Файл: Эффективность менеджмента организации (Принципы оценки эффективности менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система общих и специфических показателей, как правило, дополняется анализом технико-экономических параметров и факторов, которые влияют на эффективность, в частности: ассортимент, использование рабочего времени, динамика брака и тому подобное. [11, с. 316]

Недостатком первой модели оценки эффективности является то, что с ее помощью часто не учитываются такие факторы, как удовлетворенность работников, постоянная готовность организации адаптироваться к изменениям внешней среды.

Использование второй модели эффективности организации, как правило, не означает отказ от рассмотренных выше способов измерения и оценки экономической эффективности, но акцентирует внимание на внутренних процессах, что позволяет достичь поставленной цели на основе производительности труда. Главное - использование трудовых ресурсов организации, поэтому здесь важны такие категории, как интеграция деятельности, удовлетворенность членов коллектива, мораль, социальный климат и тому подобное. Это отражается на постановке цели организации, которая может звучать так: повысить уровень взаимного доверия и улучшить моральный климат путем расширения участия работников в принятии решений, сформировать координационную группу для достижения более высокой интеграции планов и действий бригад и тому подобное.

Методология оценки эффективности основывается на системе управления ресурсами предприятия, которая включает показатели их функционирования, развития и повышения качества трудовой жизни. В связи с этим предприятия осуществляют планирование потребности в работниках, целенаправленный отбор и расстановку персонала, обучение и профориентацию, подготовку руководящих кадров. Сложность расчетов и включение этих показателей в единую систему оценки эффективности организации не означает снижение роли этой методологии. В системах открытого типа эффективность организации измеряется с учетом факторов внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на ее функционирование и развитие.

Системный подход к измерению эффективности характеризуется тем, что основное внимание уделяется способности фирмы получать все необходимые для производства продукции и услуг ресурсы из окружающей среды. Неспособность к такой деятельности ассоциируется с низкой эффективностью, так как любая организация, прежде чем начать свою деятельность, должна приобрести все необходимые для этого ресурсы. Поэтому оценка эффективности организации требует:


  • во-первых, измерения количества приобретенных ресурсов во внешней среде;
  • во-вторых, оценки выгодности торговых соглашений с фирмами-поставщика ресурсов.

В соответствии с этим формируется цель организации. В открытых системах большое значение имеет стратегический менеджмент, который предусматривает разработку планов стратегического развития и методов их реализации.

В процессе стратегического планирования менеджеры устанавливают ограниченное число сфер бизнеса, в которых организация может выйти победителем в конкурентной борьбе. Для этого конкретизируется в соответствии с предполагаемыми изменениями общая цель организации и принимаются решения, касающиеся групп потребителей, видов товаров и услуг, а также рынков. В центре внимания при этом находятся факторы, повышающие способность организации к гибкому реагированию на возникновение новых условий и факторов в окружающей среде и на рынках. Все это существенно уменьшает вероятность точных решений относительно стратегических перспектив и необходимых ресурсов и приводит к снижению надежности количественных оценок рентабельности использования ресурсов и ожидаемой прибыли.

Оценка эффективности с учетом состава всех заинтересованных групп, динамики их приоритетов и общественных ценностей измеряется степенью удовлетворение ожиданий и потребностей всех групп интересов, в составе которых выделяют внешние по организации и внутренние, то есть присущие ему самому. Число внешних переменных во всех заинтересованных группах, как правило, значительное, и компании часто вынуждены использовать поочередное решение проблем, основываясь на теории очередей. Не менее сложным является и управление интересами внутренних групп, в роли которых могут рассматриваться различные образования.

Наличие в составе крупных предприятий многофункциональных подсистем свидетельствует, что у них есть свои специфические целевые установки, в соответствии с которыми организуется работа. Соответствие между целью и интересами достигается путем согласования позиций и принятия компромиссных решений, которые бы удовлетворяли членов различных групп и систему в целом. Критерий эффективности при таких условиях должен отражать взаимосвязи, возникающие между целью и интересами различных групп, а потому окончательное решение о том, насколько успешна работа организации принимается на основе обсуждения и всестороннего анализа на высоком уровне менеджмента.


В любом случае прибыль и его рост не рассматриваются как единое свидетельство эффективной деятельности организации: учитываются и динамика доходов в расчете на одну акцию, и размеры долгосрочных инвестиций, и взаимоотношения с общественностью, и многие другие параметры, которые определяют не только экономический состояние организации, но и ее место в обществе.

Согласно такому пониманию критериев формулируется и цель организации, выделяются приоритеты для соответствующего этапа ее развития. Например, усилить поддержку предприятия со стороны местных органов власти, не оставить без внимания ни одной жалобы потребителей на качество продукции и обслуживания. Пути и способы достижения более высоких показателей эффективности организация выбирает в зависимости от целей и ситуационных особенностей ее функционирования и развития.

2.2 Понятие эффективности менеджмента, подходы, методы и показатели ее оценки

В условиях интенсивной и жесткой конкуренции, которая является основным критерием рыночной экономики, эффективный менеджмент становится одним из основных конкурентных преимуществ, обеспечивающим организации укрепление ее позиций на рынке и возможность развития в долгосрочной перспективе.

