логико-мыслительный, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры. Взаимосвязь между этими циклами показана на рисунке 4

Логико-мыслительный цикл

(принятие управленческого решения)

Организационный цикл

Объект управления

Информационный цикл

Рисунок 4 – Технологическая схема процесса управления

Традиционно процесс управления рассматривается как последовательность выполнения основных функций менеджмента. Функции управления представляют собой относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. В литературе по теории управления осуществляется разделение функций менеджмента на две больших группы: конкретные и общие. Взаимосвязь между ними показана на рисунке 5. Рассмотрим каждую группу функций, представленных на данном рисунке.


Операции

Процедура 1

………

Общая функция 1

Процедура N

……

Конкретная функция

Общая функция N

Рисунок 5 – Структура функций управления

К конкретным относятся функции, которые выделяются по сферам деятельности. Структура этих функций представлена в Приложении Д. Как видно из данного приложения содержание конкретных функций управления зависит от типа организации, содержания и сферы ее деятельности, от размеров организации и количества уровней управления. В то же время, несмотря на разнообразие конкретных функций управления, в любой организации выполняется стандартный набор общих функций управления, к числу которых в первую очередь можно отнести функции планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование представляет собой одну из наиболее важных функций управления, так как она связана с выбором альтернатив относительно направлений развития организации. Рассматривая сущность функции планирования, А.И. Ильин отмечает, что она служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей [17, с. 7].

Функция планирования в организации осуществляется на трех уровнях: стратегическим, тактическом и оперативном. Стратегическое планирование представляет собой четкую постановку целей организации, а также показатель способов и основных средств с помощью которых организация намерена достичь поставленных целей [6, с. 33].

Исходя из данного определения, можно выделить основные особенности стратегического планирования. По мнению Р.А. Фатхутдинова, эти особенности проявляются в том, что стратегическое планирование: является процессом, состоящим из ряда шагов и стадий, который ориентируется на будущее, приспособлено к процессу принятия решений, касается долговременных целей организации и способов их достижения [42, с.236].

Таким образом, роль стратегического планирования заключается не в предсказании будущего состояния предприятия и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования и внешней по отношению к нему среды. Данное утверждение находит свое отражение в логике стратегического планирования, которая показана на рисунке 6.

Проектирование желаемого будущего состояния объекта планирования