В общем случае эффективность определяется как соотношение полученного эффекта и величиной приложенных усилий, что видно из следующей формулы [41, с.26]:

(1)

В качестве эффекта могут рассматриваться доход, прибыль, прирост доли рынка, прирост производительности труда и другие результаты, которые могут быть получены в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В качестве затрат могут рассматриваться любые затраты материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов предприятия. Отсюда следует, что эффективность менеджмента организации определяется возможностью обеспечить рациональное использование ресурсов организации и достижение поставленных целей при минимуме затрат и максимуме полученных результатов.

В современной литературе по теории управления не существует строго определенного понятия «эффективного менеджмента», однако ее анализ позволил выделить ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность менеджмента и рациональное управление которыми способно обеспечить достижение намеченных результатов при ограниченных затратах. Так, например, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в качестве основного фактора, определяющего уровень эффективности менеджмента отмечают способность системы управления приспосабливаться к внешней среде [с.89 ]. Структура внешней среды организации показана на рисунке 8.


Как видно из данного рисунка, управление организацией осуществляется под влиянием множества факторов внешней среды, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на организацию. В связи с этим эффективным может быть признано только такое управление, которое обеспечивает уменьшение негативного влияния факторов внешней среды и реализацию возможностей, которые возникают в окружении организации, и которые способны обеспечить укрепление ее конкурентных позиций.

Определяющее влияние на эффективность менеджмента организации оказывают знание, опыт, способности, компетентность, ценности руководителя. Ведущая роль этих факторов определяется тем, что по своему содержанию управленческий труд представляет собой процесс принятия управленческих решений. По определению Р.А. Фатхутдинова управленческое решение представляет собой нахождение определенного варианта действий посредством выявления и оценки альтернатив, осуществление этой деятельности и ее конечный результат [42, с.91]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что если руководитель обладает достаточными знаниями, навыками и опытом, необходимыми для выбора конкретной альтернативы с учетом заданных критериев и особенностей ситуации, тем выше качество управленческих решений, а следовательно, выше эффективность менеджмента.

конкуренты

Законы и государственные органы

профсоюзы

потребители

поставщики

Организация

Среда прямого воздействия

Состояние экономики

Среда косвенного воздействия

Международные события

Социо-культурные факторы

Политические факторы

Научно-технический прогресс

Организация

Рисунок 8 – Внешняя среда организации

Эффективность менеджмента также во многом определяется такими факторами, как ценности и стиль управления. В данном случае под ценностями понимается совокупность представлений и верований относительно того, что приемлемо, а что не приемлемо для руководителя с учетом его позиции в организационной структуре. Что касается стиля управления, то он представляет собой совокупность приемов и методов, которые руководитель использует для воздействия на подчиненных. Но если ценности определяются непосредственно особенностями личности руководителя, то выбор стиля управления должен осуществляться не только с учетом личных особенностей, но и с учетом уровня развития коллектива, который является объектом управления. Только в этом случае. Можно обеспечить эффективное использование методов управления.


Президент известной корпорации «Интел» Энрю С. Гроув, в качестве одного из основных факторов эффективного менеджмента выделяет наличие единой команды руководителей [19, с. 941]. Объясняется это тем, в современных условиях функционирования организаций для решения проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности, необходимы умения и знания в различных профессиональных областях управленческой работы. В связи с этим, управленческие решения, принятые единолично, не дадут такого результата как решения, принятые командой специалистов. Непосредственно в команде проявляются и такие умения руководителя как делегирование полномочий и ответственности, которые также оказывают непосредственное влияние на эффективность управления в организации.

Формированию командного духа в организации во многом способствует и организационная культура. О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют организационную культуру как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организациями и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. [ 7, с. 421]. О роли организационной культуры в процессе организации эффективного управления свидетельствуют слова известного американского специалиста в области социального менеджмента М. Элвессона, который отмечает следующее: «Компания – это прежде всего культура. Образцовые компании, как правило, формируют широкий диапазон ценностных установок, множество их ценностей интегрируют понятия экономического здоровья, служению потребителю и созданию смысла для тех, кто стоит внизу. В тех самых компаниях, в которых господствует культура, достигается наивысший уровень истинной автономии, так как именно культура регулирует важнейшие переменные организации, наполняя их смыслом» [43, с.124].

Таким образом, организационная культура через формирующие ее верования, ценности, нормы, правила способная направить поведение работников организации на достижение поставленных целей. Задача руководителей в этом случае заключается в том, чтобы обеспечить эффективное управление организационной культурой, которое в свою очередь будет способствовать повышению эффективности менеджмента организации в целом.

Особенности функционирования современных организаций и характер решаемых ими задач требуют, чтобы эффективное управление базировалось на принципах лидерства. В общем случае лидерство определяется как особый тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из данного определения следует, что основное отличие лидерства от формально власти заключается в том, что лидерство основано в большей степени на процессе социального взаимодействия, а не на использовании формальных механизмов управления, которые обусловлены занимаемым должностным положением руководителя в организации. В связи с этим работники организации воспринимают методы управления, используемые лидером не как методы прямого административного воздействия на их поведение, а как способ побуждения к достижению целей организации, обеспечивающий достижение и их личных целей. Управление, организованное таким образом, является гораздо более эффективным.